Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Малахова Антонина Дмитриевна

Правописание глаголов  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_yazyk_4_klass.doc661 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 4 а классе

Дата: 10.02 .2016

Тема урока : Правописание глаголов 

Тип урока :  урок- рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Задачи:

  • образовательные:  повторять  знакомые орфограммы , формировать умение распознавать  глагол , формировать умение правильно пользоваться алгоритмом  правописания глаголов, познакомить с морфологическими признаками личных глаголов.
  • развивающие:  создать условия для развития коммуникативных навыков. Развивать  критическое  мышление ,внимание, познавательную активность.
  • воспитательные: создать условия для реальной самооценки обучающихся, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах и малых группах. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. Воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроке, взаимопомощь

Формируемые УУД:

Предметные:  Применять  правописание изученных орфограмм; применять умение  работать по  алгоритму ; распознавать  части речи , выделять морфему слова , выделять  орфограмму в слове .Развивать грамотную монологическую речь

Метапредметные: 

Познавательные: наблюдать, сравнивать и делать выводы; анализировать   данные тексты , слова , орфограммы ; выделять существенные признаки и практически их использовать; использовать разные способы для получения результата; ориентироваться в схемах; высказывать свое мнение при обсуждении результата.

Регулятивные: принимать и сохранять задачу урока; планировать собственную  деятельность; планировать  собственные действия по устранению пробелов в знании.

Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы; сотрудничать с товарищем при работе в парах , группах ; овладевать навыками оформления своих мыслей в устной монологической  речи.

Личностные: проявлять положительное отношение к урокам  русского языка, оценка эмоционального состояния; совершенствовать  монологическую  речь.

Технологии: опережающее обучение, частично-поисковая деятельность учащихся, организация самостоятельной работы учащихся, применение ИКТ.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карточки для индивидуальной работы №1, карточки для  парной работы № 2 , карточки для  групповой работы №3,  презентация , мультимедийное оборудование.

Часть урока

Действие учителя

Действие учащегося

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Мотивационный этап

1.Вступление

2. Проверка д/з

1 Приветствие

Обратите внимание на доску (слайд 1)

Узнаете  , кто это ? 

Конечно, это герои мультфильма «Умка».

Друг Умки  улетел на елку, а потом  он начал учиться  в школе , как и вы в 3 четверти

Умка долго думал, что такое школа ?

Как ему объяснить , чем там занимаются дети на уроке русского языка  ?

Какое было  домашнее задание?

С какой частью речи мы работаем.на уроке ?

Какие существенные признаки глагола вы знаете ?

Найдите в тексте , который вы записали   глаголы в которых надо было исправить орфограмму  и подчеркните  их.

Сколько получилось глаголов?

Загаворил

Спрасил

Насились

Распивала

Заслушились

Проверка с доской.

Чем вы занимались  в домашнем задании , как называется это действие ?

 

(Отвечают , чем  мы  занимаемся  на уроке русского языка )

На уроке

русского языка  мы  учимся , учимся писать правильно слова , писать изложение , пишем письма…. И т. Д.

 

Надо было исправить ошибки в тексте и исправленный вариант  записать.

Мы работаем с глаголом .

Получилось 5 глаголов .

Объяснение правописание орфограмм учащимися .

Мы  занимались правописанием глаголов .

Личностные УУД:

-выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные УУД:

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование;

- фиксирование индивидуального

затруднения.

Коммуникативные УУД:

-аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации;

-учет разных мнений.

Личностные УУД:

-способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

-в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести.

3.Сообщение темы урока 

2. Какая  часть речи  помогает узнать какое действие  мы   совершаем   .

3. По каким существенным признакам вы поняли , что это глагол ?

 

 4.Для чего мы изучаем эту тему глагол .

 Мы учимся правильно писать глагол , учимся находить его в тексте , тогда какова тема урока ?

 Проверьте по учебнику тему урока .

Это глагол.

Глагол –это часть речи , которая отвечает на вопросы  Что сделать ?

Что делать ?

  и обозначает действие предмета .

Мы изучаем глагол для того , чтобы …

Тема урока Правописание глаголов

Читают  тему в учебнике с 40 .

Познавательные УУД:

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование;

- фиксирование индивидуального

затруднения.

Коммуникативные УУД:

-аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации;

-учет разных мнений.

Личностные УУД:

-способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

-в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести.

