Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_po_rus._yaz._3_klass.doc655.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс (1 – 4)

Тип УЗ: закрепления знаний

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: обеспечить разнообразную учебно-познавательную деятельность обучающихся по закреплению знаний, умений по теме урока.

Задачи:

- помочь обучающимся качественно усвоить данную тему и отработать изучаемую орфограмму через различные методы, приемы обучения, виды работ;

- показать практическую значимость изучения данной темы, работать над развитием орфографической зоркости;

- продолжать работать над развитием коммуникативных способностей обучающихся через субъект – субъектные отношения.  

Цели для ученика:

Знаю:

- что такое имя существительное;

- шипящие звуки;

- род имен существительных;

- правило написания слов с данной орфограммой.  

Умею:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- слышать шипящие звуки в слове;

- определять род имени существительного;

- применять правило при письме.

Ход урока:

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка.

Самоорганизация

Самопроверка Проверка готовности

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

И отправляемся в дорогу

Хорошее настроение возьмем

Себе в подмогу.

Создание  эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 0.3.

Подведение итогов, рефлексия и подготовка учащихся к закреплению знаний.

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

Интеллектуальная игра

Задание: замените одним словом предложение.

▪ Растение, из молотых зерен которого выпекают хлеб                       РОЖ · 

▪ Приспособление, которым открывают дверь

                               КЛЮЧ ·

Бывает устная, а бывает письменная

                               РЕЧ ·

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками

                               ЁЖ ·

- Что общего в этих словах? (Это существительные, во всех словах есть шипящие на конце)

- Какая орфограмма есть в этих словах? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих)

- Докажите, в каких словах нужно писать Ь, а в каких нет.

АЛГОРИТМ

- Какой вывод можно сделать? (У имен существительных, после букв обозначающих шипящие звуки в женском роде пишется мягкий знак )

Учебный диалог

Самоосмысление и самовыражение

Алгоритм

Вывод  

УЭ 1.2.

Постановка темы урока и целеполагания.

- Как вы думаете, какова же тема урока? («Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»)

- Возьмите технологическую карту и отметьте, что мы знаем.

Технологическая карта

Знаю:      +  ?

Умею:      +  ? 

  1. Что такое имя

существительное?

1. Распознавать

имена существительные среди других частей речи

  1. Шипящие звуки

2. Слышать шипящие звуки в слове

  1. Род имен

существительных

3. Определять род имени существительного

  1. Правило

написания слов с данной орфограммой

4. Применять правило при письме

- Что такое имя существительное? Поработайте в ППС.

- Контрольную пару приглашаю к доске.

- Знаем правило написания слов с данной орфограммой.

- Расскажите правило друг другу.

Карточка

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

На конце имен существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки мягкий знак …

… пишется

На конце имен существительных мужского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки мягкий знак …

… не пишется

 

Самовывод темы урока

Работа с технологической картой

Работа в парах

Контрольная пара работает у доски

Работа по карточке в ППС

УЭ 2

Закрепление знаний

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

УЭ 2.1.

- Обратите внимание на доску

На доске запись:

 УСТНАЯ                                                 РОЖЬ

СПЕЛАЯ                                                  КЛЮЧ

КОЛЮЧИЙ                                             РЕЧЬ

СКРИПИЧНЫЙ                                     ЁЖ

- Прочитайте слова.

- Имея два столбика слов, какое задание можно выполнить? (Составить словосочетания)

- Чтобы без ошибок написать слова второго столбика, что надо помнить? (Правило и уметь пользоваться алгоритмом)

- Я закрою слова второго столбика, а вы запишите словосочетания, опираясь на слова первого столбика.

- Работайте в паре, взаимодиктант.

- Давайте проверим, как вы справились.

- Что помогло?

- Кто затруднялся?  

Фронтальная работа

Самоосмысление самовыражение

Развитие орфографической зоркости

Работа в ППС

Взаимодиктант

Рефлексия

УЭ 2.2.

Работа над предложением

- Используя словосочетания, какое задание можно выполнить? (Составить предложение)

- Составьте предложение со словом КЛЮЧ.

- Какова особенность слова ключ?

- Что одинакового? (Слово произносится одинаково, но имеет разное значение)

- Произнесите слово орфографически, а теперь орфоэпически.

- Как называются такие слова? (Омонимы)

- Я подготовила для вас тоже предложение. Давайте запишем его с комментированием.

- Послушайте его: Ночную тишь нарушил звонкий ключ.

- Что значит писать с комментированием?

(Ученик комментирует, а учащиеся записывают)

- Оцените ответ товарища.

