Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 а классе
Дата: 10.02 .2016
Тема урока : Правописание глаголов
Тип урока : урок- рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Задачи:
- образовательные: повторять знакомые орфограммы , формировать умение распознавать глагол , формировать умение правильно пользоваться алгоритмом правописания глаголов, познакомить с морфологическими признаками личных глаголов.
- развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков. Развивать критическое мышление ,внимание, познавательную активность.
- воспитательные: создать условия для реальной самооценки обучающихся, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах и малых группах. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроке, взаимопомощь
Формируемые УУД:
Предметные: Применять правописание изученных орфограмм; применять умение работать по алгоритму ; распознавать части речи , выделять морфему слова , выделять орфограмму в слове .Развивать грамотную монологическую речь
Метапредметные:
Познавательные: наблюдать, сравнивать и делать выводы; анализировать данные тексты , слова , орфограммы ; выделять существенные признаки и практически их использовать; использовать разные способы для получения результата; ориентироваться в схемах; высказывать свое мнение при обсуждении результата.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу урока; планировать собственную деятельность; планировать собственные действия по устранению пробелов в знании.
Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы; сотрудничать с товарищем при работе в парах , группах ; овладевать навыками оформления своих мыслей в устной монологической речи.
Личностные: проявлять положительное отношение к урокам русского языка, оценка эмоционального состояния; совершенствовать монологическую речь.
Технологии: опережающее обучение, частично-поисковая деятельность учащихся, организация самостоятельной работы учащихся, применение ИКТ.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карточки для индивидуальной работы №1, карточки для парной работы № 2 , карточки для групповой работы №3, презентация , мультимедийное оборудование.
Часть урока | Действие учителя | Действие учащегося | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
Мотивационный этап 1.Вступление 2. Проверка д/з | 1 Приветствие Обратите внимание на доску (слайд 1) Узнаете , кто это ? Конечно, это герои мультфильма «Умка». Друг Умки улетел на елку, а потом он начал учиться в школе , как и вы в 3 четверти Умка долго думал, что такое школа ? Как ему объяснить , чем там занимаются дети на уроке русского языка ? Какое было домашнее задание? С какой частью речи мы работаем.на уроке ? Какие существенные признаки глагола вы знаете ? Найдите в тексте , который вы записали глаголы в которых надо было исправить орфограмму и подчеркните их. Сколько получилось глаголов? Загаворил Спрасил Насились Распивала Заслушились Проверка с доской. Чем вы занимались в домашнем задании , как называется это действие ?
| (Отвечают , чем мы занимаемся на уроке русского языка ) На уроке русского языка мы учимся , учимся писать правильно слова , писать изложение , пишем письма…. И т. Д.
Надо было исправить ошибки в тексте и исправленный вариант записать. Мы работаем с глаголом . Получилось 5 глаголов . Объяснение правописание орфограмм учащимися . Мы занимались правописанием глаголов . | Личностные УУД: -выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Регулятивные УУД: - прогнозирование; - фиксирование индивидуального затруднения. Коммуникативные УУД: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учет разных мнений. Личностные УУД: -способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; -в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести. |
3.Сообщение темы урока | 2. Какая часть речи помогает узнать какое действие мы совершаем . 3. По каким существенным признакам вы поняли , что это глагол ?
4.Для чего мы изучаем эту тему глагол . Мы учимся правильно писать глагол , учимся находить его в тексте , тогда какова тема урока ? Проверьте по учебнику тему урока . | Это глагол. Глагол –это часть речи , которая отвечает на вопросы Что сделать ? Что делать ? и обозначает действие предмета . Мы изучаем глагол для того , чтобы … Тема урока Правописание глаголов Читают тему в учебнике с 40 . | Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Регулятивные УУД: - прогнозирование; - фиксирование индивидуального затруднения. Коммуникативные УУД: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учет разных мнений. Личностные УУД: -способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; -в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести. |
3. Актуализация знаний | Давайте проверим , какие орфограммы мы уже знаем о глаголе ? В каких морфемах они встречаются ? ( ответы детей учитель фиксирует на доске маркером , написав только графически морфему или правило) |
Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. - извлечение необходимой информации из текста; - умение структурировать знания; - постановка и формулирование учебной задачи. Коммуникативные УУД: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу. | |
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. | ( слайд5) Я собрала орфограммы , проверьте , какие вы не назвали не назвали ? Слайд | Мы знаем орфограммы : Правописание не с глаголом Правописание Безударной гласной в корне слова Правописание Безударной гласной в приставке Правописание Безударной гласной в Суффиксе Правописание Безударной гласной в окончании Правописание согласных в приставке Правописание Ться тся Правописание ь знака | |
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). | .Собери инструкцию Что мы должны сделать для того , чтобы научится правильно писать ? В этом нам помогает учебник Чтобы правильно научиться писать есть алгоритм –наши действия , по шагам которого мы правильно выполнив его добьемся верного результата Мы знаем этот алгоритм ( инструкцию ) Определи последовательность действий . обозначь цифрами от 1 до 5 Давайте проверим вашу работу .Слайд | Чтобы грамотно писать надо тренироваться … Надо знать где, встречается орфограмма .. Надо знать , как проверить орфограмму .. Надо действовать по инструкции. ( Учащиеся ставят цифры по порядку) Индивидуальная работа . 1. Прочитай слово Учащиеся проверяют по слайду свою работу . |
Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. - - умение структурировать знания; - постановка и формулирование учебной задачи. Коммуникативные УУД: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Первичное закрепление Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы | Почему некоторые из вас испытали трудность? Повторите его еще раз. Этот алгоритм нам будет помогать разобраться в правописании глаголов. На доске появляется (слайд 6 ) Понаблюдайте над тем, что записано в 1 и 2 столбике и объясните по какому принципу сделаны записи . У вас на столе есть листочки с такими же столбиками, как выдумаете какое задание я приготовила для вас? А почему на столе только 1 листочек?( самостоятельная работа) Давайте проверим вашу работу . | Мы не четко знаем алгоритм . В 1 столбике записаны названия орфограмм, а во 2 – слова. Надо соединить орфограмму и слово. Эту работу надо выполнить в парах. . На доске учащийся маркером соединяют слова, объясняя слово по алгоритму : 1. Прочитай слово | Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, - извлечение необходимой информации представленной в разных формах (таблица) Регулятивные УУД: -составление плана решения отдельной учебной задачи совместно с классом. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - учет разных мнений. |
5.Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу | Работа с учебником Упражнение №1. Что мы должны выполнить , для того , чтобы верно выполнить задание ? Прочитайте текст . Какой это текст ? Какое задание вы будете выполнять?