3. Актуализация

знаний  

Давайте проверим , какие орфограммы  мы уже знаем о глаголе ?

В каких морфемах они встречаются ?

( ответы детей учитель фиксирует на доске маркером , написав только графически морфему или  правило)

 

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

- извлечение необходимой информации из текста;

- умение структурировать знания;

- постановка и формулирование учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

( слайд5)

 Я собрала орфограммы , проверьте , какие вы не назвали  не назвали ?

Слайд

Мы знаем орфограммы :

Правописание не с глаголом

Правописание

 Безударной гласной в корне слова

Правописание

 Безударной гласной в приставке

Правописание

 Безударной гласной в

 Суффиксе

Правописание

 Безударной гласной в  окончании

 Правописание согласных  в приставке

Правописание

 Ться тся

Правописание  ь знака

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

.Собери инструкцию 

Что мы должны  сделать для того , чтобы   научится правильно писать ?

 В этом нам помогает учебник

Чтобы правильно научиться писать есть алгоритм –наши действия , по шагам которого мы правильно выполнив его  добьемся верного результата

 Мы знаем этот алгоритм ( инструкцию )

Определи последовательность действий . обозначь цифрами от 1 до 5

Давайте проверим вашу работу .Слайд

 Чтобы грамотно писать надо тренироваться …

Надо  знать где, встречается орфограмма ..

Надо знать , как проверить орфограмму ..

Надо  действовать по инструкции.

( Учащиеся  ставят цифры  по порядку)

Индивидуальная работа .

 1. Прочитай слово

2.Поставь ударение

3. Найди опасное место

4. Выдели морфему , где находится опасное место

5. Вспомни  правило   написания орфограммы

Учащиеся проверяют по слайду свою работу .

 

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

- - умение структурировать знания;

- постановка и формулирование учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 4.Первичное закрепление

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

Почему  некоторые из вас испытали трудность?

Повторите его  еще раз.

Этот алгоритм нам будет помогать разобраться в правописании глаголов.

На доске появляется (слайд 6 )

Понаблюдайте  над тем, что записано в 1 и 2 столбике и объясните по какому принципу сделаны записи .

У вас на столе есть листочки  с такими же столбиками, как выдумаете какое задание я приготовила для вас?

А почему на столе  только 1

листочек?( самостоятельная работа)

Давайте проверим вашу работу .

 Мы   не четко знаем алгоритм .

В 1 столбике  записаны названия орфограмм, а во 2 – слова.

Надо соединить орфограмму и слово.

Эту работу надо выполнить в парах. .

 На доске учащийся  маркером  соединяют слова, объясняя  слово  по алгоритму :

1. Прочитай слово

2.Поставь ударение

3. Найди опасное место

4. Выдели морфему , где находится опасное место

5. Вспомни  правило   написания орфограммы

 Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

- извлечение необходимой информации представленной в разных формах (таблица)

Регулятивные УУД:

-составление плана решения отдельной учебной задачи совместно с классом.

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учет разных мнений.

5.Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

Работа  с учебником

Упражнение №1.

Что мы должны выполнить , для того , чтобы верно выполнить задание ?

Прочитайте текст .

Какой это текст ?

Какое задание вы будете выполнять?

 

Как понять,  какие надо написать буквы ?

Что надо записать вместо транскрипции?

Давайте разберем слова .

1 слово : медведи(ца )

Значит , мы вспоминаем не только орфограмму , но и часть речи .

2 слово: присоседится – что обозначает это слово

Какая это часть речи ?

Какое правило надо вспомнить для правописания этого слова ?

План  выполнения задания :

  1. Прочитай
  2.  Пойми , что надо сделать
  3. Спиши

4.Подчеркни орфограмму

 

Надо записать текст и заменить  слово в транскрипции , так как оно правильно пишется .

 Надо вспомнить орфограмму и  написать по правилу .

Слово медведица:  правописание ца в существительных.

Правописание  в глаголах ться , тся

Надо задать вопрос к слову .

Познавательные УУД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,

-структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

- составление плана решения отдельной учебной задачи;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

(Дифференцированная работа) Слайд 7

Кто хочет усложнить задание я записала все стихотворение в транскрипции .

Попробуйте записать более сложный вариант

А потом проверить по учебнику .

Даю 2 варианта

Списать с заданием по учебнику .

На  листочках :

(Стихотворение написано в транскрипции)

Найдите глаголы в тексте и подчеркните их.

