Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Тема урока: Личные местоимения.
Цель: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Личные местоимения.
Цель: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения
Задачи:
Образовательные:
- развивать умения находить в тексте личные местоимения, определять грамматические значения числа, лица личных местоимений;
- формировать навыки правильного употребления в речи местоимений
- совершенствовать навыки правописания и определении лица, числа местоимений;
Развивающие:
- развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к обучению.
Планируемые результаты:
личностные:
- проявлять интерес к изучению русского языка;
- понимать, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека;
метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- выделять группы слов по определённым признакам;
- обобщать сведения по изучаемой теме
предметные:
распознавать местоимения среди других частей речи;
определять лицо и число местоимений.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
- Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Актуализация знаний
Учитель: - Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?
Учащиеся: - Мы начали изучать части речи. Узнали, как изменяются части речи.
Проблемное объяснение новых знаний
Учитель: - На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам.
Слова на доске: Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.
Учитель: - Давайте сначала обсудим, как бы вы могли это сделать .(дети предлагают разные варианты группировки).
Учащиеся: - Можно распределить слова по частям речи.
(самостоятельная работа детей в паре)
Проверка выполненной работы: на доске написаны слова по группам:
Весна ,птицы, ручей—сущ.
Звонкий, яркая, весёлые—прил.
Я, ты, она — ?...
Учитель: - Почему вы так распределили слова. Почему слова я , ты ,она вы отнесли в отдельную группу?
Учащиеся: - Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
- Слова звонкий, яркая, весёлые - имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета.
- Слова 3 гр. хотя и отвечают на вопросы кто? и что? , но не обозначают предмет.
Учитель: - Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?
Учащиеся: - Это местоимения.
Учитель: - Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? Тема сегодняшнего урока какая? Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Учащиеся: - Мы должны узнать о местоимении, что обозначает, на какие вопросы отвечает. Как изменяется, как отличить её от других частей речи.
Первичное закрепление
Ролевая игра
Учитель: - Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.
(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)
- Алло! Здравствуй, Влада. Это я – Лера. Ты хорошо меня слышишь?
- Привет, Лера.
- Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, она ушла в магазин.
- А Саша? Где он?
- Саша ушёл на секцию по футболу.
-А они скоро придут домой?
- Не знаю.
Учитель: - Удалось ли девочкам построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?
Учащиеся: - Местоимения: она, я. Ещё ты , он, они.
Учитель: - Скажите, как назвала себя Лера, начиная разговор?
Учащиеся: - Она назвала себя - я.
Учитель: - Это 1 лицо, участвующее в разговоре . А если бы Лера назвала себя и Владу одним словом, какое бы местоимение она употребила?
Учащиеся: - Лера назвала бы себя и Владу - мы.
Учитель: - Как Лера обратилась к Владе, ко 2-му участнику диалога?
Учащиеся: - Она сказала ей – ты.
Учитель: - А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора?
Учащиеся: - Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы.
Учитель: - Какими местоимениями воспользовались девочки , говоря о тех, кого не было рядом с ними?
Учащиеся: - Девочки употребили местоимения он , она, они.
Учитель: - Сделайте вывод , о том , можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?
Учащиеся: - Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.
Работа по учебнику.
Учитель: - Откройте учебник на стр.92. Найдите упр. 156. Рассмотрите рисунки, назовите местоимения. (Учащиеся называют)
Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения. ( Работа в паре.)
Кто считает правильным 1-ое утверждение? 2-ое? (дети поднимают руки)
Учитель: - Так что же такое местоимение? В учебнике есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?
Учащиеся: - Местоимения имеют лицо. У местоимений 3 лица - это 1, 2, 3. Ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.
Учитель: - Прочитайте задание на стр.93 упр.157. Какие местоимения встретились в этом стихотворении?
Учащиеся: - Местоимения - я , ты.
Учитель: - Что вы о них можете сказать?
Учащиеся: - Местоимение « я» 1л., ед. ч; местоимение «ты» 2л., ед. ч.
Физкультурная пауза. (Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель: - На доске записан текст:
Ночью выпал снег. … покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. … подняла в воздух лёгкие снежинки. … закружились в воздухе.
Учитель: - Как вы думаете, в чём заключается задание?
Учащиеся: - Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.
Учитель: - Какие местоимения вы употребили?
Учащиеся: - Это местоимения 3-го лица ед. и мн. ч.
Рефлексия учебной деятельности
Выполняется по индивидуальным карточкам
Учитель: - Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.57 № 124, стр.58 № 127.
Урок закончен. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...