урок русского языка «Употребление имён существительных в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лобанова Елена Николаевна

Тема:  «Употребление имён существительных в речи».

Тип урока:  обобщающий

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы и методы: метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся об  именах существительных , формирование   навыков  правописания. Создание для учащихся  условий  для  проявления  индивидуальных  способностей  и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_russkogo_yaz.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Разработка урока русского языка   3 класс.

Тема:  «Употребление имён существительных в речи».

Тип урока:  обобщающий

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Приёмы и методы: метод проектов, практический, творческий, наглядно-иллюстративный, информационно -сообщающий, частично - поисковый, элементы самопознания, методы контроля.

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся об  именах существительных , формирование   навыков  правописания. Создание для учащихся  условий  для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого содержания, умение находить ответы на вопросы, формировать  потребность  в здоровом образе жизни, в рациональном питании

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

 Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске   сборе информации, развитие умений слушать и понимать других;

Задачи:

  1. Организовать работу по мотивации учения обучающихся
  2. Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
  3. Организовать работу в группах
  4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  5. Способствовать развитию учебно-познавательного интереса
  6. Организовать диагностику на уроке
  7. Организовать рефлексию учебной деятельности
  8. Организовать оценку деятельности

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Учащиеся умеют: формулировать свою точку зрения

Знают:  правила по теме в рамках программы

Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, взаимодействовать друг с другом,

Предметные: Учащиеся знают:

- основные теоретические понятия, связанные с определением имени существительного;

- роль имени существительного в речи

            Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Средства обучения:

1. Дидактический материал, тесты, толковый словарь Ожегова;

     2.Презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

     3. Выставка продуктов используемых для рационального питания;

Этап 1: Организационный момент

Задачи этапа: создание эмоционального настроя.

Учитель: На урок я пришла с хорошим настроением. Оно похоже на яркий цветок. Я хочу поделиться с вами его теплом. Возьмитесь за руки и почувствуйте, как тепло передаётся по нашим ладошкам, а вместе с ним и хорошее настроение. Расцвёл   цветок   вашего настроения?

   Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по стране Грамматика. Пожелайте удачи друг другу на уроке.

 В дорогу возьмём самое необходимое, как вы думаете, что?   (ответы учащихся)

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: О какой части речи говорится  в нём ?

Всему название дано: и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз, –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

Оно живёт ведь в мире этом,

Даёт название предметам.

Сформулируйте  тему  урока?

Деятельность учащихся: учащиеся формулируют тему урока «Имя существительное».

Учитель:

 - Попробуйте сформулировать цель урока.

 

Дети: Мы будем повторять, что знаем об этой части речи.  

 

Учитель: Таким образом, мы с вами сформулировали тему урока  и  определили  его цель.  

 Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо спланировать наш урок.

 «Мозговой штурм»

Учитель: Я предлагаю вам принять участие в « Мозговом штурме» и составить кластер

 « Всё,что мы знаем о существительном».

  - Какие ассоциации у вас возникают со словом существительное?  

Составленный кластер будет нашим помощником  в достижении  главной цели урока.

Составленный кластер записывается на доске.

Учитель: эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.Куприна. Прочитайте  высказывание А. Куприна о русском языке.

Деятельность учащихся:  зачитывают  высказывание А. Куприна

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.        

Этап 2: Актуализации знаний

Задачи: выявить знания  в правильном написании словарных слов  

Учитель: данный урок не совсем обычный.

Во- первых, задания, которые предстоит выполнить на уроке, вы будете оценивать сами по баллам.

(фишки красного цвета -5 б, жёлтого – 4 б, зелёного- 3 б) поэтому каждый из Вас должен спланировать так свою деятельность на уроке, чтобы заработать как можно больше баллов;

Во – вторых, информация,  полученная  вами  на уроке, может быть использована для укрепления и сохранения здоровья;

В – третьих, каждый из Вас  сможет  проявить свои  знания и умения,  работая  самостоятельно,  в паре, группе;

Что было задано домой?

Учащиеся :  Повторить  всё об имени существительном, словарные слова.

Учитель: Проверим,  достаточно  ли у нас знаний, чтобы отправиться в путешествие.