Какие орфограммы  вы  применили для их правописания?

Докажите их правописание

Учащиеся  записывают текст в тетрадь.

Правописание ться , тся , правописание безударной гласной .

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

Значит для написания орфограмм мы должны знать :

  1. Часть речи
  2. Морфему
  3. Знать орфограмму

Задание 2

Нам надо проверить как вы знаете части речи .

Работа в 6  группах по вариантам

Я вам даю слова .

 Подумайте , по какому существенному  признаку они  записаны в эту группу  .

Попробуйте добавить слова в свою группу .

Какое задание вы получили?

Что надо определить,

Выберите командира , который  представит вашу работу .

Надо понять, какая часть речи записана на листочке и дописать слово на эту орфограмму.

Познавательные УУД:

-  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Регулятивные УУД:

- прогнозирование;

- фиксирование индивидуального

затруднения.

Коммуникативные УУД:

-аргументация  своего мнения и  позиции в  коммуникации;

-учет разных мнений.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учет разных мнений.

Личностные УУД:

-способность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

-в созданных совместно с учителем на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила, поведения, делать выбор, как себя вести.

1 группа  

Подойдешь

Сможешь

Строишь

2 группа

Меч

Ключ

Калач

3 группа

Много задач

Нет  задач

 У плеч

4 группа

Стричь

Печь

 Лечь

5группа

Вещь

Ночь

Мышь

 6 группа

 Колюч

 Кипуч

хорош

   

 Учащиеся   представляют свою работу  по плану .

План :

1.Часть речи

2.Орфограмма

Включение в систему знаний и умений.

Работа  с учебником

Упражнение №2

 Найдите слова своей орфограммы в упражнении № 2

Запишите в свой столбик

Выберите задание по силе :

  1. Запиши глаголы   (2 столбика)
  2. Запиши глаголы  и  существительные( 4 столбика)

Оцени свое задание.

6.Рефлексия

Сложно для  вас  писать глаголы?Почему ?

 Наш Умка тоже решил написать своему другу  предложение

Ты прелитиш ко мне ?

Слайд

 Что заметили ?

Надо исправить  ошибку .

 

Давайте  вспомним инструкцию по которой мы работаем и докажем  как правильно писать слова .

Кто может выполнит ее самостоятельно

  1. Прочитай……

    2.Поставь ……

    3. Найди …..

    4. Выдели ……..

    5. Вспомни  ………

К какой части речи относится слово прилетишь ?Докажите .

Сложно писать глаголы ?

В  каких словах он допустил ошибку ?

 Исправляют на доске маркером доказывая .

Читаю слово .

Ставлю ударение .

Нахожу  опасное место.

Выделяю орфограмму .

Правило этой орфограммы .

 Запишите предложение верно.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция;

-  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД:

- адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности.

Подведите итог  ,чем занимались на уроке.

Выскажи свое мнение

Я получил удовольствие от….
Ничего не понял…..
Удивился …
Узнал  новое  …
Повторил , то что знал…
Расстроился ….
Научился ……

Слайд . По выбору учащиеся  высказывают свое мнение

   

  Выставление отметок   с  самооценкой учащихся .

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке.

1.Наблюдение  за выполнением самостоятельной работы  учебных заданий совместного типа в парах и группах, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

2. Самостоятельная работа в рабочей тетради с самопроверкой по эталону.

3.  Лист самооценки  «Незаконченные предложения»

Приложение                                                                                                               Карточка 2

1.Правописание  безударной гласной 

  • в  корне слова

 

  • в приставке

  • в  суффиксе

  • в окончании

2)Правописание согласных  :

  • в приставке

  • в корне

  •  в суффиксе

  • в окончании

3 Правописание не с глаголом

 4.Правописание  ь знака

Не  пишет

Торопиться

Бежишь

Кончилась

 

растает

 

Печь

Сделать

Карточка 1

   Найди опасное место

        Выдели морфему , где находится опасное место

  Прочитай слово

  Вспомни  правило   написания  орфограммы   

    Поставь ударение

1. Прочитай……

2.Поставь ……

3. Найди …..

4. Выдели ……..

5. Вспомни  ………

1. Прочитай……

2.Поставь ……

3. Найди …..

4. Выдели ……..

5. Вспомни  ………

1. Прочитай……

2.Поставь ……

3. Найди …..

4. Выдели ……..

5. Вспомни  ………




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...