Открытый урок по теме "Склонение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок по теме "Склонение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.19 КБ |
![]() | 748 КБ |
![]() | 10.46 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Орг. момент: -Прозвенел звонок, начинается урок. Запишем число, классная работа
2.Минутка чистописания:
-Запишите своё имя, имена мамы, папы, страну, в которой вы живёте, город, в котором вы живёте
- Что это за части речи?
-Что в них общего?(имена собственные) Какие ещё бывают? (нарицательные)
-Какие из них одушевлённые, а какие нет?)
4.Словарная работа: слайд 1
-Ж.р. М.р. Ср.р.(-что могут обозначать эти буквосочетания)
на доске слева
Вет(е,и)р, хол(а,о)д , обл(о,а)ко ,м(о,а)рковь, М(а,о)сква, с(е и)рень, т(и,е)традь, б(а,о)лото, с(ч,щ)астье , ябл(а,о)ня.
- Что объединяет эти слова? (они относятся к одной части речи – сущ.)
- Находим орфограммы в словах, ставим в начальную форму в единственное число, распределяем по столбикам, согласно роду)
5.Взаимопроверка- слайд 2 –как разбили, какие трудности были?
1 балл (поднять экран!!!)
- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об им. сущ.. Я думаю, мы узнаем что-то новое об этой части речи.)
6.Актуализация знаний
- Вспомним, что вы знаете об имени существительном.
(тест) РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
1. Имя существительное –это… (часть речи)
2. Имя существительное обозначает… (предмет, животных, растения, чувства, события, названия, имена…)
3. Имя существительное отвечает на вопросы: (кто? что?...)
4. Признак, для определения которого, мы подбираем вспомогательные слова ―он мой‖, ―она моя‖, ―оно моѐ‖…(род)
5. Категория имени существительного, которая определяет количество предметов – это… (число)
6. Признак, который мы определяем по вопросу ―кто?‖ - …(одушевленность)
7. Признак противоположный по значению одушевленности – это…(неодушевленность)
8. Существительное, которое пишется с заглавной буквы называется….(собственное )
9. . Существительное, которое пишется с маленькой буквы.. (нарицательное)
10. Изменение имён существительных по падежным вопросам называется…(склонение)
Меняемся листочками( взаимопроверка)1 балл
-Как много вы уже знаете о существительном. Как считаете, есть ли темы не открытые нами и то чему еще нужно учиться? (Да)
физкультминутка
-Убедиться в этом или опровергнуть мы сможем, выполнив следующее задание.
Переход к проблеме.
-Запишем в тетрадь.
Русские поэты пишут стихи о зиме и осен... НА ДОСКЕ
- Найдите имена существительные в единственном числе. (зиме, осени)
- Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в начальную форму.
Русские поэты пишут стихи о зиме ж.р. и осениж.р.
- Вывод: Оба этих существительных женского рода.
- Может они стоят в разных падежах? Определите падеж.
ВСПОМНИМ ПАДЕЖИ (ИВАН РОДИЛ…)справа на доске
Как по-другому называется изменение сущ. по падежам?
Русские поэты пишут стихи о зиме П.п. и осениП.п..
-Вывод: Падеж у них тоже одинаков.
- Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)
- КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?
-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?
- Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание окончаний имен существительных? Может, они склоняются по разному и поэтому и окончания разные?
- Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?
- Предположить можете, что же это? (склонение)
У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем.
- Значит, какая цель нашего урока? (узнать новое о склонении имени существительного)
Прочитайте написанные слова, выделите окончания, найдите в них общее.
Дорога, автомобиль, земля, осень, поле, окно, дедушка, степь, дочь.
Разделите им. сущ. на три группы, внимательно используя окончание
(запись в тетради, потом на доске )1---2---3---
Назовите сущ. ,которые вы отнесли к первой группе. Почему?
Дорога, земля, дедушка,
Назовите сущ. которые вошли во вторую группу. Почему?
Автомобиль, поле, окно.
Какие слова вошли в третью группу? Почему?
Осень, степь, дочь
- По каким признакам вы группировали существительные?
( по роду и по окончанию) (анализ каждого столбика – род + оконч.)
- Вывод: 1ст.- ж.р. м. р. с окон.. –а, -я; 2ст.- м.р. с нул. окон.; ср.р. с ок. –е, -о; 3ст.-ж.р. с нул. оконч. Это типы склонения существительных.
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Оказывается, существительные бывают 1, 2 ,3-го склонения.(К каждой цифре в таблице прикрепляется слово склонение).
