[9] Рабочая учебная программа по родному (русскому) языку
рабочая программа по русскому языку
Родной (русский) язык - один из основных предметов в системе начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по родному (русскому) языку УМК "Школа России" | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» на заседании МО: протокол № ____ «____» ______2019г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ С.А.Зигаева «____» _______ 2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 2» ______________Н.А.Вардия «____» _______ 2019 г. |
Рабочая программа
по родному (русскому) языку на родном (русском) языке
1-4 класс
Срок реализации программы: 4 года
Учителя: Киселёва Н.Г.
Спичак О.А.
Балабанова Т.В.
Соловьёва А.А.
Учебники:
- Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Прописи к «Азбуке», М.:Просвещение,2017
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс, М.:Просвещение,2017
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч, М.:Просвещение,2017
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч, М.:Просвещение,2017
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: В 2 ч, М.:Просвещение,2017
Количество часов в неделю: 1 час
2019 год
Пояснительная записка
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной школы МБОУ СОШ № 2.
Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом от 03.08.2018 №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации",
- Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.10.2017г № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 09.10.2017 №05-453 и от 24.1-.2017г.№05-475 «О направлении информации»;
Родной (русский) язык – один из основных предметов в системе начального образования. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребёнка, а также сохранению языковой культуры народа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной (русский) язык». На уроках обучающиеся учатся не только писать и читать на родном (русском) языке, но и знакомятся с художественными произведениями своего народа, нравственный потенциал которых очень высок. Данный предмет знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Цель родного (русского) языка на русском языке - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном (русском) языке.
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному (русскому) языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному (русскому) языку.
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сроки реализации программы: 4 года.
Формы и методы, технологии обучения.
Для достижения поставленных в программе задач используются различные формы,
методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний, уроки-викторины. Формы обучения: беседа, дискуссия¸ работа в парах, работа в группах, проектная деятельность. В данной образовательной системе успешно реализуется технологии проблемно-диалогического обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык на русском языке» изучается с 1 класса. Предмет «Русский язык на русском языке на родном русском языке» в 1 классе составляет 16 часов (1 час в неделю – 1-2 четверть, 2 класс-17 часов 1-2 четверть, 3 класс-17 часов 1-2 четверть, 4 класс-17 часов 1-2 четверть)
Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Родной (русский) язык на родном (русском) языке» являются следующие умения:
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
- осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
- познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
- осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
- понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты изучения курса «Родной (русский) язык на родном (русском) языке»:
Обучающиеся научатся:
- обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным (русским) языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формировать первоначальные научные знания о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной (русской) речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения на родном (русском) языке для личного развития; формировать представление о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребности в систематическом чтении на родном (русском) языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать отношение к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- овладевать техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся.
В результате изучения предмета «Родной (русский) язык на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ - ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающиеся научатся:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающиеся научатся:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты; набирать короткие тексты на русском языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающиеся получат возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на родном (русском) языке.
Обработка и поиск информации
Обучающиеся научатся:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
Обучающиеся получат возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающиеся научатся:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык на родном (русском) языке
1 класс (16 часов)
Алфавит 2 часа.
Правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Расположение слов в алфавитном порядке. Использование алфавита при работе со справочниками, каталогами.
Общение - 9 часов
Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди
общаются.
Слово веселит, огорчает, утешает.
Правила работы в группе. С помощью слова люди могут договориться
о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются).
Словесное и несловесное общение.
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Текст – 5 часов
Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.
Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные)
слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей
текста.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста.
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (17 часов)
Речевое общение – 4 часа.
Что такое успешное общение
Азбука вежливости. Какие бывают предложения?
Устное изложение
Работа с картиной
Слово -6 часов.
Слова, которые имеют несколько значений.
Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
Слова и их дальние родственники.
Что такое обращение?
О пользе звукобуквенной разминки.
Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.
Типы текстов – 7 часов
Что такое текст?
Тема и основная мысль текста.
Главное переживание текста.
Деление текста на части.
Описание и повествование.
Научный и художественный текст.
Письменное изложение.
3 класс (17 часов)
Общение 3 часа.
Для чего нужна речь.
Выражение собственного мнения. Его аргументация.
Развитие речи с элементами культуры речи.
Речевая деятельность – 3 часа.
Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин.
Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение.
Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине.
Слушание – 1 час.
Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости – 4 часа.
Как правильно написать письмо?
Как правильно вести себя в магазине.
Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону?
Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас.
Письменная речь – 2 часа.
Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение.
Учимся писать сочинение по наблюдениям.
Текст – 4 часа.
Текст, его тема и основная мысль.
Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текст-описание и текст-повествование. Научный текст.
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
4 класс (17 часов)
Общение – 3 часа
Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и
прочитанного с использованием рисунков, символов.
Азбука вежливости – 4 часа
Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей.
Учимся делать научное сообщение.
Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет.
Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы
Письменная речь – 1 час
Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная).
Текст - 9 часов
Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста.
Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение.
Письменное изложение текста.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.
Как устроена книга?
Газетные информационные жанры. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию.
Раздел 3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Фактически |
Алфавит - 2 часа | ||||
1. | Правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 час | ||
2. | Расположение слов в алфавитном порядке. Использование алфавита при работе со справочниками, каталогами. | 1 час | ||
Общение - 9 часов | ||||
3. | Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. | 1 час | ||
4. | Слово веселит, огорчает, утешает. | 1 час | ||
5. | Правила работы в группе. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. | 1 час | ||
6. | Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). | 1 час | ||
7. | Словесное и несловесное общение. | 1 час | ||
8. | Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. | 1 час | ||
9. | Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. | 1 час | ||
10. | Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. | 1 час | ||
11. | Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. | 1 час | ||
Текст – 5 часов | ||||
12. | Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство. | 1 час | ||
13. | Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные) слова. | 1 час | ||
14. | Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. | 1 час | ||
15. | Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста. | 1 час | ||
16. | Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. | 1 час | ||
Итого: | 16 часов |
2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Фактически |
Речевое общение – 4 часа | ||||
1. | Что такое успешное общение | 1 час | ||
2. | Азбука вежливости. Какие бывают предложения? | 1 час | ||
3. | Устное изложение | 1 час | ||
4. | Работа с картиной | 1 час | ||
Слово - 6 часов | ||||
5. | Слова, которые имеют несколько значений. | 1 час | ||
6. | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. | 1 час | ||
7. | Слова и их дальние родственники. | 1 час | ||
8. | Что такое обращение? | 1 час | ||
9. | О пользе звукобуквенной разминки. | 1 час | ||
10. | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. | 1 час | ||
Текст – 7 часов | ||||
11. | Что такое текст? | 1 час | ||
12. | Тема и основная мысль текста. | 1 час | ||
13. | Главное переживание текста. | 1 час | ||
14. | Деление текста на части. | 1 час | ||
15. | Описание и повествование. | 1 час | ||
16. | Научный и художественный текст. | 1 час | ||
17. | Письменное изложение. | 1 час | ||
Итого: | 17 часов |
3 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Фактически |
Общение-3 часа | ||||
1. | Для чего нужна речь. | 1 час | ||
2. | Выражение собственного мнения. Его аргументация. | 1 час | ||
3. | Развитие речи с элементами культуры речи. | 1 час | ||
Речевая деятельность -3 часа | ||||
4. | Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. | 1 час | ||
5. | Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение. | 1 час | ||
6. | Работа с картиной, устное сочинение. Сочиняем басню по картине. | 1 час | ||
Слушание – 1 час | ||||
7. | Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. | 1 час | ||
Азбука вежливости – 4 часа | ||||
8. | Как правильно написать письмо? | 1 час | ||
9. | Как правильно вести себя в магазине. | 1 час | ||
10. | Что делать, если ты опоздал на урок? Как правильно говорить по телефону? | 1 час | ||
11. | Учимся слушать других и стараемся, чтобы услышали нас. | 1 час | ||
Письменная речь – 2 часа | ||||
12. | Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. | 1 час | ||
13. | Учимся писать сочинение по наблюдениям. | 1 час | ||
Текст -4 часа | ||||
14. | Текст, его тема и основная мысль. | |||
15. | Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. | 1 час | ||
16. | Текст-описание и текст-повествование. Научный текст. | 1 час | ||
17. | Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. | 1 час | ||
Итого: | 17 часов |
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Фактически |
Общение – 3 часа | ||||
1. | Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. | 1 час | ||
2. | Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. | 1 час | ||
3. | Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. | 1 час | ||
Азбука вежливости – 4 часа | ||||
4. | Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. | 1 час | ||
5. | Учимся делать научное сообщение. | 1 час | ||
6. | Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. | 1 час | ||
7. | Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы | 1 час | ||
Письменная речь – 1 час | ||||
8. | Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). | 1 час | ||
Текст – 9 часов | ||||
9. | Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. | 1 час | ||
10. | Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. | 1 час | ||
11. | Письменное изложение текста. | 1 час | ||
12. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. | 1 час | ||
13. | Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. | 1 час | ||
14. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. | 1 час | ||
15. | Как устроена книга? | 1 час | ||
16. | Газетные информационные жанры. Хроника. Рассматриваем старые фотографии. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. | 1 час | ||
17. | Информационная заметка. Сведения о писателях. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Учимся писать аннотацию. | 1 час | ||
Итого: | 17 часов |
К концу обучения обучающийся научится:
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных
текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» для начальных классов общеобразовательных школ
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общ...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Рабочие учебные программы по предметам: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Математика», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Ручной труд» для обучающихся 1 класса VIII вида
Программы по учебным предметам «Чтение», «Русский язык», «Математика», «Мир природы и человека», «Речевая практика», «Ручной труд&raqu...
Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 3 класса 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по родному (русскому языку) для 3 класса на 2020-2021 учебный год, УМК «Школа России», разработана на основе требований ФГОС НОО. В программе представлены календарно-те...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по родному (русскому) языку...