Словарную работу мы проведём  в форме  разгадывания кроссворда.

1.Рыженькая как лисица

 Но, сидит она в темнице,

 Хвост над грядкой держит ловко

 Называется …( морковка)

2.Жёлтый  цитрусовый плод

В странах солнечных растёт

Но на вкус кислейший он

А зовут его…..( лимон)

3.Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я…(капуста)

4.Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.

 Не нужна и шоколадка.

 Я сушить его могу,

Получу я курагу.

 Отвечай мне на вопрос.

Что же это? - ... .(абрикос)

5.От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда

Белое , а не белило

Жидкое , а не вода. ( молоко)

6. Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …..(малина)

7.Увидал в лесу,

 Ягоду-красу,

 Тяжела корзина,

 Хороша……(рябина)

Народная примета ,связанная с рябиной.

В лесу много рябины - осень будет дождливой,

если мало - сухо.

На какие группы можно разделить полученные слова?  Продолжите ряд словарных слов.

Деятельность  учащихся:  записывают  словарные слова  в тетрадь, дописывают слова:  овощи, ягода

Учитель:  Проверим правильность написания  вами словарных слов по кроссворду. (Взаимопроверка)

Оцените работу друг друга по критериям.

Деятельность  учащихся:  проверка правильности   написания слов  по образцу, оценивание работ.

Критерии оценивания

Работа выполнена без ошибок - фишка красного цвета

Допущена 1-2 ошибки – жёлтого цвета

Допущено 3 ошибки – зелёного цвета

Если ошибок больше – ученик фишку не получает

Учитель:  Какое слово оказалось лишним? Прочитайте предложения. Найдите пословицу и фразеологический оборот.

 Объясните их  значение.

Деятельность  учащихся:  зачитывают  пословицу и фразеологический оборот, объясняют смысл.

Обожжешься  на молоке, будешь и на воду дуть.  

Кровь с молоком.

Этап 3. Закрепление изученного

Задачи: развитие умение работать в паре, систематизировать пройденный материал, делать выводы.

Учитель: Как Вы думаете, какие факторы влияют на здоровье человека?  (ответы уч-ся)

генетические факторы — (15-20%)

состояние окружающей среды — (15-20%)

медицинское обеспечение — (10-8%,)

условия и образ жизни людей — (50 — 55%).

Прочитайте  слово, которое получилось  по вертикали при отгадывании кроссворда.

Учащиеся: « витамин»

Учитель:  Что означает слово « витамин»?

  Проверим значения данного слова  по толковому  словарю  Ожегова.

Учащиеся:

ВИТАМИН, -а, м. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое   для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Учитель:

А знаете ли Вы, что одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Важнейшим жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Сегодня мы с вами поговорим о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Свое название витамины получили от латинского слова «вита»—  жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть своё  имя. Называют их буквами алфавита.

На доске и стенах класса развешены карточки разного цвета с названиями витаминов (А, В, С, D, Е, К) на которых записаны задания. Вам необходимо по желанию выбрать любую карточку для работы в паре. (карточки с заданиями  приложение №1)

Деятельность учащихся: работа в  парах , самопроверка по карточке готовых ответов, вывод   озвучивают  вслух, оценивание  работ  фишками  по критериям.

Динамическая пауза

Учитель:  Я буду называть овощи. Если мы употребляем в пищу подземные части этих продуктов, то надо присесть, а  если  наземные - подпрыгнуть вверх.

( тыква, картофель, морковь, помидор, свёкла, фасоль, репа, огурец)

Этап 4: Систематизация знаний и умений.

Задачи: развитие умение работать в группе, уважать чужое мнение, развитие монологической речи обучающихся,

воспитание ответственности за общий труд;

Учитель:

Молодцы ребята. Я вижу, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию. Все выучили словарные слова, смогли сделать  выводы по заданиям  в карточках. Сейчас вам предстоит  работа  в группах. (карточки  с   разноуровневыми заданиями)

 Группа 1.

Задание . Вставить  подходящие по смыслу слова, чтобы получились пословицы.

  1. В здоровом ___________  -здоровый __________.
  2. _________держи в холоде, _____________в тепле.
  3. Землю  сушит __________, человека ___________.
  4. Кто ___________ занимается, тот _________ набирается.

