Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Касаева Людмила Яковлевна

Технологическая карта урока по трусскому языку Тема:«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Масальская СОШ»

Технологическая карта урока по теме:

«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Касаева Людмила Яковлевна

                                                                                                                                                   учитель начальных классов


Технологическая карта урока.

Предмет: УМК «Школа России»  Рамзаева Т.Г. «Русский язык»                                                                                                                                                                                                              Класс: 3.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».                                                                                                                                          Тип урока: открытие новых знаний.                                                                                                                                                                                                                   Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                           Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                             1)познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                         – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                         – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.                                                                                         2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание.                                                                                  3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                          создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре.                                                                                                                                                                                                                           Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                 - основные:

РамзаеваТ.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     – дополнительные:                                                                                                                                                                                                                                              компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в Notebook.                                                                                                                                                                                


Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих  на конце имени существительного женского рода.

Слайд 1:

Братья, карась, стулья, больной, сыновья, прутья, мышь, листья, деньги, мальчик, корабль.  

- Что записано на доске? Что вы можете сказать про эти слова? Что общего у этих слов?

- Что вы можете рассказать о мягком знаке?

- Когда пишется ь разделительный знак?

Разделите слова на две группы.

Слова с мягким разделительным знаком подчеркните одной чертой. Мягкий знак – показатель мягкости

двумя чертами.

- Давайте проверим ,как вы справились с работой?

Проблема: в какую группу отнести слово мышь?

На схеме появляется новая ветвь.

Организует диалог с учащимися на поиск особенностей слов, создаёт условия для повторения, изученного о мягком знаке.

 

На доске появляется схема.

Организует практическую работу по делению слов с мягким знаком.

Создаёт условия для повторения ранее изученного о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит учащихся к  выводу о новой роли мягкого знака языка в русском языке.

Работают с информацией,

определяют слова с  мягким знаком, объясняют свой ответ, дают характеристики мягкому знаку, называют орфограммы связанные с ними.

Участвуют в практической работе по делению слов с мягким знаком на две группы(на карточках).

Работа в парах.

Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.                  

Высказывают свои предположения в какую группу отнести слово мышь и говорят о том , что должны узнать что –то новое.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Б) Согласовать цель и тему урока.

Слайд 2.

Прочитайте слова:

Луч, речь, сторож, ключ, плащ, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Что общего в звучании данных слов?

- В чём отличие?

-  Какая возникла проблема?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте учебную задачу.

  Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

-Разделите слова на две группы.

-Как разделили?

- Что общего у слов первой группы? У слов второй группы?

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

- На конце существительных, какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?

- Вернёмся к слову мышь. Почему же в слове мышьпишется мягкий знак?

РАБОТА С ПРАВИЛОМ.

/учебник стр.42/

- Прочитайте правило про себя.

- Верны ли наши предположения?

- Зачитайте, у существительных, какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- На что он показывает?

- А что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце?

- Какую же ещё  функцию выполняет «ь» знак в русском языке?

- Прочитайте правило ещё раз и расскажите соседу по парте.

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания.

Организует работу над правилом.

Выполняют задание, определяют род имени существительного, записывают  слова в соответствующий  столбик, наблюдают за словами.

Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения.

Формулируют правило.

Сравнивают предположения с правилом в учебнике. Читают и запоминают  правило, проговаривают его друг другу вслух.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.

Физкультминутка

Цель:

А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
.

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

Диктует слова.

Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

А)Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи.

Слайд 3:

 - Перед вами два слова на изученное правило: ЛАНДЫШ…, МЕЛОЧ…. Как вы будете решать орфографическую задачу?

«Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова-

Нет  знака никакого!

Словарно- логические упражнения

- Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак.

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны.
  • Предмет, на котором ездил Емеля.
  • Без него не откроешь замок.
  • Небольшой грызун с  острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.
  • Маленький ребёнок.
  • Добыча охотника.

Проверяет понимание способа действия.

Даёт образец короткого доказательства (алгоритм)

Диктует слова.

Проговаривают алгоритм работы с заданными словами.

По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания. Используют алгоритм.

Вписывают, если есть в этом необходимость, мягкий знак. Производят взаимопроверку, рефлексию.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

А)Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    Б) Проверить умение писать  мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.

1.Откроем учебник на стр.42 упр.455.

- Прочитайте задание. Выполните его. Проверьте правильность выполненных заданий друг у друга.

Взаимопроверка. 

- Если не согласны с записью в тетради соседа, делайте пометки на полях.

Организует самостоятельную работу в рабочей тетради, даёт инструктаж, организует выступление групп.

Договариваются между собой, выполняют упражнение в тетради, осуществляют проверку в паре.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

- Наш урок подходит к концу.

- Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?

(Заполняется схема)- Вспомните тему нашего урока.                          

 - Какую цель мы перед собой ставили?                           - Что помогает правильно написать слова?                                                                       - На конце существительных какого рода пишется мягкий знак?                                         - О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали?                                                                                 - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?                                                            - Что понравилось?                                                     -  Кого из учеников могли бы отметить за помощь?                                                                 - Посмотрите, что у нас получилось?

Домашнее задание: 

с.43 упр.457.

Потрудились вы не зря-                                        Вам спасибо от меня!

-

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы                           ( рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили)).

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...