Изучение категории падежа в начальной школе
материал по русскому языку
Изучение категории падежа в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение категории падежа в начальной школе | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... | 3 |
1. Понятия категории падежа ……………………………………………….. | 7 |
2. Методика изучения падежей в начальной школе……………………….. | 13 |
3. Основные трудности в изучении падежей младшими школьниками и пути их устранения………………………………………………………………. | 18 |
Заключение………………………………………………………………………... | 23 |
Список литературы………………………………………………………………. | 25 |
Введение
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка.
Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальной школе, самый большой. Это говорит об огромном значении, которое придается изучению названного в начальных классах.
Одна из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики - научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике.
А так как части речи - самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.
В процессе изучения частей речи дети знакомятся с их грамматическими значениями, направленными родом, числом, временем, лицом, падежом, и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей.
Грамматические формы слов и их значения разнообразны; они связаны со звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и предложении. Поэтому занятия по частям речи не только самих по себе, но и их связей и отношений с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному усвоению языка в целом. Раздел морфологии рассматривает части речи, которые имеют общие признаки для классификации, а проявление этих признаков индивидуально для каждой из частей речи.
Без изменения частей речи детям трудно разобраться в правописании слов. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые имеются в процессе речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятие части и их грамматические формы.
На сегодня одной из самых актуальных проблем в практике преподавания морфологии в начальных классов является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. В результате для учащихся типичным оказывается ограниченность, неполнота осознания изучаемых морфологических признаков на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими. Усваиваемые сведения быстро забываются и не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы. Кроме того, формальное, неосознанное усвоение раздела ведет к снижению интереса к дальнейшему курсу, низкому уровню познавательной деятельности.
Имя существительное занимает интересное место в лингвистической системе, потому что оно обозначает предмет, а почти любое высказывание содержит информацию о предмете или об объекте какого-либо действия. Поэтому в структуре предложения центром является часть речи.
Изучать языковые понятия надо в строго определенных рамках. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором ведущее место занимает изучение темы «Имя существительное», что ведет к языковому и речевому развитию школьников.
В результате изучения грамматических категорий имен существительных учащиеся должны быстро и безошибочно определять изученные признаки имен существительных, а самое главное, грамотно использовать полученные знания и умения, как в устной речи, так и в письменной. Для детей при изучении склонения имен существительных является то, что они не всегда правильно определяют падеж, сложность также в написании безударных падежных окончаний. В этом также есть вина и учителей, так как иногда дается лишь поверхностная информация по данной теме. Использование лишь упражнений из учебника, без использования дополнительных пособий с упражнениями и заданиями по данной теме. Этой проблемой занимались М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин. Были разработаны вопросы, касающиеся осознания грамматических понятий, предложены методы и приемы формирования грамматических умений, исследованы причины ошибок учащихся и предложена методика исправления и пропедевтика. Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы: «Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных в начальной школе».
В связи с актуальностью и современной потребностью, нами сформулирована тема исследования: «Изучение категории падежа в начальной школе».
Проблема исследования: какова особенность изучения категории падежа в начальной школе?
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить категории падежа в начальной школе.
Объект исследования: категории падежа по русскому языку.
Предмет исследования: особенность категорий падежа в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные понятия в аспекте темы
3. Выявить методику изучения падежей в начальной школе.
4. Определить основные трудности в изучении падежей младшими школьниками и пути их устранения.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретического материала по теме.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первом параграфе «Понятия категории падежа» обосновывается понятия категории падежа на уроках русского языка.
Во втором параграфе «Методика изучения падежей в начальной школе» рассматривается методические рекомендации об изучения падежей в начальной школе.
В третьем параграфе «Основные трудности в изучении падежей младшими школьниками и пути их устранения» анализируется методические особенности в изучении падежей младшими школьниками и основные трудности в их изучении.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объём курсовой работы составляет 26 страниц машинописного текста. Список литературы включает в себя 20 наименования, а также в работе использовалось законодательные акты
.