(Слова  для  справок:  дух, ноги,  болезнь, голова,  зной,  сила тело, спорт).

Группа 2.

Задание.  Составить меню школьника на 1 день  из продуктов, содержащих  витамины .

_млет, чипсы, сырники ,борщ_,  к_ртофельное пюре,  газировка, з_печенная рыба, ябл_чный сок, котлета, салат из к_пусты,  печенье, кефир, зап_канка, жвачка, чай, йогурт.

Завтрак:

Обед:

Полдник:

Ужин

Группа 3.

Задание . Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы.

Морс – один из древнейших русских напитков. Для его приготовления  на  Руси  изд_вна   использовались   л_сные  _годы, известные  своими   л_чебными   свойствами.

К примеру, морс из брусники – п_лезен   при  простудных   заболеваниях, х_р_шо   утоляет   жажду   и повышает   аппетит.

Из клюквы – обладает жаропонижающим действием.

 Из ежевики – н_рмализует  деятельность  желудочно-кишечного тракта,  является   общеукрепляющим  средством.

Из   ч_рники   –  полезен   для    гла_    и     х_р_ ш     для     д_тей     при расстройствах    желудка .  

Морсы   можно   готовить   и   из   нескольких   сортов     _год  , а также добавить   ов_щи   (свеклу, морковь)

Деятельность учащихся: работа в  группах ,  проверка выполненных заданий , оценивание  работ  фишками  по критериям.

Учитель: Сегодня на уроке мы   много говорили об имени существительном. А теперь настал момент подвести итоги,  выполнить самостоятельно  тест  по  пройденной теме. (тест приложение №2).

Этап 5: Итог урока.

Задачи: выявить знания детей по изученной теме

Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Оцените работу.

Деятельность учащихся: взаимопроверка , оценивание работ.

Учитель: Наш урок подошёл  к концу. Приготовьте свои заработанные  фишки и посчитайте  полученные баллы.

По критериям оцените свою работу на уроке.

Критерии оценивания по баллам

19-20 баллов  - оценка « 5»

16-18 баллов – оценка «4»

12-15 баллов – оценка  «3»

Домашние задание (по выбору учащихся)

Задание 1.  Выполнить упражнение  в рабочей тетради.

Задание 2. Придумать рекламу   своему любимому  соку. (стихотворение, слоган , высказывание)

Этап 6. Рефлексия «Всё  в твоих руках»

На партах  у вас лежат  вырезанные из бумаги ладошки. Каждый палец   - это определённая позиция, по которой вы должны высказать  своё  мнение о  нашем  уроке,  закрасив  пальчики  в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой –для меня тема была важной и интересной (красным)

Указательный –узнал много нового (жёлтый)

Средний- мне было трудно (зелёным)

Безымянный - мне было комфортно (синим)

Мизинец – для меня было недостаточно информации (коричневым)

 Сегодня на уроке вы много узнали о пользе витаминов, продуктах питания в которых они содержатся.

Я   хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться   выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее.

                                                                                                           

          Приложение №1

                                         Задания

                                Деятельность учащихся

Карточка №1. (красного цвета  с буквой В)

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Спиши , распределив  названия  продуктов  питания  и  блюда на  две группы. Найди лишнее слово. Сделай вывод.

 

М-локо,  м-кароны, брынза, сливки,  творог, чипсы, шпроты,  к-пуста,  ябл-ко.

1 группа  - молоко. брынза, творог, капуста;

2 группа  - макароны, сливки, чипсы, шпроты;

В 1 группу вошли полезные  продукты питания, в которых содержится витамин В

Вывод: имена существительные  изменяются  по числам.

Но  в русском языке есть слова , которые употребляются только  в единственном  или во множественном числе.

Лишнее слово яблоко, т.к. оно изменяется по числам.

 

Карточка №2       (зелёного цвета   с буквой А)

 Прочитай деформированное  слово. Запиши его правильно. Укажи род.  Сделай вывод.

кормовь

повшиник

репец

вещаль

леобпиха

Вывод: имена существительные бывают: м.р, ж.р, ср.р.