Как понять, какие надо написать буквы ? Что надо записать вместо транскрипции? Давайте разберем слова . 1 слово : медведи(ца ) Значит , мы вспоминаем не только орфограмму , но и часть речи . 2 слово: присоседится – что обозначает это слово Какая это часть речи ? Какое правило надо вспомнить для правописания этого слова ? | План выполнения задания :
4.Подчеркни орфограмму
Надо записать текст и заменить слово в транскрипции , так как оно правильно пишется . Надо вспомнить орфограмму и написать по правилу . Слово медведица: правописание ца в существительных. Правописание в глаголах ться , тся Надо задать вопрос к слову . | Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, -структурирование знаний. Регулятивные УУД: - составление плана решения отдельной учебной задачи; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. |
(Дифференцированная работа) Слайд 7 Кто хочет усложнить задание я записала все стихотворение в транскрипции . Попробуйте записать более сложный вариант А потом проверить по учебнику . Даю 2 варианта Списать с заданием по учебнику . На листочках : (Стихотворение написано в транскрипции) Найдите глаголы в тексте и подчеркните их. Какие орфограммы вы применили для их правописания? Докажите их правописание | Учащиеся записывают текст в тетрадь. Правописание ться , тся , правописание безударной гласной . | ||
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу | Значит для написания орфограмм мы должны знать :
Задание 2 Нам надо проверить как вы знаете части речи . Работа в 6 группах по вариантам Я вам даю слова . Подумайте , по какому существенному признаку они записаны в эту группу . Попробуйте добавить слова в свою группу . Какое задание вы получили? Что надо определить, Выберите командира , который представит вашу работу . | Надо понять, какая часть речи записана на листочке и дописать слово на эту орфограмму. | Познавательные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Регулятивные УУД: - прогнозирование; - фиксирование индивидуального затруднения. Коммуникативные УУД: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -учет разных мнений. планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - учет разных мнений. Личностные УУД: -способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; -в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести. |
1 группа Подойдешь Сможешь Строишь 2 группа Меч Ключ Калач 3 группа Много задач Нет задач У плеч 4 группа Стричь Печь Лечь 5группа Вещь Ночь Мышь 6 группа Колюч Кипуч хорош |
Учащиеся представляют свою работу по плану . План : 1.Часть речи 2.Орфограмма | ||
Включение в систему знаний и умений. | Работа с учебником Упражнение №2 Найдите слова своей орфограммы в упражнении № 2 Запишите в свой столбик Выберите задание по силе :
Оцени свое задание. | ||
6.Рефлексия | Сложно для вас писать глаголы?Почему ? Наш Умка тоже решил написать своему другу предложение Ты прелитиш ко мне ? Слайд Что заметили ? Надо исправить ошибку .
Давайте вспомним инструкцию по которой мы работаем и докажем как правильно писать слова . Кто может выполнит ее самостоятельно
К какой части речи относится слово прилетишь ?Докажите . Сложно писать глаголы ? | В каких словах он допустил ошибку ? Исправляют на доске маркером доказывая . Читаю слово . Ставлю ударение . Нахожу опасное место. Выделяю орфограмму . Правило этой орфограммы . Запишите предложение верно. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
Подведите итог ,чем занимались на уроке. Выскажи свое мнение Я получил удовольствие от…. | Слайд . По выбору учащиеся высказывают свое мнение |
| |
Выставление отметок с самооценкой учащихся . |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке.
1.Наблюдение за выполнением самостоятельной работы учебных заданий совместного типа в парах и группах, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.
2. Самостоятельная работа в рабочей тетради с самопроверкой по эталону.
3. Лист самооценки «Незаконченные предложения»
Приложение Карточка 2
1.Правописание безударной гласной
2)Правописание согласных :
3 Правописание не с глаголом 4.Правописание ь знака | Не пишет Торопиться Бежишь Кончилась
растает
Печь Сделать |
Карточка 1
Найди опасное место
Выдели морфему , где находится опасное место
Прочитай слово
Вспомни правило написания орфограммы
Поставь ударение
1. Прочитай…… | 1. Прочитай…… | 1. Прочитай…… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...