Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Притульская Жанна Юрьевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_rp_russkiy_yaz.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол №___

от «___» ____ 20___ г

_________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

«___» ______ 20___ г

_________ Ж.Ю. Притульская

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ

«Воронцовская СШ»

«___» _______ 20___г

________ Я.В. Бауэр

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: русский язык

Класс: 4

Уровень общего образования: начальный

Учитель: Притульская Жанна Юрьенва

Срок реализации программы, учебный план: 2019-2020

Количество часов по учебному плану

Всего 170 часов в год, в неделю 5 часов.

Планирование составлено на основе Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников системы «Школа России») В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.  М: Просвещение, 2019 г.

Рабочую программу составила учитель начальных классов   Притульская Жанна Юрьевна

Воронцовка 2019 год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

№ урока

дата

Тема  урока и программное содержание.

Характеристика деятельности обучающихся

план

корректировка

Повторение (11 ч)

1

1

2

Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. Словарные слова: человек, пожалуйста.

Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова " нашей речи; слова- приветствия, слова- прощания, слова- просьбы, слова- извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении " волшебных " слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст по выбранной пословице.

Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Соблюдать номы построения текста.

2

2

4

Текст. Словарные слова: каникулы.

 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, тема, основная мысль текста. Составление планов к данным текстам.

3

3

5

Текст.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и частей текста. (абзацев).Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине .Развитие чувства ответственности за порученное дело.

4

4

6

Текст. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Работать с памяткой  " Как подготовиться к составлению повествовательного текста".

5

5

7

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Устанавливать связь слов в предложении.

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

Выделять грамматическую основу предложения.

Сравнивать и различать распространенные и нераспространенные предложения.

Различать второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Разбирать предложение по членам предложения с использованием терминов: распространенное предложение и нераспространенное предложение, главные члены предложения и второстепенные члены предложения, грамматическая основа предложения, дополнение, обстоятельство, определение.

Составлять предложения, используя образные выражения и фразеологические обороты.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их различие.

Восстанавливать содержание текта с нарушенным порядком предложений.

Оценивать результаты выполнения задания " Проверь себя" по учебнику.

6

6

9

Предложение.

Виды предложений по эмоциональной окраске ( интонации) : восклицательные и невосклицательные.

7

7

11

Обращение.

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

8

8

12

Главные и второстепенные члены предложения.

Связи между словами в предложении.  Различение главных и второстепенных членов предложения. Разбор предложения по членам.

9

9

13

Основа предложения.

Нахождение главных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений.

10

10

14

Входной контрольный диктант.

11

11

16

Словосочетание.

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Словарные слова: горизонт.

Развитие речи. Восстановление деформированного текста.

 Предложение (9 ч.)

1

18.09

Однородные члены предложения.

Представление о предложениях с однородными членами.

 

Наблюдать (анализировать) и устанавливать: могут ли быть предложения, в которых при одном сказуемом два или несколько подлежащих, а при одном подлежащем несколько сказуемых.

Формулировать выводы по результатам наблюдений с использованием терминов: однородные подлежащие, однородные сказуемые.

Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты.

Разбирать по членам предложения распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами и без них.

Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов).

Наблюдать за предложениями с однородными главными членами и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных подлежащих и однородных сказуемых.

Наблюдать за предложениями и устанавливать, могут ли быть однородными второстепенные члены предложения.

2

19.09

Однородные члены предложения.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов ( и, а, но).

3

20.09

Однородные члены предложения.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Словарные слова: багаж, календарь.

4

21.09

Однородные члены предложения.

Запятая между однородными членами , соединёнными союзами.

5

23

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана " Золотая осень".

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.

Словарные слова: комбайн, комбайнёр,

6

25

Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. различение простого и сложного предложения  с однородными членами.

7

26

Простые и сложные предложения.

Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении.

8

27

Простые и сложные предложения. Словарные слова: прекрасный.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

9

28

Проверочная работа по теме " Простые и сложные предложения."

Оценивать .результаты выполнения задания  " Проверь себя".

Слово в языке и речи (21 ч).

1

30.

Лексическое значение слова.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового  словаря.

Анализировать высказывания о русском языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнить с помощью толкового словаря.

Определять значение слова, пользуясь толковым словарём.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Наблюдать над изобразительно- выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

2

2

Лексическое значение слова.

Словарные слова: библиотека, библиотекарь.

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах. устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.

3

3

Лексическое значение слова

Словарные слова: шофёр, ещё.

Работа с лингвистическими словарями ( толковым, синонимов. антонимов. омонимов. фразеологизмов).

4

4

Лексическое значение слова

Развитие речи. наблюдение над  изобразительно- выразительными средствами языка( словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

5

5

Состав слова. Значимые части слова. Словарные слова: корабль.

Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и при ставок.

Контролировать правильность объединения слов в группу.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Объяснять алгоритм разбора слова по составу.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Моделировать слова.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

6

7

Значимые части слова.

Словарные слова: костюм.

Различение однокоренных слови различных форм одного и того же слова .Различение однокоренных слов и синонимов ,  однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

7

9

Значимые части слова.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы.

8

10

Значимые части слова.

Различение изменяемых и неизменяемых слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу .Моделирование слова с определенным составом.

9

11

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Правописание слов с безударным гласным в  корне.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

10

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Словарные слова: вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет.

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным., с непроизносимым согласным.

11

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Правописание двойных согласных в словах.

12

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Правописание приставок и суффиксов .Правописание суффиксов - ик и - ек.

Работать с орфографическим словарём.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Сочинять объявление.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

13

Правописание ъ и ь разделительных знаков. Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления.

Работа с орфографическим словарём.

14

Контрольный диктант по теме " Состав слова".

15

Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи.

Словарные слова: двенадцать, двадцать.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Подбирать примеры изученных частей речи.

16

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Словарные слова: одиннадцать, шестнадцать.

17

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Формирование предствлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении..

18

Наречие (общее представление).

Словарные слова: впереди, медленно, вчера, теперь, завтра.

Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия.

Устанавливать в процессе наблюдения и анализа: наречие - неизменяемая часть речи.

Разбирать наречия по составу.

Объяснять, какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) всегда отсутствует в наречиях.

Устанавливать, каким членом предложения является наречие.

Упражняться в правописании суффиксов -о, -а в наречиях.

19

Наречие.

Значение и употребление в речи.

20

Проверочная работа по теме " Наречие".

Оценивать результаты своей работы.

21

Развитие речи. Сочинение- отзыв по репродукции картины  В. М. Васнецова " Иван- царевич на Сером Волке".

Проверка умения ставить запятую при однородных членах с союзами и без союзов, писать слова на диапазоне изученных правил.

Имя существительное (39 ч)

1

Изменение по падежам.

Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам.

Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа.

Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам.

Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода.

Определять существительные, которые употребляются только в форме единственного числа, только в форме множественного числа, существительные общего рода, составлять с ними предложения, использовать в тексте.

Толковать (объяснять) значение образных выражений и пословиц.

Высказываться (строить монологические высказывания), вести диалог по результатам наблюдений об изменении имен существительных.

Давать толкование термину существительные общего рода.

Составлять с существительным общего рода предложения, употреблять эти существительные в тексте.

.

2

Изменение по падежам.

Определение падежа , в котором употреблено имя существительное.

3

Изменение по падежам.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

4

Изменение по падежам.

Начальная форма имени существительного.

Словарные слова: телефон, аллея.

5

 Изменение по падежам.

Имена существительные , которые употребляются в одной форме.( пальто, кофе).

6

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

7

Падежные окончания имён существительных 1-ого склонения.

Словарные слова:беседа, беседовать.

8

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова " Первый снег". ( сочинение- описание).

Составлять описательный текст по репродукции картины .

9

2- е склонение имён существительных.

Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных.

10

Падежные окончания имён существительных 2- ого склонения. Словарные слова: агроном.

Склонять существительные, устанавливать, что изменяется у существительных при склонении, и выделять окончания существительных.

11

3 - склонение имён существительных .

Выделять из предложений словосочетания с существительными.

Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании.

Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен существительных и формулировать вывод по результатам наблюдений.

Строить алгоритм рассуждений при определении падежа существительного.

Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме.

Определять падеж существительного в предложении (в тексте).

12

22/11

Падежные окончания имён существительных 3- го склонения.

Словарные слова: пейзаж, портрет.

13

Развитие речи. Составление  сочинения - отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина " Кружевница".

14

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Способы проверки  безударных падежных окончаний  имён существительных.

Выделять безударные окончания существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж существительных.

15

Именительный и винительный падежи.

16

Родительный падеж.

. производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; выбирать из предложения существительные с указанными грамматическими признаками; использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д.

17

Родительный падеж.

Словарные слова: портрет, инженер.

18

Именительный , родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

19

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Словарные слова: хлебороб, овца.

20

Дательный падеж.

21

Дательный падеж.

22

Дательный падеж. Словарные слова: адрес

23

Творительный падеж.

Правописание имён существительных в творительном  падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

24

Творительный падеж.

Словарные слова: вчера, сегодня.

Применять полученные знания на практике: устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного; определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;

25

Предложный падеж.

26

Предложный падеж.

Словарные слова: костёр.

27

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

28

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Выделять безударные окончания существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж существительных.