Все эти продукты питания содержат витамин А

Морковь(ж.р.)

Шиповник( м.р)

Перец( м.р.)

Щавель( м.р.)

Облепиха (м.р.)

Карточка №3.(голубого цвета с буквой С)

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.  Образуй   от данных имён существительных другие существительные  с уменьшительно ласкательным значением. Выдели суффиксы. Сделай выводы.

П-трушка, укроп,  л-мон,  п-мидор,  -пельсин,  р-бина,  см-родина,лук.

Вывод:  с помощью суффиксов- чик-, -ушк-, -ок-, - ек,--оньк, -еньк-, ечк- образуются имена существительные  с уменьшительно – ласкательными значением.

Во всех этих продуктах содержится витамин С.

Петрушечка,  укропчик, лимончик, помидорчик, апельсинчик, лучок, рябинушка,  смородинка.

Карточка №4 ( жёлтого цвета   с буквой D)

Образуйте словосочетания  с данными словами,  вместо точек  вставьте зависимые  слова. Сделайте вывод.

…..луч,…….желток,…….жир,  говяжья……., океаническая ……,злаковые……

( слова  для справок:  печень, завтраки. солнечный, рыба, яичный, рыбий)

Вывод:Словосочетания- два  или несколько слов, объединённых по смыслу грамматически. Одно слово является главным, а другое зависимым.

Витамин  D содержится не только  в продуктах питания ,но и в солнечных лучах, которые необходимы человеку.

Солнечный луч, яичный желток,  рыбий жир, говяжья печень, океаническая рыба, злаковые завтраки.

Карточка №5. (Розового цвета с буквой К)

Вставь пропущенные буквы. Сделайте  вывод.

Листья  б-рёзы.  липы, ш-повника  обладают лечебными  свойствами. Их активно используют в м-дицине и

 Космет-логии. Н-стои  приготовленные из плодов

ш-повника,  липового цвета, берёзовых почек помогают  с простудными заболеваниями. Укрепляют иммунитет, благотворно влияют на р-боту мозга.

Вывод: Пропущенные буквы были  в  именах существительных   на орфограмму  безударная гласная.

В листьях шиповника, берёзы и липы содержится витамин К

Карточка №6  ( оранжевого  цвета с буквой Е)

Всавь подходящее по смыслу слово. Найди слово, которое имеет два значения. Сделайте  вывод.

  1. Крепкий, круглый, лесной…….
  2. Льняное, сливочное, оливковое….
  3. Продолговатый, зелёный, маринованный……..
  4. Её можно есть сырой, варить, тушить……
  5. И песни поёт , и в пищу идёт….

Слова для справок:

Мороженое, орех, масло, горох, огурец, брокколи, овсянка, картошка.

(орех)

(масло)

(огурец)

(брокколи)

(овсянка)

Слово овсянка имеет два значения. Во всех этих продуктах питания содержится  витамин Е.

                                                                                                                                                           Приложение 2.

Тест по теме « Имя существительное»

1. Имя существительное – это...

а)часть слова

б)часть речи

в)часть предложения

2. Имя существительное обозначает...

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы...

а) какой? какая? какие?

б) кто? что?

в)  что делал? что делает?

4. Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос...

а ) кто?

б) что?

5. Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме...

а) единственного числа

б) множественного числа

6. Имена существительные изменяются :

а) по родам

б) по числам

7. Какие слова можно поставить к именам существительным женского рода?

а)Он, мой

б)Она, моя

в)Оно, мое

8. Определите имя существительное в предложении:

1    2           3        4        5        6        7

В        высоком        небе        летел        большой        косяк        журавлей.

9. Тут представлены имена существительные мужского рода. Исключи лишнее.

а)Скрипач

б)Аккордеон

в)Метель

г)Ураган

10. Тут представлены имена существительные женского рода. Исключи лишнее.

а)Земляника

б)Зеркало

в)Зависть

г)Жизнь

Ответы: б, в, б ,а ,а, б, б, 3, 6, 7 ,в, б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Презентация к уроку русского языка "Род имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Род имён существительных"

Конспект урока русского языка "Род имён существительных" для 3 класса по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....