1. Понятия категории падежа
Падеж о склонении имени существительного выражает отношение существительного к другим членам предложения. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над падежами — это работа над связью слов в предложении. Ученик должен четко знать, с каким словом в предложении связано данное имя существительное [11, 23].
Первоначальные наблюдения над изменением окончаний существительных в зависимости от другого слова в предложении начинают проводиться раньше, чем учащиеся знакомятся с падежом. Фактически уже в I классе дети знакомятся с изменением формы слова. В начальных классах до изучения темы «Склонение» важно обратить внимание детей на то, что, включая слова в предложение, часто приходится изменять букву или буквы в конце слова. Изменение необходимо для того, чтобы установить связь между словами в предложении. Смысл слова при этом не изменяется.
Однако в I классе дети не осознают еще формы слова, а только подводятся к этому. Элемент осознания вносит знакомство с окончанием во II классе. Наблюдая за изменением окончания слова в зависимости от другого члена предложения, учащиеся выделяют в слове изменяемую часть и выясняют, что она служит для связи слов. Устанавливается зависимость между вопросом, на который отвечает существительное, и окончанием слова (изменяется вопрос — изменяется и окончание) [13, 34].
Основная задача работы над именами существительными в III классе — научить сознательно использовать падежные формы существительных для выражения мыслей и правильно писать падежные окончания.
В школьной практике наиболее традиционным является такой путь работы, согласно которому вначале учащиеся учатся писать падежные окончания существительных 1-го склонения, затем 2-го и, наконец, 3-го.
В ходе исследования в Ленинграде подтвердилась целесообразность одновременного изучения существительных всех трех склонений в следующем порядке[15, 56]:
1. Именительный падеж существительных 1, 2, 3-го склонения.
2. Родительный падеж.
3. Дательный падеж.
4. Сопоставление родительного и дательного падежей.
5. Винительный падеж.
6. Сопоставление родительного и винительного падежей.
7. Творительный падеж.
8. Предложный падеж.
9. Сопоставление винительного и предложного падежей.
10. Сопоставление дательного и предложного падежей.
11. Сопоставление родительного, дательного и предложного падежей.
В соответствии с этой последовательностью вначале учащиеся познают характерные признаки одного падежа существительных всех трех склонений, а затем этот падеж сравнивается с другим падежом, в каком-либо отношении сходным с изученным ранее или противопоставленным ему. Особо выделяются при этом те признаки, которые свойственны существительному только в данном падеже. Так, например, обращается внимание на то, что вопрос откуда?, предлоги от, до, из, без, для являются показателями только родительного падежа. В то же время учащиеся предостерегаются от распознавания падежа только по одному признаку (например, по смысловым вопросам где? куда?).
Указанный порядок изучения падежей создает условия для дифференциации сходных и отличительных признаков таких падежей, которые трудно распознаются учащимися (родительного, дательного и предложного, родительного и винительного и т. п.)[17, 23].
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени.
Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. Например: "Дни Турбиных" (М.Булг.); "Два капитана" (Кав.) (отношение к слову в словосочетании); "В каюте сонно и полумрак" (Пауст.) (отношение к Предложению в целом)[2, 43].
Падеж выражается флексиями слова, нередко в сопровождении перемещения ударения (доскá – дóску), предлогов. Обязателен предлог при выражении предложного падежа.
Значение падежных форм сложно. Оно зависит и от характера грамматической связи между данной падежной формой и подчиняющим словом (управление, примыкание или согласование; последнее бывает в приложении), и от лексических значений слова подчиняющего и подчиняемого (т.е. данной падежной формы), и от семантики предлога. Ниже приводятся значения падежных форм (главным образом в беспредложном употреблении), так как подробная характеристика всех падежей в предложении, разграничение присловных и неприсловных падежных значений и описание семантических преобразований, которые возникают в предложении благодаря взаимодействию разных падежных значений друг с другом, относится к сфере синтаксиса.