- Не зная типов склонения вы сейчас раскрыли его тайну.
Кто справился с этим заданием?1балл (опустить экран!!!)
Тема урока: «Три типа склонения имён существительных»
-Чему мы будем учиться на уроке? ( учиться определять тип склонения имён существительных)
- Для этого давайте договоримся, как кратко будем обозначать каждую группу – (1 скл. 2 скл. 3 скл) (на доске таблички – 1-е склонение,
2 –е склонение, 3 – склонение )слайд 3
Вывод:
- Итак, какие существительные мы отнесём к 1 склонению?
(сущ. жен. и муж. рода с окончаниями -а, -я ) слайд 4
- Какие существительные отнесём ко 2 склонению?
( сущ. муж. рода без окончания и сущ. среднего рода ) слайд 5
- И какие существительные отнесём к 3 склонению?
( сущ. жен. рода без окончания) слайд 6
Итоговая таблица слайд 7
- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос ― Почему у существительных зиме осени разные окончания?
- Теперь можете объяснить почему? (У них разное склонение)
- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? (от склонения)
- Вот как важно уметь определять склонение. (Чтобы правильно писать окончания существительных)
Составление алгоритма действий
– Как нужно действовать, чтобы определить тип склонения существительных?
- Создадим алгоритм действий.
1. Поставить существительное в начальную форму
2. Определить род
3. Выделить окончание
4. Определить склонение (индивидуальные высказывания) памятка слайд 8
V Первичная проверка понимания
(Формирование умений, навыков.)
- Нужно распределить имена существительные в три группы по признаку – склонение. (в тетрадях – в 3 столбика под диктовку)
Крапива, собака, вишня, месяц, осень, медведь, , дверь, печь, лето.
1. Определить род 2. Выделить окончание 3. Определить склонение
Взаимопроверка-1 балл
ФИЗМИНУТКА
VI Первичное закрепление.
Игра «Третье лишнее» слайд 9
-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово. ( выполняют на карточках, затем меняются и проверяют у соседа)
Весна, река, стекло - I скл.
Стена, сверло, озеро - II скл.
Скворец, гора, звонок - II скл
Вьюга, ласточка, рысь - I скл.
Дочь, конь, ночь - III скл 1 балл
Работа с текстом или по учебнику
- Переходим к работе с текстом. Слайд 10
- Скажите каким будет задание? ( списать, вставляя пропущенные буквы, у существительных определить склонение) (орфограммы объясняем)
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы:
Жить в Ро...ии, идти по д...роге, на высокую г...ру, сидеть за ст...лом, с в…сёлым настроением, отдыхать в су...оту, к...пать л...патой, бере... моря
.-Возникли ли затруднения? Почему? Что нужно сделать для устранения трудности?
Игра с мячом « Определи склонение»
( называю слово, кидаю мяч, кто ловит мяч – называет склонение)
Музыка, кот, ручка, мыло, корабль, речь, дождь, степь, карандаш, парта, вещь, грач, сорока, мебель и т. д.
VII Информация о домашнем задании.
- Выпиши из словаря 10 слов и определи склонение.
VIII Рефлексия
- Итак, что мы сегодня узнали на уроке, чему научились?
–Закончите предложение:
Чтобы определить тип склонения существительного необходимо знать… (начальную форму, род, окончание)
Оцените свою работу на уроке: подсчитайте баллы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка вет е р, хол о д– м.р. м о рковь, М о сква, ябл о ня с и рень, т е традь- ж.р. сч астье, обл а ко, б оло то- ср.р.
Имена существительные бывают трёх склонений: 1 склонение (1скл.) 2 склонение (2скл.) 3 склонение (3скл.)
Памятка 1. Поставить существительное в начальную форму 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить склонение
Игра «Третье лишнее» Весна, река, стекло Стена, сверло, озеро Скворец, гора, звонок Вьюга, ласточка, рысь Дочь, конь, ночь
Вставить пропущенные буквы, определить склонение у существительных : Жить в Ро...ии, идти по д...роге, на высокую г...ру, сидеть за ст...лом, с в…сёлым настроением, отдыхать в су...оту, к...пать л...патой, бере... моря
Молодцы! Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому?Чему?
Кого? Что?
Кем?Чем?
О ком?О чём?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-53498-1384960556.jpg)
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-107224-1374325011.jpg)
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-496409-1414311338.jpg)
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-557808-1442485620.jpg)
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569511-1421829848.jpg)
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....