Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1) Учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. - М. «Просвещение», 2018 г.;
2) Рабочей тетрадью на печатной основе В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс в 2-х частях - М. «Просвещение», 2016 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование -а этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложил», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, татя, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
Содержание учебного предмета
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии c целями и условиями общения. Формирование представлений o языке как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку. Текст. Предложение.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи. Работа co словарём омонимов. Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа co словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь).
Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам или коллективно составленному плану.
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство co словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений c неуместным употреблением в них однокоренных слов.
Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи. Составление текста по рисунку. Составление текста по репродукции картины. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, частица не.
Имя существительное.
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Винительный падеж. Творительный падеж.
Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное.
Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Повторение (14 ч)
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол.
Состав слова. Приставки и предлоги.
Правописание разделительного Ь и Ъ знаков. Мягкий знак после шипящих. Мягкий знак как показатель мягкости.
Правописание безударных гласных в корне.
Правописание парных согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Составление устного рассказа по серии картин.
Обучающее изложение по коллективно составленному плану.
Слова c непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 |
6 | Части речи | 76 |
7 | Повторение | 14 |
| Итого: | 170 |
Материально-техническое обеспечение.
1.Авторская программа Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.
2. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс в 2-х частях. - м. «Просвещение», 2018 г.;
3. Рабочая тетрадь на печатной основе В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс в 2-х частях - м. «Просвещение», 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Вариант | ||
Русский язык | Русский язык В.П.Канакина,В.Г.Горецкого | ||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока |
Язык и речь (2ч) | Наша речь. Виды речи | 1 | Виды речи. Речь, ее назначение |
| Наш язык | 1 | Формирование представлений о языке как основе национального самосознания |
Текст. Предложение. Словосочетание (14) | Текст. Типы текстов | 1 | Систематизировать знания о признаках текста. Определять тип текста |
| Типы текстов | 1 | Редактировать текст. Определять тип текста. |
| Предложение. | 1 | Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. |
| Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Определять виды предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) |
| Виды предложений по интонации. | 1 | Определять виды предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные) |
| Предложения с обращением. | 1 | Уметь выделять обращение в предложении |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану |
| Главные и второстепенные члены предложения | 2 | Находить основу и второстепенные члены предложения. |
| Простое и сложное предложения | 2 | Распознавать простое и сложное предложения. |
| Словосочетание. | 2 | Связь слов в словосочетании.Главное и зависимое слово. |
| Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | Выявить уровень сформированности навыков правописания, умение оформлять предложения, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак. |
Слово в языке и речи(19ч) | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | Определять лексическое значение слов. Различать прямое и переносное значение слов. |
| Синонимы и антонимы | 1 | Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы |
| Омонимы | 1 | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. |
| Слово и словосочетание | 1 | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
| Фразеологизмы. | 1 | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. |
| Части речи | 1 | Распознавать изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, приобретённого опыта |
| Имя существительное | 1 | Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи -имени существительному. |
| Имя прилагательное | 1 | Распознавать имена прилагательные, приводить примеры слов данной части речи. Ставить вопросы к именам прилагательным, выписывать словосочетания с именами прилагательными, подбирать к именам прилагательным синонимы. |
| Глагол | 1 | Распознавать глаголы, приводить примеры слов данной части речи. |
| Что такое имя числительное? | 1 | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. |
| Однокоренные слова | 1 | Различать однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
| Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова. Писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне слова. |
| Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова с опорой на алгоритм памятки, оценивать правильность разбора. |
| Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | Обсуждать алгоритм орфографических действий при выборе буквы для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным в корне слова, подбирать несколько проверочных слов с данной орфограммой, объяснять правильность написания слова. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану |
| Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи». | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока |
| Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» | 1 | Слово. Лексическое значение слова. |