Работать в паре: предлагать и обсуждать (строить монологические высказывания, вести диалог) варианты объяснения, от чего зависит правописание падежных окончаний имен существительных, оценивать предложенные варианты, подготавливать общий текст-объяснение.

Формулировать обобщенное правило проверки правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения ударными окончаниями (работать по таблице).

Строить алгоритм объяснения правописания безударных падежных окончаний существительных.

Толковать (объяснять) значение выделенных слов и выражений через включение их в готовый или или самостоятельно составленный текст (контекст).

29

Контрольный диктант по теме «Склонение существительных»

30

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

31

Именительный падеж.

Словарные слова: путешествие, путешественник.. директор.

32

Родительный падеж.

Словарные слова: килограмм., грамм.

33

Родительный падеж.

Словарные слова: газета.

34

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

35

Дательный, творительный, предложный падежи. Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.

36

Дательный, творительный, предложный падежи

Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

37

Контрольный диктант по теме " Имя существительное".

Оценивать результаты своей работы.

38

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного.

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи.

39

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Формирование мотивации к проведению исследовательской работы.

Проект "Говорите правильно!".

Сочинять текст- сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых ( сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Имя прилагательное (30 ч.)

1

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.

Характеризовать лексическое значение имен прилагательных.

Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам).

Объяснять термин родовые окончания имен прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях.

2

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам в единственном числе.).

Словарные слова: автомобиль, семена, .

3

Начальная форма имён прилагательных.

Словарные слова: электростанция, электровоз, электричество, электрический, сейчас.

4

Развитие речи. Сочинение - описание по личным наблюдениям на тему " Моя любимая игрушка".

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке". А. С. Пушкина."

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить лексический анализ слов- имён прилагательных.

5

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Склонять имена прилагательные в форме единственного числа мужского и среднего рода.

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердой и мягкой основой (работать по таблице).

Формулировать вывод по результатам проведенного сравнения.

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского рода, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными (работать по таблице)

Формулировать вывод по результатам проведенного сравнения.

Анализировать предложенные модели проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме мужского и среднего рода.

Формулировать алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний прилагательных в форме мужского и среднего рода.

Применять на практике различные способы проверки правописания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных в форме мужского и среднего рода

Склонять имена прилагательные в форме женского рода с твердой и мягкой основами в словосочетаниях с одушевленными и неодушевленными существительными.

6

Развитие речи. Составление текста- рассуждения по репродукции картины В. Серова " Мика Морозов".

7

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

8

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

Словарные слова: правительство, аппетит.

9

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

Словарные слова: километр.

10

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Словарные слова: космос, космический, командир.

11

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи.

12

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный, родительный падежи.

13

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Творительный падеж.

14

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Предложный падеж.

15

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

Развитие чувства любви к родному краю - частичке своей большой родины на основе содержания текстов.

16

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

17

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

Именительный и винительный падежи.

18

Именительный и винительный падежи.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных.

Анализировать разные способы прверки безударного падежного окончания имён прилагательных и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

19

 Родительный падеж.

Словарные слова:экскурсия, вагон.

20

Дательный падеж.

Словарные слова: кастрюля, издалека.

21

Творительный падеж.

22

Родительный, дательный, творительный падежи.

Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа , а также к национальному достоянию других стран и народов.

23

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

Записывать текст по памяти. находить информацию о достопримечательностях своего села., обобщать её и составлять сообщение.

24

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Иметь представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

25

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста, составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха " Заморские гости".

26

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Именительный и винительный падежи.

27

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Родительный и предложный падежи.

Словарные слова: салют, ботинки, богатство.

28

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Дательный и творительный падежи.

Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

29

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря " Февральская лазурь".

Морфологический разбор имён прилагательных.

Оценивать результаты своей работы.

Высказывать своё мнение о картине   И. Э. Грабаря " Февральская лазурь

30

Контрольный диктант по теме " Имя прилагательное".

                  Личные местоимения ( 8 ч ).

1

Местоимение (повторение и углубление представлений о личных местоимениях).

Роль личных местоимений в речи.

Выделять личные местоимения в предложении (в тексте).

Устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют.

Наблюдать за личными местоимениями и характеризовать их грамматические пр .изнаки: устанавливать, изменяются ли личные местоимения по числам; устанавливать, на существительные какого рода указывают личные местоимения я, ты, мы,

Наблюдать за предложениями с личными местоимениями и устанавливать, каким членом предложения может быть личное местоимение.

Различать личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Различать личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Применять знания об определении лица и числа личных местоимений на практике.

2

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

3

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

4

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

5

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Словарные слова: металл, металлический. Морфологический разбор личных местоимений.

6

Окончания личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

7

Проверочная работа по теме " Личные местоимения".

Формирование почтительного отношения к родным , окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.