Именительный падеж. Центральными для него являются значения субъектное*, отражающееся в подлежащем, в назывных предложениях, и определительное, отражающееся в именной части сказуемого и в приложении. Например: "Весна в этом году выдалась ровная" (Купр.); "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (Бл.) (субъектное); "Будь я подлец и анафема, если я сяду еще когда-нибудь с этой севрюгой" (Ч.); "Чижа захлопнула злодейка западня" (Крыл.) (определительное). Кроме того, именительный падеж часто выступает как обращение: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б.Ок.); "О, город Ершалаим! Чего только не услышишь о нем" (М.Булг.).
Родительный падеж. Центральные значения его – определительное, объектное и субъектное. Определительное значение реализуется при указании на отнесенность, принадлежность предмета другому предмету, лицу, при указании на предмет, порождающий что-либо, на предметы, лица, являющиеся источником чего-либо: "Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые" (Б.Ок.); "Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо" (П.); при указании на свойство, качество кого или чего-либо: "судья международной категории", "человек дела", "Страна березового ситца" (Ес.); "край непуганых идиотов" (И. и П.). Объектное значение типично для словосочетания с отглагольными существительными, с существительными, обозначающими действие, процесс: "Мое открытие Америки" (Маяк.); "штурм космоса", "презентация фильма". Оно обнаруживается и при выражении количественных отношений: "кусок сыру", "литр молока", "А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу" (Чук.). Объектное значение реализуется и при выражении прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием: "давно не получаю писем", "Не обещайте деве юной любови вечной на земле" (Б.Ок.); при указании на объект, которого лишаются, опасаются: "лишиться поддержки (помощи)", "бояться темноты", "страшиться опасности (попреков)". Субъектное значение выступает в словосочетаниях, содержащих указание на лицо, предмет, производящие действие: "Приезд отца к сыну" (название повести Э.Г. Казакевича); "Явление героя" (название главы из романа "Мастер и Маргарита"). Субъектное значение родительного падежа может обнаружиться и не в составе словосочетания: "Эй, вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врагов на диспут, – Бога нет!" (И. и П.); "Нарзану нету", – ответила женщина и почему-то обиделась" (М.Булг.).
Дательный падеж. Основными значениями дательного падежа являются значения объектное и субъектное. Объектное значение реализуется при указании на лицо или предмет, на который направлено, в интересах которого или в ущерб которому совершается действие: "писать другу", "содействовать успеху", "вредить здоровью"; "И когда он крикнет всему свету, это он не о вас–о себе" (Б.Ок.). Дательный объектного значения используется также при указании на лицо или предмет, для которого предназначено, которому адресовано и т.д. что-либо: "подарок родителям", "честь и слава героям'"', "привет вашей семье", "Гимн бороде" (название стихотворения М.В. Ломоносова). Субъектное значение выступает в безличных предложениях: "Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен" (Л.Т.).
Основным для винительного падежа является объектное значение: винительный падеж без предлога обозначает лицо или предмет, полностью и непосредственно охваченный действием, предмет или лицо, к которому обращено чье-либо отношение, чьи-либо чувства: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие..." (Гог.); "И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча" (Л.); "Люблю отчизну я, но странною любовью!" (Л.). Широко используется винительный падеж в обстоятельственном значении, указывая на временные границы, количество, меру, величину и т.д. чего-либо: "пробежать километр", "стоит миллион"; ср. также: "Вот пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит" (А.К.Т.).
Основные значения творительного падежа – объектное и определительное. Объектное значение выступает при указании на орудие или объект действия, испытываемых чувств; "резать ножом", "топить дровами", "Старик ловил неводом рыбу" (П.), "восхищаться успехами", "наслаждаться музыкой". Определительное значение выступает при использовании творительного падежа в качестве сказуемого: "Он хочет быть летчиком", "Он здесь директором"[14, 32].
Богат творительный падеж и различными обстоятельственными значениями, указывая на место, время, состояние, способ и образ действия, уточняющий признак, меру времени или количества и т.д.: "идти берегом (лесом)", "уехать утром", "жил там ребенком", "говорить басом (шепотом)", "ходить толпой", "дворянин родом", "богат содержанием (мыслями)", "не встречаться годами", "покупать ведрами (тоннами)" и т.д. Творительный падеж обладает также субъектным значением, которое реализуется в страдательных конструкциях: "фильм поставлен молодым режиссером"; "Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты" (Б.Ок.).
