урок развивающего и обучающего контроля по теме: Изменение имён существительных по падежам
методическая разработка по русскому языку
представлен конспект урока обучающего контроля, сама проверочная работа для обучающихся, образец для самопроверки, малая презентация для настройки позитива перед работой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izmenenie_po_padezham_sushch.doc | 118.5 КБ |
nastroy_pozitiva_ya.ppt | 1.66 МБ |
obrazets_dlya_proverki.docx | 189.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развивающего контроля по русскому языку в 4-м классе
Пояснительная записка к уроку
Современная сфера образования переживает переходный период к новым методам преподавания. Создана целостная система организации учебной деятельности. Одной из таких систем является дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
К урокам деятельностной направленности относятся
уроки развивающего контроля, отличительной особенностью которых является их соответствие установленной структуре “управленческого”, критериального контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль).
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру1:
№ | Этапы урока | Время | Цель деятельности |
1. | I урок (Проведение контрольной работы) Мотивация (самоопределение) | 2-3 мин. | Выработать на лично значимом уровне внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности. |
2. | Актуализация и самоконтроль | 37-42 мин. | Подготовить мышления учеников и организовать осознание ими внутренней потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности. |
3. | II урок (Анализ контрольной работы) Локализация индивидуальных затруднений | 12-15 мин. | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявить место и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. |
4. | Построение проекта коррекции выявленных затруднений | 4-6 мин. | Поставить цели коррекционной деятельности, и на этой основе – выбрать способ и средство их реализации. |
5. | Реализация построенного проекта | 7-8 мин. | Реализовать осмысленную коррекцию учащимися своих ошибок в контрольной работе, формировать умение правильно применять соответствующие правила, способы действий и т.д. |
6. | Обобщение затруднений во внешней речи | 3-4 мин. | Закрепить способы действий, вызвавших затруднение. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5-7 мин. | Интериоризировать способы действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели. |
8. | Повторение и решение заданий творческого уровня | 5-6 мин. | Применить изученные знания при решении задач творческого уровня и подготовить к изучению следующих разделов курса. |
9. | Рефлексия учебной деятельности | 2-3 мин. | Оценить результаты контрольно-коррекционной деятельности, осознать методы преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. |
1 Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000 …”/
построение непрерывной сферы образования. – М.:
АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000 …”, 2007.-448 с., с.50.
Урок развивающего контроля деятельностной направленности в 4 классе (русский язык) составлен в соответствии со структурой и проводится в два этапа: 1) написание учащимися проверочной работы; 2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти два этапа проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке.
I урок
Тема: Проверочная работа по теме “Изменение имён существительных по падежам”.
Цель: осуществить педагогический контроль изучения темы “Изменение имён существительных по падежам”.
- Мотивация (самоопределение). (3 мин.)
Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.
Использование слайдов презентации № 1.
- Актуализация и самоконтроль. (42 мин.)
- Актуализация деятельности.
- Какой теме посвящена проверочная работа?
- Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
- Прочитайте задания1. Всё ли вам понятно?
- Приступайте к выполнению заданий.
- По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!
- Самоконтроль деятельности.
можно использовать Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4-й класс.- М.: “Баласс”, 2011г. – 48 с.: (Серия “Свободный ум”).
II урок
Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме
“Изменение имён существительных по падежам”.
Цель: учить анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.
Оборудование: карточки для проверки знания падежей, задания из проверочной работы на карточках по вариантам, задания – эталоны для самопроверки, ноутбук.
Используется презентация № 2.
Локализация индивидуальных затруднений. (8 мин.)
Самоопределение на урок.
Цель: Создать положительную мотивацию на уроке.
Использование слайдов № 1-10.
Какой теме была посвящена проверочная работа? (“Изменение имен сущ. по падежам”)
Слайд № 11.
Какие знания вы показали? Какие умения?
(Знания вопросов падежей, умение определять падежи у сущ.)
Цель нашего урока:
Учиться: анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.
Слайд № 12.
Анализ выполненной работы учителем.
Ключевые ошибки: 1) в склонении сущ.,
Поднимите руки, кто ошибся изменении сущ. по падежам, кто не правильно выделил окончания.
2)в определении падежей,
Поднимите руки, кто ошибся в определении падежей сущ.
А кто определил падежи не у всех сущ.?