Оценивать результаты своей работы.

Составлять небольшие тексты- диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений

8

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

                                                                                                   Глагол  ( 34 ч.).

.

1

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

Выделять глаголы среди других частей речи.

Различать глаголы и имена существительные, называющие действия предмета.

Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Наблюдать и анализировать, какова роль глаголов в речи.

2

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов( настоящее, прошедшее, будущее).

3

Изменение глаголов по временам.

Словарные слова : гореть, сверкать.

4

Неопределенная форма глагола.

Словарные слова: лучше, расстояние.

Выделять глаголы в неопределенной форме в предложении (в тексте)

Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределенной форме.

Разбирать глаголы в неопределенной форме по составу.

5

Неопределенная форма глагола.

Словарные слова: везде, свитер, сверху, снизу.

6

Неопределенная форма глагола.

Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

7

Неопределенная форма глагола.

Характеризовать роль глаголов в неопределенной форме в речи.

8

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как по неопределенной форме глагола определить все его возможные формы времени.

Устанавливать на практике по неопределенной форме данного глагола все его возможные формы времени.

9

Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

10

Лицо и число глаголов.

Словарные слова: сеялка.

11

Глаголы , которые не употребляются в форме 1- го лица настоящего и будущего времени.( победить и др.).

12

2- е лицо глаголов. Правописание окончаний во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

13

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана " Весна. Большая вода".

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

14

1 и 2 спряжение глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени.

Сравнивать правописание гласных в личных окончаниях глаголов в форме одного и того же лица, и числа.

Объяснять различие в правописании гласных в личных окончаниях глаголов.

Характеризовать правописание гласных в личных окончаниях глаголов I и II спряжения по таблице

15

1 и 2 спряжение глаголов.

Спряжение глаголов в будущем времени.

16

1 и 2 спряжение глаголов

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

17

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Объяснять, почему окончания глаголов в форме настоящего и будущего времени называются личными окончаниями.

Объяснять, может ли быть личное окончание глагола орфограммой.

Сравнивать правописание гласных в личных окончаниях глаголов в форме одного и того же лица, и числа

Наблюдать за тем, когда личные окончания глаголов (кроме безударных личных окончаний) являются орфограммой.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, объяснять их правописание.

Использовать на практике правило правописания глаголов в неопределенной форме на –ться и глаголов в форме 3-го лица единственного числа на –тся.

Различать глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа на -тся и существительные на -ца, используя на практике правила их правописания.

Использовать на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Составлять и решать проблемно-грамматические задачи, касающиеся грамматических признаков глагола и правописания безударных личных окончаний глаголов.

Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор).

18

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Способы определения 1 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

19

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Способы определения 1 спряжения глаголов  с безударными личными окончаниями.

20

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Способы определения 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

21

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

22

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Словарные слова: назад, вперёд.

23

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

24

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

25

Правописание возвратных глаголов.

Возвратные глаголы  ( общее представление).

26

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание - тся и -ться в возвратных глаголах.

27

Развитие речи. Работа с текстом.

Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Работать с текстом, составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план текста.

Определять форму времени прошедшего времени по составу глагола.

Разбирать глаголы в неопределенной форме и в форме

28

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Изменение глаголов прошедшего времени  по родам и числам.

29

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

Словарные слова: свобода, здесь.

Формирование уважения к обычаям , принятым в нашей стране и в других странах.

. Устанавливать, как глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам.

Образовывать глаголы в форме прошедшего времени и разбирать их по составу.

Определять неопределённую форму глагола

Разбирать глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени по составу

30

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны.

31

Обобщение по теме " Глагол"

Оценивать результаты выполненного задания " Проверь себя".

Работать с памяткой " Разбор глагола как части речи".

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

32

Обобщение по теме " Глагол"

Морфологический разбор глагола.

33

Контрольный диктант по теме     " Глагол"

34

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста.

                                                                                                                             Повторение  ( 18 ч ).

1

 Повторение. Язык и речь.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Соблюдать номы построения текста

2

 Повторение. Текст.

3

 Повторение. Предложение и словосочетание.

4

Повторение. Синтаксис  и пунктуация.

Составлять предложения на заданную тему.

 Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков.

5

Итоговый контрольный диктант за год.

6

Анализ итогового контрольного диктанта.

7

Повторение. Лексическое значение слова..

8

Повторение.  Состав слова.

9

Повторение. Части речи.

10

Повторение. Имя существительное.

11

Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

12

Повторение. Имя существительное.

13

Повторение, Имя прилагательное.

14

Повторение, Имя прилагательное.

15

Повторение .Глагол.

16

Повторение .Глагол.

17

Повторение. Местоимение.

16

Повторение. Местоимение.

17

Повторение. Звуки и буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....