Части речи
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку 2 класс
Тема: «Что такое части речи?»
Цель: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, прилагательном, глаголе.
Задачи:
- развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;
- формирование представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
- воспитание интереса к русскому языку.
Планируемый результат: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий; использовать специальную терминологию при их определении.
Формируемые УУД:
Личностные: выражение положительного отношения к уроку, проявление аккуратности и внимания.
Познавательные: извлечение информации, классификация по признаку, обобщение.
Регулятивные: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Прогнозирование предстоящей работы. Организация своей работы по заданию учителя. Развитие умения применять полученные знания в другой учебной ситуации. Контроль деятельности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха).
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, карточки на доску.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг. момент | Вот и прозвенел звонок, | Приветствуют учителя. | |
Актуализация знаний | Словарная работа. - Откройте тетрадочки, запишите число, классная работа, словарь. (Работа со словарными словами: прочитаем по слогам, целым словом, с ударением, записываем, выделяем непроверяемую). - Ребята, как вы понимаете пословицу: тот герой, кто за родину горой? - Давайте составим предложения со словом Родина. - Запишите предложение (…) к себе в тетрадочку. Найдите в этом предложении подлежащее и сказуемое. | Записывают словарные слова. Объясняют пословицу. Составляют предложение. | |
Самоопределение к деятельности | (на доске слова) Лес тёмный зеленеет Снежинка лёгкая падает Солнышко яркое светит - По какому признаку слова распределены в три столбика? - Что обозначают слова 1го столбика? 2го? 3го? - Послушайте небольшую сказку. Жила – была королева Речь и ей подчинялись все, все слова русского языка. Однажды она решила разделить их на группы, которые называла частями речи. Одна часть речи существительное, она отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет. Например: собака, стол, цветок. Вторая часть речи прилагательное, она отвечает на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета. Например: красивый, вкусный, добрый. А третья часть речи глагол, она отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? И обозначает действие предмета. Например: бегут, растёт, стоит. - Откройте учебник на стр. 40. Упр. 68. - Прочитайте вопрос. Может кто – то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока части речи. - Может вы, уже знаете какие-то части речи? | - В 1ом – что? Во 2ом – какой? В 3ем – что делает? - Предмет. Признак предмета. Действие предмета. Слушают сказку. - Части речи. Ответы детей. | |
Работа по теме урока | - Давайте еще раз прослушаем и увидим эту схему на доске. (Диск) - Найдите на картинке слова – названия предметов, отвечающие на вопрос кто? - Найдите на картинке слова – названия предметов, отвечающие на вопрос что? – Это имена существительные. - Найдите на картинке слова – названия признаков этих предметов, отвечающие на вопрос какие? - Это имена прилагательные. - Найдите на картинке слова – названия действий предметов, отвечающие на вопрос, что делают? - Это глаголы. - Давайте составим предложение по картинке и запишем его. - Что бы нам во всём разобраться, давайте прочитаем правило. (Чтение по предложению). - Как называются слова, объединённые в группы? - Что может обозначать каждая часть речи? - Какие названия есть у частей речи? - Прочитаем еще раз всё правило. - Схема, которая изображена на стр. 41 есть у нас на доске. - Но посмотрите на предложение: Ранняя гроза предвещает дождливое лето. Над словами подписаны части речи, а под словами на какие вопросы они отвечают. Давайте с вами правильно прочитаем. Гроза (какая?) ранняя – выражено прилагательным и т.д. | - Мальчик, девочка, белка, сорока. - Дерево, лавочка. - Добрые, весёлые. - Кормят, играют. (Составляют предложение.) - Части речи. - Предмет. Признак предмета. Действие предмета. - Сущ., прил., гл. (Один читает, остальные следят). Работают со схемой. | |
Физ. минутка | Свежий воздух мы вдохнём – | Выполняют движения | |
Закрепление изученного материала | - На стр. 42, упр. 70. - Нам нужно определить части речи у всех слов, как мы сможем это сделать? (По цепочке). - Давайте составим предложение с любыми из этих словами. - Кто сможет записать это предложение у доски и обозначить части речи? | - Задать вопрос к каждому слову. - Старик и старуха жили у синего моря. (Один у доски, остальные в тетради). | |
Рефлексия | (Запись под диктовку) Льёт сильный дождь. - Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. | (Один читает, остальные проверяют). | |
Итог урока | - О чём мы сегодня с вами говорили? - Какие части речи вы сегодня узнали? - Что вам понравилось на уроке? - Какая работа показалась трудной? | Ответы детей. | |
Домашнее задание | Стр. 42, упр. 71. - Ваша задача списать отрывок из песни, подписать части речи над выделенными словами, ответить на вопросы. | Записывают д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...