Предложный падеж (используемый всегда с предлогом) имеет объектное значение: "думать о своем будущем", "рассуждать о высоких материях" и значение обстоятельственное при обозначении места, времени, состояния и т.д.: "Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо" (Б.Ок.); "В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, Запружена" (П.); "...В мольбах и гаданьях проведший весь век" (П.).
Таким образом, Каждый падеж характеризуется рядом существенных признаков. Основными из них являются вопросы, предлоги, значение, окончания, синтаксическая функция. Трудность для учащихся при распознавании падежей заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому очень важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения (последнее важно при распознавании именительного и винительного падежей).
С основными значениями падежей учащиеся лишь знакомятся, поэтому они, естественно, затрудняются ориентироваться на значение падежа в целях его распознавания. Наблюдения над значениями падежа важны в том отношении, что возникает возможность (хотя и элементарного) раскрытия роли падежной формы слова для передачи мысли в структуре целого предложения.
2. Методика изучения падежей в начальной школе
Сознательное употребление имени существительного в определенном падеже, а также правильное написание окончаний предполагает прежде всего распознавание падежа. Поэтому на первой ступени большое место отводится формированию у учащихся умения отличать один падеж от другого.
В программе русского языка для начальных классов изучению имени существительного отводится значительное место. Ведь имя существительное – разряд слов, который имеет богатые семантические возможности и выполняет разнообразные синтаксические функции.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет (книга, тетрадь, человек), признак (высота, ширина, белизна), действие (чтение, подготовка, хождение, переписка), состояние (сон, бодрость, лежание, гнев, радость) и т.п.[4, 42]
Имена существительные представляют предметность в формах рода, числа и падежа. Программа для начальных классов предусматривает ознакомление учащихся с родом, числом и падежом имен существительных.
Категории рода и числа для младших школьников в плане обучения относительно легки и понятны. Наибольшую трудность для них представляет категория падежа имен существительных.
Падеж – это форма имени существительного, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания, например: открыл дверь (В.п.), открыл ключом (Т.п.), ключом от двери (Р.п.); связка ключей (Р.п.). Формы слов ключ и дверь выражают различные отношения к словам; падежи имеют разнообразные значения[5, 56].
Конечно, учитель не будет с учащимися начальных классов специально рассматривать разнообразные значения падежей, но помочь детям понять, как изменяется имя существительное в зависимости от того, с каким словом и как оно соединяется в предложении, - задача учителя начальной школы.
Изменение существительных по падежам – склонение, это изменение осуществляется при помощи падежных окончаний. При этом падежные окончания не смешиваются между собой и образуют определенные системы, характерные для определенных групп существительных.
Типы склонений выделяются в зависимости от различия падежных окончаний в единственном числе и связаны с делением имен существительных по родам[7, 21].
Совокупность этих сведений и составляет сущность содержания знаний учащихся по грамматике об именах существительных.
Знакомство учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в III классе.
Сначала учителю целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определенным склонением (1, 2 и 3-м). Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа. Как правило, вопрос к существительному ставится от глагола или от существительного: читает ч т о? книгу; спросили к о г о? Ваню; ветка ч е г о? клена; тетрадь к о г о? ч ь я? Коли.
На этой, первоначальной ступени знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия «падеж» целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2 и 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит от слова, с которым связано существительное, и от вопроса который ставится от другого слова. Например, видели к о г о? (ч т о? собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались (в ч е м ?) в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (в чем?).
При изучении трех типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться.
В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определенный вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу к о г о? синичку, соловья; делаю ч т о? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям (1, 2, 3-му), отличаются друг от друга окончаниями (Р. к о г о? ч е г о? верблюда, кошки, рыбы, озера, рыси, степи; Д. к о м у? ч е м у? верблюду, кошке, рыбе, озеру, рыси, степи).