Состав слова(16ч) | Что такое корень? | 1 | Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня. |
| Как найти корень в слове? | 1 | Находить чередующиеся звуки в корне слов. Различать однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов с чередующимися согласными. |
| Сложные слова | 1 | Различать сложные слова, находить в них корни. |
| Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
| Окончание слова | 1 | Находить и выделять в слове окончание, обосновывать правильность выделенного окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать в слове нулевое окончание |
| Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. |
| Значение приставок | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Объяснять значение приставок в слове. Образовывать слова с помощью приставок. |
| Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса |
| Значения суффиксов | 1 | Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов. |
| Развитие речи. Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. |
| Что такое основа слова? | 1 | Выделять в словах основу слова. |
| Обобщение знаний о составе слова | 1 | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. |
| Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова | 1 | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану |
| Проект «Семья слов» | 1 | Формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов. |
Правописание частей слова (29 ч) | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова. |
| Правописание слов с безударными гласными в корне | 3 | Корень слова ,орфограмма-гласная,ударный и безударный звук |
| Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова. | 4 | Сильная и слабая позиция согласного звука,проверочное слово. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | формировать навык составления рассказ по картине . |
| Правописание слов с непроизносимыми гласными в корне слова. | 3 | Орфограмма и орфографическое правило"Непроизносимые согласные в корне слова". |
| Правописание слов с удвоенными согласными. | 2 | Орфограммы и орфографические правила"Правописание удвоенных согласных в корне слова". |
| Развитие речи.Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | Репродукция картины,колорит,настроение,композиция картины,передний и задний план,образ Снегурочки,образ природы,план сочинения. |
| Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов | 1 | Части слова,суффикс,приставка,орфограмма,правило единообразного написания приставок,разбор слова по составу. |
| Правописание приставок и суффиксов | 3 | Части слова,суффикс,приставка,орфограмма,правило единообразного написания приставок,разбор слова по составу. |
| Правописание приставок и предлогов. | 2 | Понятия:приставка,предлог,часть слова и часть речи. |
| Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | Орфограмма и орфографическое правило"Написание слов с разделительным твердым знаком". |
| Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 3 | Писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. Составлять под руководством учителя объявление. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану |
| Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный «Орфографический словарь», подготовиться к его Осознавать задачу предстоящей деятельности, намечать пути её осуществления, составлять собственный «Орфографический словарь», подготовиться к его презентации |
Части речи (76ч) | Части речи | 1 | Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи |
| Имя существительное и его роль в речи | 2 | Имя существительное.Вопросы:кто?что? Признаки и роль имен существительных. |
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 2 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Текст,тема и части текста.Заголовок текста,план.Изложение текста по плану или по вопросам. |
| Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные.Проект.Современный словарь имен. |
| Проект «Тайна имени» | 1 | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». |
| Число имён существительных | 2 | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определять число имён существительных. Составлять предложения из деформированных слов. Работать с рубрикой «Правильно произносите слова». |
| Род имен существительных. | 2 | Род имен существительных:мужской,женский,средний.Местоимения:он,она,оно.Родовые окончания. |
| Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 2 | Определять род имён существительных, обосновывать правильность написания имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Распределять слова в группы в зависимости от изученных орфограмм. Подбирать имена существительные по заданным признакам. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Басня.Изложение,тема и основная мысль текста.План текста.Орфограммы.Рассказ по рисунку. |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
| Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 1 | Падежи имен существительных,падежные вопросы,изменение имен существительных по вопросам,по падежам. |
| Падеж имён существительных | 2 | Падежи имен существительных,падежные вопросы,изменение имен существительных по вопросам,по падежам. |
| Развитие речи.Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | Сочинение-описание,сочинение-отзыв. |
| Именительный падеж. | 1 | Именительный падеж.Вопросы:кто? что?Главные члены предложения.Подлежащее-имя существительное в именительном падеже. |
| Родительный падеж. | 1 | Родительный падеж.Вопросы:кого? чего?,предлоги:у,около,до,для,вокруг,с,после.Окончания имен существительных в родительном падеже |
| Дательный падеж. | 1 | Дательный падеж.Вопросы: кому? чему? предлоги:по,к.Окончания имен существительных в дательном падеже. |
| Винительный падеж. | 1 | Винительный падеж,вопросы:кого? что?,предлоги:через,про,на.за,под,о, во,в. |
| Творительный падеж. | 1 | Творительный падеж,вопросы:кем? чем?,предлоги:с,со,перед,под,над,за,между.Окончания имен существительных в творительном падеже. |
