Развитие осмысленного запоминания на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку

Ривкина Татьяна Владимировна

Статья на актуальную тему по работе с памятью на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osmyslennoe_zapominanie_na_urokah_russkogo_yazyka.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ривкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №51 Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Развитие осмысленного запоминания на уроках русского языка в начальной школе

Проблема развития памяти всегда являлась актуальной и социально значимой, а  в современное время тем более играет немалую роль. Человечество достигает новые  вершины, как  в информационном, так и в образовательном пространстве, потому мнемические процессы приобретают особое значение в развитии личности.  Человеку с каждым годом нужно запоминать всё больше и больше информации, и хотя существуют самые разные средства для её хранения (компьютеры, книги, магнитофоны и другое), главным останется человеческая память.

Ребёнок начинает запоминать большое количество информации, когда поступает в школу. Появляется очень много предметов.  В младших классах чаще всего объем информации позволяет ученику использовать простое  дословное воспроизведение. Но этот приём запоминания оказывается единственным и непродуктивным для учащихся на протяжении  всего обучения в школе, что приводит к затруднению в усвоении большого объёма информации.  Потому что  в младшем школьном возрасте ребёнок не овладел приемами осмысленного запоминания.

Из этого можно сделать вывод, что развивать рациональные способы осмысленного запоминания нужно ещё в младшем школьном возрасте, так как учебная деятельность создаёт  возможность для формирования познавательной сферы и  становления успешной учебной деятельности ученика.

Очень много проблем учащихся связано с усвоением правил русского языка, с запоминанием  слов с непроверяемыми орфограммами.

Но очень важную роль играют возрастные особенности развития памяти. У младших школьников развита наглядно-образная память (лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события, цвета и т.д.). Дети в этом возрасте запоминают механически, неорганизованно. Им легче заучить, чем рассказать «в общих чертах». Во втором-третьем классе детям сложно самим ставить задачи для запоминания (что необходимо запомнить, зачем, что – дословно, а что – в общих чертах), им сложно запоминать «в общих словах». Таким образом, необходимо развивать способность детей ставить цели запоминания, а также – обучать их навыкам мнемотехники, поэтому важно развивать осмысленное запоминание. И делать это надо регулярно, в преподавании учебных дисциплин.

Осмысленное запоминание – запоминание, раскрывающее логические, существенные связи в запоминаемом материале, выделение в нем главного и второстепенного.

Очень много проблем учащихся связано с усвоением правил русского языка, с запоминанием  слов с непроверяемыми орфограммами, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала.  Потому важно отобрать такие приемы по развитию памяти, которые помогут преодолеть трудность запоминания.

Рассмотрим некоторые приёмы осмысленного запоминания.

Для заучивания словарных слов существует множество ярких и действенных способов. Например, поиск изучаемого слова, связанный с фонетикой, когда даётся группа букв, среди которых спрятано изучаемое слово. В нашем примере детям предлагается выписать все буквы, которые обозначают  шипящие согласные звуки. Дети должны, во-первых, вспомнить, что это за буквы и удержать их в памяти. Получается слово корабль.

Эффективным способом  работы со словарными словами является создание ассоциативных образов, когда подбираются  слова – ассоциации, в которых непроверяемая буква будет под ударением. Как раз продолжим работу над словарным словом корабль, где не проверяемая буква о. Перед тем как начать подбор ассоциаций проходит работа над значением, этимологией слова, что облегчает дальнейшую работу. Словами ассоциациями могут  быть как волны, так и корка (кора) и др.

Ещё один хороший приём - написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета (одуванчик,   корзина, горох, пуговицы, копейка, монета,  помидор, огурец, кофта - непроверяемые орфограммы   о,   е,   ф   напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета).

И конечно, очень важным приёмом работы с понятиями и словарными словами будет являться этимология слов, то есть происхождение слов, которое способствует лучшему пониманию и запоминанию. Например, работа над понятиями единственное и  множественное  число. Здесь сразу понятна суть этих понятий – единственный от слова един, один, т.е. обозначает  1 один предмет, а множественное – от слова множество, много, т.е.  много предметов..

Приемами для заучивания правила являются составление опорных схем, в виде задания «нарисуем правило», где учащихся учат, как самостоятельно составить схему, на слайде вы можете увидеть, какие даются детям критерия и какой пример схемы можно составить.

Использование рифмовок-запоминалок позволяют учащимся очень легко запомнить материал.

 Интересна работа с мнемотаблицами, которая представляет собой схему, структура с заложенной информацией. Использование схем и таблиц на уроках русского языка повышает степень осмысления изучаемого материала, усиливает запоминание и интеллектуальное развитие учащихся. Таблица заполняется с детьми вместе,  через ответы на вопросы учителя. После ею пользуются, чтобы объяснить правило, при выполнении упражнений.

Письмо по памяти способствует общему  интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи, обогащению лексики, развитию и усовершенствованию памяти. Чтобы улучшить процесс запоминания на уроке можно использовать такой мнемотехнический приём как, коллаж. Коллаж – это лист, на котором располагаются различные значки, рисунки, картинки – между, которыми есть связь. Из этих картинок получается сюжет.  

Дети на уроках оценивают свой уровень владения мнемоприёмами через рубрики самооценки. Даются  на уроках  задания, которые позволяют учащимся выбрать тот способ запоминания, который им более удобен. Например, написать загадку по памяти, где предлагалось выбрать свой способ запоминания. Больше всего дети рисовали схему – иллюстрацию к загадке. Потому принципами занятий были рефлексивность, выбор мнемотехнических приёмов,  самооценивание,  активное целеполагание.

Итак, практический опыт использования приёмов мнемотехники и развития памяти повышает осмысленность запоминания материала детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Позна...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...