Метод проблемных ситуаций на уроках русского языка в 3 классе
статья по русскому языку (3 класс)
Развитие устойчивого интереса у младших школьников к процессу обучения, одна из важнейших актуальных проблем, которая волнует учителей. Решение этой проблемы возможно в формировании учебной мотивации на основе познавательного интереса. Однообразие проводимых уроков утомляет ребенка и снижает интерес к ним. Но если на уроках постоянно создавать проблемные ситуации, задачи и предоставить ребенку возможность самостоятельно находить их решение - это привлечет его интерес к учебному процессу. Решение проблемных ситуаций, не только способствует формированию учебного мотива учащихся и активизации их познавательной деятельности, но и позволяет учителю решить учебные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проблемных ситуаций на уроках русского языка в 3 классе | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проблемных ситуаций на уроках русского языка в 3 классе
Развитие устойчивого интереса у младших школьников к процессу обучения, одна из важнейших актуальных проблем, которая волнует учителей. Решение этой проблемы возможно в формировании учебной мотивации на основе познавательного интереса. Однообразие проводимых уроков утомляет ребенка и снижает интерес к ним. Но если на уроках постоянно создавать проблемные ситуации, задачи и предоставить ребенку возможность самостоятельно находить их решение - это привлечет его интерес к учебному процессу. Решение проблемных ситуаций, не только способствует формированию учебного мотива учащихся и активизации их познавательной деятельности, но и позволяет учителю решить учебные задачи.
Многие ученые считают, что и развитие творческих способностей ученика, и его интеллектуальные умения невозможны без проблемного обучения (Н. А. Менчинская, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.).
Проблемная ситуация - это «интеллектуальное затруднение ребенка, когда он не знает, как объяснить возникшее явление или факт и не может достичь цели известным ему способом. Интеллектуальное затруднение побуждает школьника искать новый способ объяснения или способ действия, что обусловливает мыслительный процесс ребенка, активизирует его творческий познавательный интерес»[1].
Именно наличие проблемы, проблемной ситуации, вызывает познавательную потребность школьника, дает ему означенную направленность мысли, что в свою очередь, создает условия усвоения нового материала, также обеспечивает возможность управления учебной деятельностью ученика со стороны учителя.
Итак, методами проблемного обучения являются:
- Объяснительно-иллюстративный метод, который выражается в следующих чертах:
- знания школьникам предлагаются в «готовом» виде,
- задача учителя - организовать восприятие этих знаний,
- школьники воспринимают, осмысливают и фиксируют в памяти эти знания.
2. Рецепция.
В этом методе используются все источники информации - слово, наглядность и т.д. Деятельность учителя ограничивается организацией восприятия знаний учеников.
- Репродуктивный метод.
Он направлен на обеспечение возможности передачи значительного объема знаний за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Он должен сочетаться с другими методами проблемного обучения. Его черты:
-знания - в «готовом» виде,
-учитель сообщает и объясняет знания,
-школьники сознательно усваивают знания,
-прочность усвоения обеспечивает многократное повторение знаний.
4. Проблемное изложение.
Этот метод переходный от исполнения к творчеству. Когда школьники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, задача учителя - раскрыть путь исследования проблемы, показывая решение задачи от начала до конца. При данном методе ученики лишь наблюдатели, но следя за ходом размышлений, получают урок разрешения затруднений.
5. Эвристический (частично поисковый).
При данном методе развитие идет так: учитель - ученики - учитель - ученики и т.п., потому как ученики не всегда в состоянии самостоятельно решить всю задачу целиком. Поэтому часть знаний им сообщает педагог, а часть добывают сами в процессе ответов на поставленные вопросы или решая задания. Характерные признаки данного метода:
- знания не предлагаются в «готовом» виде, нужно добывать самостоятельно,
- задача учителя - организовать поиск новых знаний с помощью различных средств,
- школьники самостоятельно решают возникающие задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, обобщают и делают выводы и т.д.
6. Исследовательский метод.
Метод направлен на творческое усвоение полученных знаний. Но этот метод имеет некоторые недостатки — большие затраты времени педагога и учеников, и его применение требует высокого уровня педагогической квалификации. Характерные черты метода:
- учитель и ученики совместно формулирует проблему, которую нужно решить в определенный отрезок учебного времени,
- знания школьникам не сообщаются, а самостоятельно добываются ими в процессе исследования проблемы, - сравнения получаемых ответов,
- задача учителя - управление процессом решения проблемных задач;
- сам учебный процесс отличается высокой активностью учащихся и сопровождается активизацией интереса, а полученные знания достаточно глубоки и отличаются прочностью.
Можно с уверенностью сказать
- Проблемное обучение в современном образовании является движущей силой учебного познания, способом активизации мыслительной деятельности ребенка и средством усиления познавательного интереса к учебному процессу в школе. Его основные способы организацией обучения учащихся являются методы преподавания, в которых содержаться приемы создания проблемной ситуации.
- Проблемная ситуация представляет собой затруднение, осознанное учащимися, но требующее свое разрешение, путем поиска новых знаний и новых способов действий. В проблемной ситуации учащиеся сталкиваются с противоречиями, которые вызывают состояние познавательного затруднения, тем самым активизируют потребность детей к самостоятельному поиску решения этих противоречий.
- Эффективным способом активизации познавательной деятельности детей в процессе обучения является их самостоятельная деятельность, построенная с учетом проблемности.
- Также в процессе проблемного обучения необходимо учитывать возрастные особенности детей-младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка....
Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»
Статья о том, что средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...
«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»
Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...
"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"
Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§ Елизарова Анна Анатольевна, учитель...
"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальные пути решения выхода из сложившейся ситуации. При этом ученики активно вклю...
Актуализация знаний и создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в 1-4 классах
Актуализация знаний - актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы.Создание проблемной ситуации - создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового...
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.
Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...