Программа внеурочной деятельности "Русская словесность" 9 класс
календарно-тематическое планирование

Рабочая  программа  внеурочной  деятельности «Русская словесность» 9 класс составлена на основании программы учебного курса для 5-9 классов образовательных организаций «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_slovesnost_9_guskova.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  внеурочной  деятельности

«Русская словесность» для 9-а класса

Составлена на основании программы учебного курса для 5-9 классов образовательных организаций «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017

1. Пояснительная записка

 Рабочая  программа по курсу «Русская словесность» составлена на основе программы «Русская словесность. 5—9 классы» / Р. И. Альбеткова. — М. : Дрофа, 2017 представляет собой основы русской словесности и соотносится с программами по русскому языку и литературе 5—9 классов.

Программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе. Программа «Русская словесность. 5—9 классы» соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об образовании:

 - Федеральном государственном образовательном стандарте

 - Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе.

 Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом. Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.

Цель

Основная  цель  данного  курса  состоит  в  том,  чтобы  заложить  у  обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы,  выразительных  средств  языка,  создание  собственных  текстов,  а  также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

Задачи

1.Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.

2.Освоение знаний о законах функционирования языка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств художественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.

3.Овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятельности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.

4.Осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности.

4.Понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и

словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань.

6.Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

        

2. Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Русская словесность» составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. На уроках словесности изучаются те же русский язык и литература, только в особом аспекте и в их единстве. Здесь, опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, учащиеся постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, в том числе и в художественной литературе, и учатся практическому использованию языка для создания устных и письменных высказываний. А также, рассматривая любой (устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его выражения, школьники учатся открывать его смысл через его словесную ткань. Для этого учащиеся осваивают систему языковых средств, позволяющих языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства слова. Такой подход к языку и литературе и называется словесностью.

Методической основой курса русской словесности, заложенной в данной программе, является        с и с т е м н о - д е я т е л ь н о с т н ы й п о д х о д к изучению русского языка и литературы на уроках словесности. При изучении словесности язык рассматривается как система, нацеленная на воплощение замысла, как материал словесности, а его свойства раскрываются в различных текстах, в том числе в произведениях искусства слова, где он предстает в концентрированной и наиболее совершенной форме. Все это постигается школьниками в соответствии с их возрастными возможностями в интеллектуальной и речевой деятельности. Изучение русского языка и литературы в их органическом единстве дает богатые возможности для развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного, бережного отношения к языку, любви к чтению. В разнообразных упражнениях учащимся предлагается использовать систему языка для создания собственных текстов, а также непосредственно во время чтения постигать богатство и красоту русского языка, духовные сокровища русской словесности, выявлять в прочитанном тексте личностно-значимое.

Программа по основам русской словесности для 5—9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка и его норм, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведение как создание определенного писателя, то программа по словесности — прежде всего, как явление искусства слова.

Программа         «Русская        словесность»         предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями учащихся, с уровнем их языкового и литературного развития. В программе выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности (5—6 классы), второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова (7—9 классы).

  •  5 классе учащиеся знакомятся с богатством лексики русского языка, с прямым и переносным значением слов; с начальным понятием о тексте. Они получают первоначальное представление о произведениях разных родов и видов и об особенностях словесного выражения содержания в них.

В 6 классе в центре внимания понятия о значении стилистической окраски слов и выражений и средств художественной изобразительности, здесь вырабатывается умение применять эти свойства языка в собственных высказываниях, развивается представление о законах употребления языка в каждом из родов и видов словесности.

 В 7 классе школьники изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.

В 8 классе школьники осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах; учатся оценивать качества текста, воспринимать произведения в соответствии с их жанрово-родовой природой, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка.

В 9 классе учащиеся получают представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи, как единство художественного содержания и его словесного выражения.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

3. Место учебного курса в учебном плане

  Учебный курс «Русская словесность» изучается с 5-го по 9-ый класс.

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русской словесности на этапе основного общего образования в объёме170 ч. В том числе: в 5 классе-34ч., в 6 классе-34 ч, в 7 классе-34 ч, в 8 классе-34 ч, в 9 классе- 34 ч.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами выпускников основной школы являются:

1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2.осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3.достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4.формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

5.совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

6.использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;

7.формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению словесности. Они включают:

1.владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

2.применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3.коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметные результаты изучения словесности предполагают:

1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2.понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3.освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4.овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6.понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

7.осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

8.овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

5. Содержание учебного курса

Материал словесности

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Содержание

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО

Содержание

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет .изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА

Содержание

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в. Повести петровского времени. Система жанров

  • особенности языка произведения классицизма. Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА СЛОВА КАК ЕДИНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Содержание

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства словесного художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания. Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

№ занятия

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Форма организации деятельности

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (11ЧАСОВ)

1

1.1

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.

1

Составление таблицы

2

1.2

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя

1

Работа с текстом

3

1.3

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

1

Работа с текстами-миниатюрами

4

1.4

Олицетворение.

1

практикум

5

1.5

Аллегория и символ.

1

практикум

6

1.6

Гипербола

1

практикум

7

1.7

Фантастика.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск.

1

Работа с текстом

8

1.8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

1

Работа с текстами-миниатюрами

9

1.9

Этимологизация и внутренняя форма слова.

1

Работа с словарем

10

1.10

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

1

Работа с текстом

11

1.11

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

1

Комплексная работа с текстом

ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО. (4часа)

12

2.1

Прямое и поэтическое значение словесного выражения.

1

практикум

13

2.2

Предмет изображения, тема и идея произведения.

1

Комплексная работа с текстом

14

2.3

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведениях.

1

Сопоставление

текстов

15

2.4

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1

Сопоставление текстов

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА (7часов)

16

3.1

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

1

Чтение произведений

17

3.2

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.

1

Лингвостилисти

ческий анализ текста

18

3.3

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

1

Лингвостилисти

ческий анализ текста.

19

3.4

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII в.

1

Работа с текстом

20

3.5

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма.

1

Наблюдение.

21

3.6

Изображение действительности в искусстве реализма.

1

Работа с текстом

22

3.7

Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений.

1

Систематизация знаний

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА СЛОВА КАК ЕДИНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ. (5часов)

23

4.1

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

Наблюдение.

24

4.2

Художественный образ.

1

Работа с текстом

25

4.3

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней.

1

Урок-практикум

26

4.4

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа.

1

Работа с текстом

27

4.5

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

Систематизация знаний

ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ

В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. (7часов)

28

5.1

Значение перевода произведения словесности на другой язык.

1

Наблюдение.

29

5.2

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности.

1

Систематизация знаний

30

5.3

Пародия как средство литературной борьбы.

1

Сопоставление

текстов

31

5.4

Обращение к «вечным» образам и

мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

Урок-практикум

32

5.5

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.

1

Сравнительный анализ текста

33

5.6

Нравственные проблемы в произведениях словесности

1

Урок-практикум

34

5.7

Главное назначение

искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

1

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...