Порядок изучения темы «Изменение по падежам» примерно такой. Прежде всего, детям дается понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идет ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берется без предлогов (Р. нет ч е г о? реки). Затем даются падежи с предлогами (Р. был у ч е г о? у реки); учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или иными падежами. Помочь детям разобраться в этом помогут наглядные пособия, создаваемые на уроках вместе с учащимися, и специальные упражнения[20, 32].
Вся работа по грамматике на этом этапе должна быть тесно связана с разбором предложений и словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением словосочетаний и предложений с изученными падежными формами имен существительных, в частности, существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Все эти упражнения повышают эффективность работы с падежами, речевую культуру детей и имеют значение для общего развития учащихся, так как требуют от них активной мыслительной деятельности, доказательств и рассуждений.
После представления понятия «падеж» следующие уроки посвящаются изучению типов склонения. В первую очередь необходимо научить учащихся определять тип склонения имен существительных по их родовым признакам (III класс). Для этого учащиеся должны, конечно, знать признаки, по которым следует отнести те или иные существительные к определенному типу склонения (1, 2 и 3 -му). Детям вместе с тем необходимо понять, что различие в изменениях по падежам существительных того или иного склонения заключается в разных падежах (-и, -ы – в родительном падеже; -е – в дательном и предложном падежах существительных 1-го склонения; -и – в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения и т.д.).
Одним из приемов, способствующих усвоению учащимися типов склонений имен существительных, является грамматический разбор, который требует от учащихся объяснений и доказательств (например, почему они считают, что слово мать 3-го склонения, а мама 1-го склонения).
После общего ознакомления с тремя склонениями имен существительных идет изучение отдельных склонений. Теперь основное внимание направляется на усвоение правописания падежных окончаний в сопоставлении. Именительный сравнивается с винительным, дательный сопоставляется с родительным и т.д. Постоянное сопоставление по сходству и различию одних форм с другими помогает учащимся усвоить падежи и падежные окончания, которые представляют для детей определенные трудности. Сопоставления учат детей приемам доказательств правильности своих ответов. Дети усваивают различия в правописании окончаний разных падежей.
Для того чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний.
Отработка последовательности действий сопровождается записью[19,52].
1) Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении, и записывает вопрос в скобках.
2) По вопросу и предлогу узнает падеж (указывает в скобках падеж).
3) Узнает склонение (отмечает цифрой склонение и как результат пишет окончание), например: живет (где? в чем? Пр. п., 1-е скл., -е) в деревне.
Позднее операции протекают быстрее, поэтому отпадает необходимость в подробной записи, напротив, она может тормозить решение задачи. Учащиеся письменно отмечают только падеж и склонение. И наконец, все операции протекают в умственном плане, то есть без записи.
Таким образом, целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу узнать падеж. Своеобразием отличается распознавание именительного и винительного падежей (по члену предложения; при наличии предлога — по предлогу), родительного и винительного.
3. Основные трудности в изучении падежей младшими школьниками и пути их устранения
Знакомство учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в III классе.
Сначала учителю целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определенным склонением (1, 2 и 3-м). Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа. Как правило, вопрос к существительному ставится от глагола или от существительного: читает ч т о? книгу; спросили к о г о? Ваню; ветка ч е г о? клена; тетрадь к о г о? ч ь я? Коли.
На этой, первоначальной ступени знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия «падеж» целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2 и 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит от слова, с которым связано существительное, и от вопроса который ставится от другого слова. Например, видели к о г о? (ч т о? собаку, медведя, рысь - один падеж (винительный) для всех существительных; купались (в ч е м ?) в реке, в озере, в заливе - один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (в чем?).
При изучении трех типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться[1, 22].
В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определенный вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу к о г о? синичку, соловья; делаю ч т о? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям (1, 2, 3-му), отличаются друг от друга окончаниями (Р. к о г о? ч е г о? верблюда, кошки, рыбы, озера, рыси, степи; Д. к о м у? ч е м у? верблюду, кошке, рыбе, озеру, рыси, степи).
