Обучение написанию сочинения-описания
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obuchenie_napisaniyu_sochineniya-_opisaniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
По теме: Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания
Цели, задачи урока:
Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; обрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.
Оборудование:
Запись музыки Г. Свиридова «Метель», рисунки, Снеговик, таблички.
ХОД УРОКА.
- Необычное начало урока по усмотрению учителя.
- Создание атмосферы творчества. Приглашение в путешествие.
У: Вы любите путешествовать, ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?
Д: Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведениях, и путешествуем вместе с героями.
У: А ещё можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причём, чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хотабыч, ни ковёр-самолёт. Мы возьмём с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется Сочиняйка. Попасть туда может любой человек, который умеет фантазировать.
- Понятие о значении корня –чин-.
У: Откуда же взялось в русском языке слово «сочиняйка»? оказывается, что от старинного корня –чин-, что значит «порядок». Отсюда и выражения: «Сели чинно, рядком». «Всё будет чин-чинарём».
Задание: подберите родственные слова с корнем –чин-.
У: Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определённом порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определённом порядке.
- Постановка целей урока.
У: Тема урока и будет сочинение.
У: Но раз уж мы решили отправляться в необычное путешествие, то запишем ещё одно слово: «фантазия».
- Работа над понятиями «текст» и «части текста».
У: Сочинение это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают общую идею. И как любой текст, записываются по определённым правилам. Вспомним их. (Ученики вспоминают правила, а в это время на доске открываются карточки с названиями):
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Какую роль играет каждая часть?
6. Определение темы сочинения.
У: Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка.
- о каком времени года «говорит» музыка?
Д: О зиме.
У: В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, ребята, каким образом можно туда попасть?
Д: - На санях Деда Мороза.
- На снежинке.
- На зимнем ветре.
- На метле бабы Яги.
А вот и первый житель Сочиняйки (учитель вывешивает плакат Снеговика). Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что … (звучит аудиозапись).
Я – весёлый снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
«Не придет ли новый друг?»
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
У: Не нас ли с вами он высматривает? Наверное хочет рассказать нам что-нибудь интересное или какой-нибудь секрет. Предлагаю вам написать сочинение на тему: «Секрет снеговика». (Дети записывают в тетрадь тему сочинения)
У: Каким будет тип текста?
Ученики: Повествование с элементами описания.
- Определение содержания каждой части. Составление плана.
– Что будет главным в сочинении?
– Сам секрет Снеговика.
– В какой части текста его запишем?
- В основной.
(Под табличкой « Основная часть» выставляется табличка «Секрет Снеговика»).
У: - Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала надо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?
Ученики: Во вступлении. (Под табличкой «Вступление» появляется табличка «Встреча со снежным человечком»).
У: У каждого на парте есть свой снеговик, которого мы изготовили на уроке труда. У каждого из них свой характер, своё настроение. Опишите их! Только скажите, где следует это записать?
Ученики: В заключительной.
У: Какие чувства вам принесло новое знакомство?
(Ответы детей. Появляется табличка: «Как хорошо иметь друга!», которая завершает план. На доске появляется план сочинения.).
План сочинения.
- Вступление. Встреча со снежным человечком.
- Основная часть.
а) Как выглядит новый знакомый?
б) Секрет Снеговика.
3. Заключение. Как хорошо иметь друга!
8. Работа над средствами выразительности письменной речи.
У: Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи: сравнение. Именно они позволяют представить вашего Снеговика ярче.
9. Запись сочинения.
У: Желаю вам интересного путешествия и жду ваших рассказов.
(Дети пишут сочинение на фоне спокойной классической или инструментальной музыки.)
10. Обсуждение сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение - описание по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Конспект урока по развитию речи...
Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.
На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...
Обучение написанию сочинения-описания
Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе....
Обучение сочинению-описанию младших школьников на материале наблюдений
Методическая разработка по обучению сочинению0описанию младших школьников...
Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование аналитических умений. Знакомство с типом тек...
Памятка для написания сочинения-описания "Моя мама" 2 класс
Памятка для написания сочинения-описания "Моя мама"...