Род и число имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Турецкова Надежда Ивановна

Учащиеся пополнят свои  знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, проведенного в 4 Б классе

Провел урок: Турецкова Надежда Ивановна, учитель начальных классов МКОУ « Шегарская СОШ № 2» с. Мельниково Томской области

Предмет

Русский язык

4 класс

Тема урока

Род и число имен прилагательных

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и умений

Цель

Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: число и род

Задачи

- учить умению определять имена прилагательныев устной и письменной речи;

-развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

-воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- актуализировать знания о родовых окончаниях имен прилагательных;
- уметь изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;
- подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
- находить в тексте словосочетания существительных с  именами прилагательными;
- определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам;
-уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.  

Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция внимания: развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Коррекция памяти: работать над запоминанием и воспроизведением учебного материала.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; установление логических и причинно-следственных связей).
Коррекция речи: расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи.

Основные понятия и термины

Имена  прилагательные, род и число имен прилагательных

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; дидактические иллюстративные карточки с ребусами; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1334103

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I. Организационный момент

-Проверь, все ли готово к уроку?

-Выбери смайлик своего настроения (Слайд )

-Подготовь тетрадь к работе и запиши число -   «Классная работа»

Осуществляет проверку

Выбирает на слайде смайлик

Выполняет запись в тетради

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Минутка чистописания.

Работа с предложением

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Какие слова называют синонимами?

– Какие слова называют антонимами?

– Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитай составленное с любым именем прилагательным предложение.

Проводит минутку чистописания

- Запиши данные буквосочетания: (Слайд )

ыеиеыйийаяяяое   ее

- Скажи какой частью слова являются данные буквосочетания? У какой части речи они встречаются?

-Прочитай предложение, объясни пропущенные  орфограммы. (Слайд )

В м_розныйден_ на ветк_дер_вав_селаб_льшаяк_рмушка.

-Еще раз почитай предложение запомни его и запиши по памяти в тетрадь.

-Найди в предложении прилагательные и выдели у них окончания.

Читает, аргументирует

Отвечает на вопросы.

Выполняет чистописание.

Оценивает правильность написания

Отвечает на вопросы.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует

Личностные: развитие навыка сотрудничества со взрослым

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе имеющихся знаний

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Предлагает сформулировать тему и задачи  урока.

-Сравни данные слова в левом и правом столбике, определи, что в них общего и, чем они отличаются?

красивый    красивые

дальнийдальние

- Сравни следующие прилагательные,чем они отличаются?

красный

красная

красное

- Сформулируй тему, цель и задачи урока

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя прилагательное, уточним понятия «род» и «число»; научимся определять род и число имен прилагательных.

Отвечает на вопросы.

Анализирует, обобщает и отвечает на вопросы

Обсуждает и формулирует тему и  цель урока с помощью учителя.

Определяет задачи урока.

Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Познавательные:осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

IV.  Обобщение и систематизация знаний о числе и роде имен прилагательных

1. Работа с учебникомпо определению числа имени прилагательного

(упр.75 стр. 50)

2. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного

3.Работа с ребусами

-Открой учебник на стр. 7, найди упр.9

-Прочитай текст, определи тему и главную мысль, подбери заголовок.

-Посмотри на изображения птиц на слайде и скажи, какие птицы изображены и нет ли среди них лишней?(Слайд )

-Найди в тексте имена прилагательные. С какой частью речи «дружат» прилагательные?

-Выпиши 7 предложение, выдели окончания прилагательных.

-Как определить число имени прилагательного?

-Определи число данных прилагательных, используя алгоритм.

-Какие окончания имеют прилагательные в единственном и во множественном числе?

-Прочитай зашифрованные в ребусах слова и определи какие из них относятся к теме текста из упражнения (санки, радуга, синица, груша, зима)

Находит упражнение, отвечает на вопросы и выполняет задание

Соотносит иллюстративный материал с текстом учебника, делает выводы, аргументирует свое мнение

Под руководством учителя составляет алгоритм по определению числа имени прилагательного:

-найти существительное к которому относится,

-задать вопрос от существительного к прилагательному,

- выделить окончание,

-по вопросу и окончанию определить число имени прилагательного

Отгадывает ребусы, соотносит слова с текстом, убирает лишние, аргументируя свой выбор

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителяи  имеющихся знаний.

Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Физкультминутка

Включает видео физкультминутку под музыку

Выполняет движения.

4. Наблюдение над языковым материалом по определению рода имени прилагательного

5. Составление алгоритма по определению числа имени прилагательного

-Прочитай строки из детской песни и скажи какое имя прилагательное повторяется в тексте?

(Слайд )

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

–Что изменяется у прилагательного «оранжевый»? С чем это связано?

-На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода и какие окончания имеют?

- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какие окончания имеют?

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие окончания имеют?

Выводит языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия «род» имени прилагательного

Отвечает на вопросы и выполняет задание, заполняя таблицу:

Род

Вопрос

Родовые

окончания

Мужской

Какой?

-ой, -ый, -ий

Женский

Какая?

-ая, -яя

Средний

Какое?

-ое, -ее

Под руководством учителя составляет алгоритм по определению рода имени прилагательного:

-найти существительное к которому относится,

-задать вопрос от существительного к прилагательному,

- выделить окончание,

-по вопросу и окончанию определить род имени прилагательного

Личностные: формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: активное использование речевых средств в диалоге и монологе.

V.  Закрепление теоретических знаний в условиях выполнения практических упражнений

1. Игра «рассыпанные слова»

2. Самостоятельная работа в печатной тетради (с.5  упр.8)

3. Интерактивное задание https://learningapps.org/1334103

Организовывает работу

-Берешь карточку, по цифрам собираешь рассыпанное существительное, подбираешь к нему подходящее прилагательное, определяешь род и число в соответствии с алгоритмом.

-Открой печатную тетрадь на с.5, найди упр.8, прочитай задание и выполни его самостоятельно.

(дописать родовые окончания имен прилагательных)

-Заполни пропуски, определи основные признаки имени прилагательного.

Слушает инструкции и выполняет, опираясь на составленные алгоритмы

Выполняет самостоятельную работу в соответствии с заданием.

Выполняет задание, работая в компьютере

Личностные: формирование мотивации к работе на результат.

Познавательные: ориентирование в  интерактивном задании.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.  

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

VI. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания:
с. 8 упр. 11

Записывает домашнее задание в дневник

Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Что понравилось?
-В чем были затруднения?
-Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов:  
(Слайд )

Работала засучив рукава

Била баклуши

Поломала голову

Считала ворон по сторонам

Зарубила на носу

-Какой смайлик соответствует твоему настроению сейчас?  (Слайд )

Отвечает на вопросы.

Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке

Выбирает на слайде смайлик

Коммуникативные:владение монологической формой речи.

Познавательные: самостоятельный выбор личностно-значимой характеристики своей деятельности на уроке

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: "Число имен прилагательных".

МОУ  Дмитриевская СОШ           КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» УЧИТЕЛЬ: КИРИЛЛОВА Е.А. ...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...

технологическая карта урока русского языка «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять ч...