Порядок изучения темы «Изменение по падежам» примерно такой. Прежде всего, детям дается понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идет ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берется без предлогов (Р. нет ч е г о? реки). Затем даются падежи с предлогами (Р. был у ч е г о? у реки); учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или иными падежами. Помочь детям разобраться в этом помогут наглядные пособия, создаваемые на уроках вместе с учащимися, и специальные упражнения[3, 33].
Каждый падеж характеризуется рядом существенных признаков. Основными из них являются вопросы, предлоги, значение, окончания, синтаксическая функция. Трудность для учащихся при распознавании падежей заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому очень важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения (последнее важно при распознавании именительного и винительного падежей).
С основными значениями падежей учащиеся лишь знакомятся, поэтому они, естественно, затрудняются ориентироваться на значение падежа в целях его распознавания. Наблюдения над значениями падежа важны в том отношении, что возникает возможность (хотя и элементарного) раскрытия роли падежной формы слова для передачи мысли в структуре целого предложения. Например, учащиеся наблюдают над употреблением существительных в родительном падеже со значением принадлежности предмета кому-либо (тетрадь ученицы, гнездо орла, рисунок художника), материала, из которого сделан предмет (ваза из стекла, конверт из бумаги), а также существительных в творительном падеже, указывающем на лицо, совместно с которым совершается действие (Оля с Людой), на орудие, которым совершается действие (копать лопатой) и т. д.
Чтобы учащиеся могли пользоваться вопросами для распознавания падежей, необходимо, во-первых, чтобы учащиеся ставили вопрос к существительному от того слова, к которому существительное относится в предложении, связано по смыслу (а не «вырывали» существительное из предложения), во-вторых, чтобы учащиеся хорошо знали вопросы падежей. Для этого целесообразно сравнить вопросы всех падежей, выделив при этом сходные вопросы и свойственные только одному падежу (наглядно это можно сделать по таблице, о которой говорилось выше). Учащиеся узнают, что нельзя для распознавания падежей пользоваться смысловым вопросом г д е?, так как он повторяется. Напротив, на вопрос откуда? отвечает существительное только в родительном падеже, и этот вопрос является показателем данного падежа. Все падежные вопросы, кроме кого? что?, помогают отличить один падеж от другого[6, 54].
Специфично окончание творительного падежа. Этот падеж можно распознать как по вопросу, так и по окончанию.
В русском языке есть предлоги, которые употребляются только с одним падежом и, следовательно, являются показателем этого падежа. Так, предлоги от, до, из, без, у, для, около употребляются только с родительным падежом, к — только с дательным, про, через — с винительным, над — с творительным, о, об, при — с предложным. Не целесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать склонять имена существительные с предлогами (при этом специально нацеливать учащихся на то, чтобы они использовал предлоги, которые употребляются только с одним падежом).
Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу узнать падеж. Своеобразием отличается распознавание именительного и винительного падежей (по члену предложения; при наличии предлога — по предлогу), родительного и винительного.
В целях создания более благоприятных условий для усвоения особенностей падежей изучение каждого падежа осуществляется _ по общему плану: 1. Значение. 2. Вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже. 3. Предлоги, которые употребляются в данном падеже. 4. Роль существительного в предложении[7, 65].
Изучение с учетом единого плана облегчает учащимся сопоставление падежей, а следовательно, и их распознавание.
В целях активизации познавательной деятельности учащихся и более прочного усвоения материала целесообразно так организовать ознакомление с тремя типами склонения, чтобы учащиеся самостоятельно установили признаки существительных, по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. Упражнения развивают умение распознавать тип склонения, учитывая род и окончание в именительном падеже. С этой целью материал упражнений на первых порах акцентирует внимание детей на каждом из признаков. Например, учащимся предлагается определить склонение существительных: осень, зима, вьюга, метель, осина, сирень. Выясняется, чем сходны имена существительные (женского рода) и как определить их склонение. Аналогичная работа проводится и с существительными мужского рода: мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Сергей, Сережа, Володя, Владимир. Предлагаются для распознавания склонения и такие группы существительных, которые сходны окончанием, но отличаются родом. Например: медведь, олень, рысь, корабль, пристань, дождь, местность, картофель, морковь. Устанавливая сходство и различие слов, учащиеся лучше осознают, что для определения склонения необходимо учитывать и род и окончание в начальной форме. Постепенно усложняются как задания, так и материал упражнений, растет самостоятельность учащихся. Дети сами подбирают существительные одного и того же рода, но разных склонений и, наоборот, разного рода, но одного и того же склонения. Подбирают существительные и по тематическому признаку: название зверей, птиц, деревьев, материалов, явлений природы, рек, городов и т. д. указывают склонение[16, 54].