| Предложный падеж. | 1 | Предложный падеж,вопросы:о ком? о чем?,предлоги:при,о,об,на,в,во.Окончания имен существительных в предложном падеже. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Подробное изложение повествовательного текста.Тема и главная мысль текста.План текста.Заголовок. |
| Падежи имён существительных | 1 | Признаки падежей.Косвенные падежи. |
| Обобщение знаний об имени существительном | 1 | Создать условия для контроля знаний и способов действий,развития умения проверять написанное. |
| Развитие речи.Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Сочинение по картине.Текст.Заголовок.Опорные слова и словосочетания. |
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» | 1 | Работать с текстом, проверять письменные работы, оценивать свои результаты. |
| Значение и употребление имён прилагательных в речи | 2 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять лексическое значение имён прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать среди однокоренных слов имена прилагательные. Выбирать те имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. |
| Роль прилагательных в тексте | 1 | Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Говорящие» названия» |
| Текст-описание | 1 | Составлять описание растения в научном стиле. Оценивать результаты своей деятельности |
| Развитие речи.Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | Сочинение высказывание.Роль имен прилагательных в тексте. |
| Род имён прилагательных | 1 | Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Работать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделять и записывать окончания имён прилагательных. |
| Изменение имён прилагательных по родам | 2 | Род имен прилагательных.Правописание родовых окончаний имен прилагательных. |
| Число имён прилагательных | 2 | Число имен прилагательных.Изменение имен прилагательных по числам. |
| Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | Число,род,падеж имен прилагательных.Определение падежа имен прилагательных |
| Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе. |
| Развитие речи.Сочинение-отзыв Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | Сочинение-отзыв.Заголовок текста.Описание.Роль имен прилагательных в описании. |
| Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе. |
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | Имя прилагательное.Вопросы:какой?какая?какое? Какие?Схема слова.Загадка. |
| Личные местоимения. | 1 | Личные местоимения:я,ты,мы,вы,он,она,оно,они.Грамматические признаки личных местоимений:лицо,число,род. |
| Изменение личных местоимений по родам | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. |
| Местоимение | 2 | Распознавать личные местоимения среди других слов, определять их признаки. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». Обсуждать: где в речи употребляется местоимение вы. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Пересказывать содержание текста по коллективно составленному плану |
| Значение и употребление глаголов в речи | 3 | Глагол.Значение и употребление глаголов в речи.Вопросы:что делать? что сделать Глагол-сказуемое. |
| Неопределённая форма глагола | 2 | Глагол.Лексическое значение глагола.Главные члены предложения:подлежащее и сказуемое. |
| Число глаголов | 2 | Число глаголов.Признаки числа глаголов.Окончания глаголов. |
| Времена глаголов | 2 | Изменение глаголов по временам:настоящее,прошедшее,будущее. |
| Изменение глаголов по временам | 2 | Изменение глаголов по временам:настоящее,прошедшее,будущее. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Подробное изложение повествовательного текста.Тема и главная мысль текста.План текста.Заголовок. |
| Род глаголов в прошедшем времени | 2 | Род глаголов в прошедшем времени.Время и число глаголов. |
| Правописание частицы не с глаголами | 2 | Правописание частицы не с глаголами.Разбор глагола как части речи. |
| Обобщение знаний о глаголе | 4 | Формы глагола. Число и время глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.Правописание частицы не с глаголами. |
| Контрольный диктант по теме "Глагол". | 1 | Формы глагола.Число и время глаголов,Род глаголов в прошедшем времени.Правописание частицы не с глаголами. |
Повторение (14 ч) | Части речи | 2 | Знание и понимание изученных частей речи. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Текст. Тема текста. Составлениетекста по рисунку. |
| Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | Признаки текста. Различение предложения и текста. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраски Знаки препинания в конце предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки |
| Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
| Правописание приставок и предлогов | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
| Правописание безударных гласных | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
| Правописание значимых частей слова | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
| Итоговый контрольный диктант | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
| Работа над ошибками. Однокоренные слова | 1 | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Звуки согласные; буквы, их обозначающие, различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | Подробное изложение повествовательного текста.Тема и главная мысль текста.План текста.Заголовок. |
| Текст | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
| Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | Создание небольшого текста по интересной детям теме. |
| КВН «Знатоки русского языка» | 1 | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи |
170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Русский язык" УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО образовательного учреждения, Прим...
Рабочая программа Русский язык 4кл "Школа России"
В рабочей программе "Русский язык"4 класс 5 разделов: пояснительная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, КТП, лист корректировки....
3 класс Рабочая программа. Русский язык УМК "Школа России"
Рабочая программа...