Игровые упражнения на уроках русского языка.
статья по русскому языку (2 класс)

Соловьева Ирина Валентиновна

Приведены примеры игровых упражнений при работе по теме "Работа со словарём".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения при работе со словарными словами на уроках русского языка.

В реализации задач общего развития учащихся предмету «русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка выполняет следующие задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке, то есть стать первой ступенью на пути изучения предмета.  Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности, в первую очередь с развитием содержания потребности в общении, познавательных мотивов общения,  интереса к явлениям окружающей действительности,  личностных мотивов общения.

Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Ученики получают первоначальное представление о формообразования и словообразовании, лексическо-грамматических разрядах слов на основе различий их номинативной функции, о связи значения слов с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания, анализ языковых явлений, овладения навыками общения в различных формах и ситуациях.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Большое значение имеет словарная работа по выявлению значения и написания слов. Для развития интереса  к изучению  написания слов применяются игровые упражнения. Можно использовать следующие упражнения:

  1. Собери слова в корзины. Выбирай только словарные слова.

Земляника, рябина, ягода, яблоко, малина, черника, арбуз, дыня, огурец, помидор.

(слова записаны на доске, рядом – картинка с изображением предмета, у детей в руках корзины, в которые они складывают картинки)

  1. Игра «Да – нет»

На доске записана группа словарных слов, часть из них с ошибкой. Учитель показывает слово, ученики хором отвечают: да – без ошибки, нет – с ошибкой.

  1. Словарные слов объединили в тематические группы. Необходимо назвать каждую группу одним словом. Например: метро, машина, автомобиль – транспорт.
  2. Наряди куклу.

Макет куклы, рядом одежда. Нужно назвать предмет, записать на доске слово, одеть на куклу. Можно проводить как командную игру «Кто самый быстрый».

  1. Прогулка в лесу.

Кого из животных можно увидеть в лесу? Выбирай только словарные слова.

  1. Покорми птиц.

На доске изображены кормушка и птицы. Выбирай названия птиц, которые являются словарными словами.

  1. Праздничное чаепитие.

Накрой стол для приёма гостей, используя только словарные слова ( можно использовать слова из толкового словаря).

  1. Рассказ по картинке.

Составь и запиши рассказ так, чтобы в каждом предложении было  одно словарное слово. Рассказ не должен превышать 5 предложений. Словарные слова можно предложить, либо дети сами выбирают их из словаря.

  1. Слова спрятались.

Предложить ученикам выбрать из группы слов слово, которое будет соответствовать заданным параметрам, например, использовать звуковую характеристику, ударение на первом слоге, непроверяемую букву А и так далее.

Игровые задания хорошо помогают в формировании универсальных учебных действий.



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения при работе со словарными словами на уроках русского языка.

В реализации задач общего развития учащихся предмету «русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка выполняет следующие задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке, то есть стать первой ступенью на пути изучения предмета.  Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности, в первую очередь с развитием содержания потребности в общении, познавательных мотивов общения,  интереса к явлениям окружающей действительности,  личностных мотивов общения.

Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Ученики получают первоначальное представление о формообразования и словообразовании, лексическо-грамматических разрядах слов на основе различий их номинативной функции, о связи значения слов с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания, анализ языковых явлений, овладения навыками общения в различных формах и ситуациях.

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Большое значение имеет словарная работа по выявлению значения и написания слов. Для развития интереса  к изучению  написания слов применяются игровые упражнения. Можно использовать следующие упражнения:

  1. Собери слова в корзины. Выбирай только словарные слова.

Земляника, рябина, ягода, яблоко, малина, черника, арбуз, дыня, огурец, помидор.

(слова записаны на доске, рядом – картинка с изображением предмета, у детей в руках корзины, в которые они складывают картинки)

  1. Игра «Да – нет»

На доске записана группа словарных слов, часть из них с ошибкой. Учитель показывает слово, ученики хором отвечают: да – без ошибки, нет – с ошибкой.

  1. Словарные слов объединили в тематические группы. Необходимо назвать каждую группу одним словом. Например: метро, машина, автомобиль – транспорт.
  2. Наряди куклу.

Макет куклы, рядом одежда. Нужно назвать предмет, записать на доске слово, одеть на куклу. Можно проводить как командную игру «Кто самый быстрый».

  1. Прогулка в лесу.

Кого из животных можно увидеть в лесу? Выбирай только словарные слова.

  1. Покорми птиц.

На доске изображены кормушка и птицы. Выбирай названия птиц, которые являются словарными словами.

  1. Праздничное чаепитие.

Накрой стол для приёма гостей, используя только словарные слова ( можно использовать слова из толкового словаря).

  1. Рассказ по картинке.

Составь и запиши рассказ так, чтобы в каждом предложении было  одно словарное слово. Рассказ не должен превышать 5 предложений. Словарные слова можно предложить, либо дети сами выбирают их из словаря.

  1. Слова спрятались.

Предложить ученикам выбрать из группы слов слово, которое будет соответствовать заданным параметрам, например, использовать звуковую характеристику, ударение на первом слоге, непроверяемую букву А и так далее.

Игровые задания хорошо помогают в формировании универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций на уроке русского языка

Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

"Игровые технологии на уроках русского языка".

тема самообразования 2009 - 2012 уч.год...

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...