Урок – практикум « Зима – волшебница».
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок – практикум « Зима – волшебница».
Цель:
- Продолжить работу над формированием умений у учащихся составлять словесные зарисовки;
- развивать умение детей использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, развивать чувство прекрасного;
- формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы.
- воспитывать любовь к родной природе, привлечь их внимание к красоте зимних явлений.
Оборудование: презентация “Волшебница – зима в лесу”, карточки с опорными словами по теме, иллюстрации с изображением зимы.
Ход урока
1. Организационный момент.
…Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ……. (зима)
За окнами царствует зима, заставляет нас кутаться в шубы.
Поднимите руки те, кому из вас нравится зима.
- За что вы любите зиму?
- А какая бывает зима?
2. Сообщение темы и цели урока.
Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Сегодня перед нами стоит непростая задача, составить словесную зарисовку “ Зима - волшебница в лесу”.
- Словесная зарисовка это небольшой текст.
- Как по-вашему, по типу это будет какой текст? ( описание)
- Что нам для этого нужно будет сделать? (собрать необходимый материал)
3. Вступительная беседа.
- Ребята, давайте вспомним, как писатели и поэты создавали свои произведения? (они путешествовали, делали зарисовки, необходимые записи).
- А почему произведения у них получались яркими и выразительными, прочитаешь и видишь чудесную картину?
– Они использовали эпитеты, сравнения, олицетворения.
Задачи урока будут следующими:
- Вспомнить выразительные средства языка.
- Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
- Проанализировать произведения о зиме.
- Научиться грамотно выражать свои мысли.
3. Работа в группах. Словарная работа. Повторение теории литературы.
- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами.
Сейчас поработаем в группах и вспомним определения средств выразительности, вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.
1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.
2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Проверка выполнения работы.
4. Работа с литературными произведениями.
Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстами и выясним, какие слова помогли авторам нарисовать великолепие зимнего леса.
И мы начинаем знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою», которое написал Ф. И. Тютчев.
4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» (музыка, картинки на слайдах) Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.
– О чём стихотворение Ф. И. Тютчева?
– Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?
– Какое волшебство, колдовство она совершала?
–
А) Прочитайте сами.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит
И стоит он околдован –
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой,
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой
В нем ничто не затрепещет
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?
В этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа. Найдите примеры, которые говорят об этом.
– В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя?
– Укажите в стихотворении «волшебные» слова?
– Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?
– Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?
– Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?
В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка очаровывает. Она околдовала лес, он спит волшебным сном…
Б) А теперь обратимся к стихотворению С. Есенина и посмотрим, как он изобразил зимушку?
Сергей Александрович Есенин
« Поёт зима- аукает…»
Поёт зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака
- Такая же зима у С.А. Есенина, как у Ф.И. Тютчева?
Нет. Здесь зима- как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон.и когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Давайте прочитаем стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима…
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
С помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?
Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.
Исследуем, в каких строках есть указанные средства?
«Чародейкою-Зимою»:
эпитеты- снежной бахромой, неподвижною, немою, чудной. сном волшебным, лёгкой цепью пуховой. Луч косой,
олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима-аукает…»
Эпитеты: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым.
Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака.
Сравнение- воробышки, как детки сиротливые.
В стихотворении А.Пушкина также есть
эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворение: идёт волшебница-зима.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий
Вывод:
У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.
Укажите выразительные средства языка:
Сравнение | эпитет | олицетворение | Метафора(скрытое сравнение, переносное значение) |
. воробышки , как детки сиротливые. | снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой., луч косой, | . «чародейкою Зимою околдован лес стоит» «сном волшебным очарован» «чудной жизнью он блестит» | «под снежной бахромой» «опутан, весь окован лёгкой цепью» |
5. Далее идёт работа в группах. На карточках задания для каждой группы.
6. Составление предложений с использованием изобразительно-выразительных средств языка.
- Без чего не бывает зимы? (без снега)
- Подберите эпитеты к слову снег. (тихий, пушистый, игривый, сыпучий, мохнатый, искрящийся, изящный, серебристый.
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
еле слышную музыку снега.
- А по характеру какая это может быть музыка?
-
- Я предлагаю вам совершить мысленное путешествие по зимнему лесу. Любуйтесь, наслаждайтесь его красотой. Попробуйте составить предложения с изобразительно - выразительными средствами языка о лесе, деревьях, снеге, реке, солнце, воздухе
Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем.
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
-.
- Какие чувства вызвала у вас прогулка по зимнему лесу?
Дети составляют предложения
Детям выданы карточки:
7. Словарь настроений и чувств.
Радость.
Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие.
Настроение и состояние: весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, шаловливое, счастливое, чудное, замечательное.
Таинственность
Чувства: загадочность, заворожённость, фантастичность.
Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное.
Удивление.
Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное.
8. . Организация выполнения письменной творческой работы – словесной зарисовки “ Зима - волшебница в лесу”.
Я предлагаю вам примерный план, можете создать зарисовку по своему усмотрению.
- Красиво в зимнем лесу!
- Моё настроение и чувства от встречи с зимней сказкой.
9. Выполнение работы.
При выполнении работы дети пользуются карточками – помощницами:
- Снег – тихий, пушистый, игривый, мохнатый; как порхающие бабочки, будто пух;
- Зима – волшебная, сказочная, сверкающая;
- Снежинки – ажурные, серебристые, нежные; кружатся в вальсе;
- Зимний лес – спящий, неподвижный, таинственный, величественный;
- Деревья – сказочно преобразились, накинули белоснежные полушалки, меховые шапки;
Распространите предложения:
Зимний лес. Деревья в лесу.
10. Зачитываются некоторые работы.
11. Рефлексия.
Сегодня на уроке:
- Я научился….
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Могу похвалить себя за то, что…
- Хочу похвалить…
12. Домашнее задание.
Проверьте работу и нарисуйте к ней иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"
Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....
Урок-утренник "Идет волшебница-зима".
Повторить и обобщить изученные произведения....
Урок-утренник «Идёт волшебница-зима»
По прочитанным произведениям в учебнике «Литературное чтение» 2 классЛ. А. ЕфросининойЦель: обобщить полученные знания о прочитанных произведениях.Задачи: совершенствовать восприятие, понимание вырази...
Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")
Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....
План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....
Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
Технологическая карта и презентация урока...
Праздник Русской зимы - волшебницы.
В данной работе я показываю красоту Русской зимы. Как поэты и писатели слагали песни, воспевали её в своих стихах и произведениях. Детям прививается любовь к родине, умение ценить красоту зимней приро...