Методическая разработка к уроку русского языка "Когда командует словарь"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Скрипникова Лилия Михайловна

Предлагает учащимся узнать о видах словарей и пользоваться ими на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку русского языка

 «Когда командует словарь»

Учитель начальных классов

 ГБОУ школы №428

Приморского района Санкт- Петербурга                

 Герт Е. В.

Тема: «Знакомство со словарями».

Цель: познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения; способствовать формированию навыков работы со словарями и обогащению словарного запаса учащихся.

Тип урока

Урок закрепления новых знаний и выработки умений.

Цель:

Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Универсальные учебные действия (УУД)
  1. продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”
  2. работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания
  3. совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем
  4. познакомить с этимологическим словарем и словарем В. В. Репкина
  5. прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства
  • Личностные
  1. осознание языка как основного средства человеческого общения;
  2. положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  3. принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  4. появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

  • Метапредметные
  1. Регулятивные:
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
  1. Познавательные:
  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями;
  • фиксировать информацию разными способами;
  • понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
  • пользоваться различными словарями;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
  1. Коммуникативные:
  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

  • Межпредметные связи:

         Русский язык – развитие речи – литературное чтение

   Ресурсы:        

- основные: словари

-дополнительные: презентация учителя;

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Проказницы мышки» ; карточки с заданием для работы в группах.

ХОД УРОКА:

I.        Актуализация знаний:

Учитель: Ученик составил такое предложение:

 Кружатся снежинки.

- Давайте поможем это предложение сделать красивым, дополняя последовательно по одному слову.

Ученики: В воздухе кружатся снежинки.

В воздухе кружатся пушистые снежинки.

………

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:-А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

 - Наверное, нет ни одного человека , который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

- Мы с вами ходили на библиотечные занятия, на которых узнали, что слова «хранятся» в словарях. (сл. 2) .

- Так что же такое словарь? (сл.3)  ( Ответы учеников)

- Когда появились словари? (сл.4) ( Ответы учеников)

Ученики: - Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре (сл.5 ). Ученики читают со слайда о назначении каждого словаря ( сл.6 ).

Учитель: Видите, какую помощь могут оказать нам словари? Поэтому наш урок мы так и назвали: «Незаменимые помощники – словари».

 

III. Работа по теме урока.

Учитель: Каждый словарь имеет свое строение. Как человек имеет руки, ноги, туловище и т.д., так и каждый словарь построен по-своему. Но есть  во всех словарях что-то общее. Об этом каждая из групп расскажет нам сегодня на уроке. А потому, как на уроке мы узнаем много нового и интересного, вы, ребята, выступите в роли представителей каких профессий?

- Ответы учеников.

Итак, отправляемся в путешествие в страну «Словария».

Дети делятся на 4 группы:

Группа 1: Знакомство с толковым словарем  ( сл.7)

Ученики:  Наша группа познакомит вас со словарем, который растолковывает значение слова и называется… толковым

- Назначение толкового словаря – толковать (объяснять) слова (сл. 8) Существует несколько толковых словарей: ( сл.9 )

- Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, в котором около 57 тысяч слов;

- Толковый словарь живого  великорусского языка Владимира Ивановича Даля, в котором около 80 тысяч слов.

- А знаете ли вы какой самый большой толковый словарь?

- В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.

- Объясняем с помощью этого словаря  значение слова АВТОРИТЕТ. Какой человек пользуется авторитетом у окружающих? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом, (объясняют «почему?»)

Группа 2: Знакомство со словарем иностранных слов

Ученики: Мы познакомим вас со словарем иностранных слов. Он имеет чуть более 1500 слов. (Сл.10)

- При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении.

- Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.

- Объясняем  значение слова зонтик, такого необходимого в нашей местности предмета. О чем же  расскажет нам  словарная статья? (сл.11)

 Группа 3: Знакомство со словарем синонимов  (сл.12 )

- Мы расскажем Вам о  словаре синонимов  русского языка. Он имеет чуть более 4000 слов.

- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.

Учащиеся  показывают словарь

- Пользуясь словарной статьей, назовем синонимы к слову разговаривать. 

- Разговаривать – говорить, беседовать, толковать, разглагольствовать, болтать, судачить, трещать, тараторить, лопотать, калякать.

- Сейчас мы с вами потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Какие синонимы можно подобрать к слову спасибо? тихий?

Спасибо – благодарю, мерси, спасибочко.

Тихий – негромкий, неслышный, слабый, бесшумный, глухой, приглушенный.

Группа 4: Знакомство со словарем антонимов  русского языка ( сл.13)

Ученики: Словарь антонимов русского языка имеет свыше 2000 антонимических пар.

Минус - плюс, огонь - вода,

Дерзкий - осторожный.

Все антонимы всегда противоположны.  

- В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Еще рано или уже поздно?»  В словарной статье дается объяснение значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений.

Учащиеся  показывают словарь

- Подберем антоним к слову веселье - …грусть. О чем расскажет нам словарная статья?

- Потренируемся подбирать антонимы.

Ласково – грубо, копить – тратить, широкий – узкий, вечер – утро, друг – враг.

Учитель: Спасибо группам за сообщения о словарях.

- А вот об этом словаре знают все.  ОН ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, КАК ПИШЕТСЯ ТО ИЛИ ИНОЕ СЛОВО И НАЗЫВАЕТСЯ… (сл.14, 15)

Ученики: орфографическим.

Физкультминутка: поиграем в игру с проказницами – мышками (сл.16, 17,18).

Учитель: Сейчас мы с вами выполним 1-е задание на карточках с помощью орфографического словаря. (сл.19 ).

Задания проверяются по эталону – словарю только слов с непроверяемыми гласными звуками.

Учитель: Наш незаменимый помощник – словарь В.В. Репкина (сл. 20) , в котором собраны несколько видов словарей.

Учитель: А еще очень интересен словарь фразеологизмов. Давайте все вместе  попробуем объяснить, когда так говорят… ( по2 фразеологизма каждой группе – задание №2 в карточках).

(

IV. Закрепление  изученного. 

Учитель: Мы познакомились с несколькими словарями.  Посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. «Словарь ¬это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное - уметь ими пользоваться.

Рефлексия:

  1. Что нового о словарях вы узнали  сегодня на уроке?
  2. Для чего нужно уметь пользоваться словарями?

     3.        Какими, по вашему мнению, вырастут ученики, часто обращающиеся за помощью к  словарю?

    4.           Какими специальностями можно овладеть, приобретя в школе такие умения?

    5.Через неделю мы будем защищать проект «Когда командует словарь» в виде урока – практикума с 9 классом.  Навыками какой профессии мы овладеем?

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Учебно- методические разработки к уроку "Русский язык"

    Цель  урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Задачи:- обучающие: формировать умение распознавать...

Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"

Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....