 

Самоосмысление и самовыражение.

Работа над словом КЛЮЧ

Комментированное письмо

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимооценка

УЭ 2.3.

Игра «Просигналь»

Цель: проверить умение правильно находить слова с Ь после шипящих.

Задание: образуйте от имен существительных множественного числа имена существительные единственного числа. Если на конце существительного пишется Ь, то показываем зеленый сигнал, если нет, то – синий.

Вещи (ь), врачи, дичи (ь), кирпичи, в тиши (ь), малыши, много лжи (ь), чертежи, мелочи (ь).

- Встаньте, кто допустил ошибки.

- Над чем еще нужно поработать?

- Будьте внимательны.

- Какое умение отрабатывали? Отметьте в технологической карте.

- Что помогло выполнить задание? (Вопросы и суффиксы глаголов неопределенной формы)

Игра

Самоосмысление, самовыражение и самоутверждение

Работа в технологической карте

Учащиеся самостоятельно делают вывод

УЭ 2.4.

Работа с предложениями

На доске запись:

В лесу наступила (картинка) ночь. Тихо у реки шепчет (картинка) камыш. По сухой траве пробежала (картинка) мышь.

- Посмотрите на доску.

- Прочитайте запись, заменив картинку словом.

- Самостоятельно запишите в тетрадь эти предложения и обозначьте орфограммы.  

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Посмотрите на схемы и найдите ту, которая относится к первому предложению. Докажите.

                                                                                  .

                                                                                  .

                                                               .

- Ко второму предложению?

- К третьему предложению?

- Почему в словах ночь и мышь написали мягкий знак, а в слове камыш нет?

- Молодцы.

Работа с предложениями

Самостоятельная работа в тетради

Работа со схемами

Самовыражение

Самоутверждение

УЭ 2.5.

Срез на обучаемость

- Предлагаю проверить знания по теме через выполнение теста.

Цель: проверить свои знания по теме урока.

Задание: отметить знаком «+» слова, в которых на конце после шипящих пишется Ь.

- Поставьте прогностическую оценку (+, ?)

1 в.

1. Карандаш… - необходимая вещь для школьника.

2. Хорошую вещ… приятно слушать.

3. Для постройки употребляют кирпич….

4. Малыши любят крутить обруч….

5. Автомобиль поставлен в гараж….

6. Врач оказал больному помощ….

7. В комнате топилась печ….

8. Пока работали, наступила ноч….

9. Мы сделали шалаш… .

- Проверьте себя по «ключу». «Ключ» на доске.

- Оцените себя.

- Сядьте те, у кого не было ни одной ошибки.

- Кто затруднялся при выполнении теста?

- А кому было легко?

- Чем пользовались при выполнении задания?

- У кого прогностическая оценка совпала с оценкой после выполнения?

- Отметьте в технологической карте, что умеем.

Самостоятельная работа на 5 – 7 минут.

Самоутверждение

Самопроверка и самооценка  

Подводится итог, выясняются ошибки и проводится коррекция

Работа в технологической карте

 

УЭ 2.6.

Работа в малой группе по карточкам.

Карточка

циркач               силач                  луч

стриж              экипаж              воробьи

дочь                   помощь              трубач

дочка                 конь                   речь

Задание: найдите в каждом столбике лишнее слово. Ответ обоснуйте.

- Что объединяет остальные слова?

- Что помогло справиться с заданием?

Работа в МГ по карточкам

Вывод

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Что мы умеем, отметьте в технологической карте?

- Зачем вам это сегодня нужно было?

- У кого остались еще сомнения по теме урока?

Рефлексия

- Посмотрите на доску.

На доске:

      

     

 

Ножи. gold_fish_large (Картинки)   http://foto.mail.ru/mail/pedagog-nk/497/p-1878.jpg

Шалаш   Мяч adidas

Морж

- Назовите слова, в которых не пишется мягкий знак.

На доске выставляются картинки, которые называют ребята и переворачиваются. С другой стороны написаны буквы. А на оставшихся картинках с другой стороны записан Ь. После проверки обучающиеся убеждаются, что эти слова не нужно было использовать, так как они пишутся с мягким знаком на конце после шипящих.

А        П        С        О        Б        И        С

- Что можно составить из букв.

- Составьте слово.

- Спасибо за работу!

Самовыражение

Самовывод итога урока

Рефлексия

УЭ 4

Информация о домашнем задании

УЭ 4.0

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

Стр. 44 №459, 460, 462

По выбору.

Разработала:                                         О. В. Морозова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...