Методическая разработка к уроку русского языка "Когда командует словарь"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предлагает учащимся узнать о видах словарей и пользоваться ими на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_po_teme.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к уроку русского языка
«Когда командует словарь»
Учитель начальных классов
ГБОУ школы №428
Приморского района Санкт- Петербурга
Герт Е. В.
Тема: «Знакомство со словарями».
Цель: познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения; способствовать формированию навыков работы со словарями и обогащению словарного запаса учащихся.
Тип урока
Урок закрепления новых знаний и выработки умений.
Цель:
Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- Универсальные учебные действия (УУД)
- продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”
- работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания
- совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем
- познакомить с этимологическим словарем и словарем В. В. Репкина
- прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства
- Личностные
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
- принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
- появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
- Метапредметные
- Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
- Познавательные:
- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями;
- фиксировать информацию разными способами;
- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
- пользоваться различными словарями;
- выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
- подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
- Коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
- Межпредметные связи:
Русский язык – развитие речи – литературное чтение
Ресурсы:
- основные: словари
-дополнительные: презентация учителя;
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Проказницы мышки» ; карточки с заданием для работы в группах.
ХОД УРОКА:
I. Актуализация знаний:
Учитель: Ученик составил такое предложение:
Кружатся снежинки.
- Давайте поможем это предложение сделать красивым, дополняя последовательно по одному слову.
Ученики: В воздухе кружатся снежинки.
В воздухе кружатся пушистые снежинки.
………
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:-А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов.
- Наверное, нет ни одного человека , который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
- Мы с вами ходили на библиотечные занятия, на которых узнали, что слова «хранятся» в словарях. (сл. 2) .
- Так что же такое словарь? (сл.3) ( Ответы учеников)
- Когда появились словари? (сл.4) ( Ответы учеников)
Ученики: - Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре (сл.5 ). Ученики читают со слайда о назначении каждого словаря ( сл.6 ).
Учитель: Видите, какую помощь могут оказать нам словари? Поэтому наш урок мы так и назвали: «Незаменимые помощники – словари».
III. Работа по теме урока.
Учитель: Каждый словарь имеет свое строение. Как человек имеет руки, ноги, туловище и т.д., так и каждый словарь построен по-своему. Но есть во всех словарях что-то общее. Об этом каждая из групп расскажет нам сегодня на уроке. А потому, как на уроке мы узнаем много нового и интересного, вы, ребята, выступите в роли представителей каких профессий?
- Ответы учеников.
Итак, отправляемся в путешествие в страну «Словария».
Дети делятся на 4 группы:
Группа 1: Знакомство с толковым словарем ( сл.7)
Ученики: Наша группа познакомит вас со словарем, который растолковывает значение слова и называется… толковым
- Назначение толкового словаря – толковать (объяснять) слова (сл. 8) Существует несколько толковых словарей: ( сл.9 )
- Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, в котором около 57 тысяч слов;
- Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, в котором около 80 тысяч слов.
- А знаете ли вы какой самый большой толковый словарь?
- В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.
- Объясняем с помощью этого словаря значение слова АВТОРИТЕТ. Какой человек пользуется авторитетом у окружающих? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом, (объясняют «почему?»)
Группа 2: Знакомство со словарем иностранных слов
Ученики: Мы познакомим вас со словарем иностранных слов. Он имеет чуть более 1500 слов. (Сл.10)
- При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении.
- Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.
- Объясняем значение слова зонтик, такого необходимого в нашей местности предмета. О чем же расскажет нам словарная статья? (сл.11)
Группа 3: Знакомство со словарем синонимов (сл.12 )
- Мы расскажем Вам о словаре синонимов русского языка. Он имеет чуть более 4000 слов.
- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.
Учащиеся показывают словарь
- Пользуясь словарной статьей, назовем синонимы к слову разговаривать.
- Разговаривать – говорить, беседовать, толковать, разглагольствовать, болтать, судачить, трещать, тараторить, лопотать, калякать.
- Сейчас мы с вами потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Какие синонимы можно подобрать к слову спасибо? тихий?
Спасибо – благодарю, мерси, спасибочко.
Тихий – негромкий, неслышный, слабый, бесшумный, глухой, приглушенный.
Группа 4: Знакомство со словарем антонимов русского языка ( сл.13)
Ученики: Словарь антонимов русского языка имеет свыше 2000 антонимических пар.
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный.
Все антонимы всегда противоположны.
- В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Еще рано или уже поздно?» В словарной статье дается объяснение значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений.
Учащиеся показывают словарь
- Подберем антоним к слову веселье - …грусть. О чем расскажет нам словарная статья?
- Потренируемся подбирать антонимы.
Ласково – грубо, копить – тратить, широкий – узкий, вечер – утро, друг – враг.
Учитель: Спасибо группам за сообщения о словарях.
- А вот об этом словаре знают все. ОН ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, КАК ПИШЕТСЯ ТО ИЛИ ИНОЕ СЛОВО И НАЗЫВАЕТСЯ… (сл.14, 15)
Ученики: орфографическим.
Физкультминутка: поиграем в игру с проказницами – мышками (сл.16, 17,18).
Учитель: Сейчас мы с вами выполним 1-е задание на карточках с помощью орфографического словаря. (сл.19 ).
Задания проверяются по эталону – словарю только слов с непроверяемыми гласными звуками.
Учитель: Наш незаменимый помощник – словарь В.В. Репкина (сл. 20) , в котором собраны несколько видов словарей.
Учитель: А еще очень интересен словарь фразеологизмов. Давайте все вместе попробуем объяснить, когда так говорят… ( по2 фразеологизма каждой группе – задание №2 в карточках).
(
IV. Закрепление изученного.
Учитель: Мы познакомились с несколькими словарями. Посмотрите, сколько их пришло к нам на урок. «Словарь ¬это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное - уметь ими пользоваться.
Рефлексия:
- Что нового о словарях вы узнали сегодня на уроке?
- Для чего нужно уметь пользоваться словарями?
3. Какими, по вашему мнению, вырастут ученики, часто обращающиеся за помощью к словарю?
4. Какими специальностями можно овладеть, приобретя в школе такие умения?
5.Через неделю мы будем защищать проект «Когда командует словарь» в виде урока – практикума с 9 классом. Навыками какой профессии мы овладеем?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Учебно- методические разработки к уроку "Русский язык"
Цель урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Задачи:- обучающие: формировать умение распознавать...
Методическая разработка к уроку русского языка в начальных классах "Картинный словарь на тему "Овощи". Презентация"
Методическая разработка включает в себя картинный словарь по теме "Овощи": капуста, мокрковь, картофель, баклажан, горох, помидор, огурец, с последующей проверкой в конце презентации....
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе. Обучение написанию сочинения "Хочу рассказать о родном крае"....
Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.
Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....