3)выделении окончаний сущ.
Поднимите руки, кто не выделил окончания сущ.
А кто не смог распределить слова в два столбика?
Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.
Возможные варианты ответов:
Не смог изменить сущ. по падежам, потому что не знаю вопросы падежей;
Ошибся в определении падежей, потому что путаю вопросы падежей, не знаю алгоритма;
Не смог различить однокоренные слова от формы одного и того же слова, т.к. не понимаю эту тему.
Оцените свои знания и умения по шкале самооценки.
Слайд № 13.
Поясните свой выбор.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (4 мин.)
Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего нам это необходимо?
Задачи урока:
Повторить вопросы падежей; Учиться определять падежи у сущ. Различать однокоренные слова от формы слова.
Слайд № 14.
В какой форме будем работать?
Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках? (Повторим знания о падежах. Вспомним алгоритм определения падежей. Исправим свои ошибки в проверочной работе. Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.)
Слайд № 15.
Реализация построенного проекта. (15 мин.)
Итак, начнем с повторения падежей.
Повторение знаний о падежах.
Стихотворение про Лежебокина. (Разыгрывают ученики).
Спросили Лежебокина: | Давать, делиться чем-нибудь |
Нравятся ли вам названия придуманных Лежебокиным падежей?
Почему он придумал им такое название?
Какие падежи живут в русском языке? Назовите падежи вместе с вопросами.
Проверим знания о падежах.
Тест “Что я знаю о падежах? (Слайд № 16).
| И.п. | Р.п | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
1. Что?
2. “Падеж – работяга”.
3. Без предлога не употребляется.
4. Кого?
5. На, за, под, через, про, в
6. Два предлога.
7. “Щедрый” падеж.
8. Нет.
9. Кем? Чем?
10. Подлежащее.
Отгадайте падеж и отметьте в таблице.
У каждого ученика таблица:
Самопроверка. (На слайде № 17).
Кто не ошибся? У Кого 1-2 ошибки? Это задание показало, как вы знаете падежи.
Для чего нужно знать падежи? (Чтобы грамматически правильно строить предложения, правильно писать безударные окончания существительных).
Повторение алгоритма определения падежей.
Как определить падеж у существительного? (Слайд № 18).
Алгоритм
- Найди слово, от которого зависит сущ.
- Поставь вопрос от этого слова к сущ.
- По вопросу, предлогу определи падеж.
Можно ли составить предложение, употребив в нем имена существительные во всех падежах?
Слайд № 19:
Маленькая девочка в панамке вышла из дома, перешла улицу и побежала по дорожке между домами.
Определите с помощью алгоритма падеж каждого существительного.
Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова.
Как различить однокоренные слова от формы одного и того же слова?
Приведите примеры.
Самостоятельное исправление своих ошибок в тетради для проверочных работ. (Слайд № 20).
Ученики, не допустившие ошибок, выполняют задания или на компьютере или на дополнительных карточках и самостоятельно оценивают
А сейчас самостоятельно исправьте свои ошибки в проверочной работе и проверьте себя по эталону.
Обобщение затруднений во внешней речи. (3 мин.)
Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
Какие трудности у вас возникли?
Итак, назовите вопросы всех падежей.
Как определить падеж существительного?
Как различить однокоренное слово от формы одного и того же слова?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (13 мин.)
А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону.
Ученики, не допустившие ошибок, начинают работать или на компьютере или на дополнительных карточках и самостоятельно оценивают
Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
Какие трудности вы встретили? Как с ними справились?
Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами?
В чем вам ещё нужна помощь?
Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? Если да, то покажите это на шкале самооценки. (Слайд № 21).
Поясните свой выбор.
Итог урока. (1 мин.)
Вам удалось на уроке проанализировать свои ошибки, самостоятельно их исправить, оценить себя.
Качество выполнения работы я проверю и оценю сама.
Домашнее задание: упражнения из учебника (выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён существительных по падежам"
На данном уроке вводятся понятия "Падежи", "Склонение". Исползуюся приёмы "Кластер", "Исент". К уроку прилагается презентация ....
Открытый урок в 3 классе по теме Изменение имён существительных по падежам
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный....
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Презентация к уроку Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...
Урок русского языка, 4 «Б» класс Тема: « Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»
Конспект урока Изменение имён существительных по падежам. Закрепление.»...