Таким образом, труднее учащимся узнать склонение у существительных в косвенных падежах. Поэтому, после того как учащиеся научились определять склонение у существительных в именительном падеже, широко используются тексты. Учащиеся находят имена существительные, ставят слово в именительный падеж и определяют склонение.
Важно, чтобы учащиеся лаконично доказывали, как определить склонение (например, местность — существительное женского рода с ь на конце,— значит 3-го склонения).
Заключение
Падежом в современном русском языке называют и словоизменительную грамматическую категорию существительных и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологическая форма образуется окончаниями. Говоря об изменении падежей, мы имеем в виду склонение, которые бывает нескольких и отличается меду собой не только родовыми, но и флексийными особенностями.
Знакомство учащихся с изменениями имен существительных по падежам (склонение) происходит в III классе. Знания, полученные на уроках в этот период, являются фундаментом для дальнейшего понимания системы склонения имен прилагательных и числительных. Поэтому необходимо уделять особое внимание теме «Склонение имен существительных». Наибольшие трудности у школьников вызывает определение типов склонения, особенно 1-го, а также различение родительного и винительного падежей существительных. Помочь детям разобраться в этом помогут наглядные пособия, создаваемые на уроках вместе с учащимися, специальные упражнения. Вся методическая работа по грамматике должна быть тесно связана с разбором предложений и словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением словосочетаний и предложений с изученными падежными формами имен существительных, в частности, существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда? Эти приемы помогают повысить эффективность работы с падежами, речевую культуру детей и имеют значение для общего развития учащихся, так как требуют от них активной мыслительной деятельности, доказательств и рассуждений.
Специфика подачи материала о падежах в средних классах обусловлена тем, что способы определения падежных форм в основном знакомы учащимся средних классов из курса начальной школы, поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Упражнения направлены на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.
Новыми для учащихся в среднем звене являются сведения об особенностях склонения и правописания существительных на -ия, -ий, -ие, а также о разносклоняемых и неизменяемых именах существительных. Этому материалу отводится значительная часть времени. Опора на схемы и таблицы помогает организовать работу над правописанием окончаний существительных в единственном числе и множественном числе. Однако при работе над падежными формами множественного числа существительных внимание уделяется нормам формообразования (см.: инженеры, шофёры, торты и т. д.), что может быть связано с уроками по развитию речи
Таким образом, поставленная нами задачи реализована. Цель нашего исследования достигнута.
Список литературы
1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ/. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 2006. – 335 с.
3. Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя/ Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
4. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 204.- 144 с.
5. Истомина, Н.Б. Методика обучения русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
6. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения/ Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 2000. – 174 с.
7. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 2002. – 447 с.
8. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока/ Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2010. – 126 с.
9. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
10. Льняной, Л.И. Примерные программы начального общего образования: Стандарты второго поколения/ Л.И. Льняной. - М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
11. Махмутов, М.И. Современный урок: Монографии/ М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2005. – 183 с.
12. Онищук, В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей/ В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.
13. Пискунова, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца Xв.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 512 с.
14. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.
16. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
17. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе/ Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.
18. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. - 114 с.
19. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. — 160 с.
20. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г. А. Цукерман / Психологическая наука и образование. — 1996. — № 2. — с. 27-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе
Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....
изучение алгебраического материала в начальной школе
Авторская работа по изучению алгебраического материала в начальной школе.Рассматриваются виды и методы работы по формированию алгебраических знаний у младших школьников.Может представлена на аттестаци...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Условия для адресной работы с различными категориями обучающихся в начальной школе
Учитель начальных классов делится опытом создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся....
Конспект урока + презентация. Тема:«Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. » (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»
Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»...