Местоимение как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Презентация поможет познакомимся с самой необычной и загадочной частью речи. Она не называет ни предметов, ни действий, ни признаков и при этом является самостоятельной частью речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uroka_po_teme_mestoimenie_kak_chast_rechi_chesnakova_g.v.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. 9 января. Классная работа. Местоимение как часть речи.
В далёкие древние времена в одном царстве-государстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. Недалеко жила злая колдунья, которая не могла есть, пить, спать, так она завидовала жителям королевства.
И, наконец, она придумала страшную месть. Она схватила свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: «Вот теперь-то они обязательно рассорятся, не понимая друг друга. Придёт конец их счастью и радости!»
Отправимся и мы в царство-государство
В нём уже царил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались дать объяснение случившемуся, объясниться друг с другом, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удручённые бедой, бросились ему навстречу и поведали о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
«Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я дам вам слова вместо имён и названий, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга, не называя имён и предметов. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я , если вас будет много, то скажете – МЫ . Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ , а если к нескольким людям, то - ВЫ . Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите ОН , ОНА , ОНО ; если их много – ОНИ ».
Я, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – это МЕСТОИМЕНИЯ . Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение – это часть речи.
«Вот вы и познакомились с новыми словами, - сказал Мудрец. – А пока я буду искать злую колдунью, чтобы вернуть вам имена, вы должны будете выполнить упражнение. Прощайте».
Упражнение 1 . Прочитай. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены . В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели. 2. Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Подумай, с какой частью речи связаны местоимения в предложении. Подчеркни в третьем предложении главные члены.
А всё это время Мудрец искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до её жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что она задаст мудрецу хитрые вопросы и загадки. Колдунья была уверена, что лишь она знает ответы на вопросы, а поэтому ей не придётся выполнять просьбу мудреца.
Первое же задание оказалось сложным, и мудрец просит нашей помощи. Он отправил нам письмо с голубем. А также Мудрец оставил таблицу лиц местоимений, чтобы мы смогли помочь. Давайте изучим её и поможем ему? Вот и прилетел голубь. Давайте прочитаем письмо: 1-е лицо Я МЫ 2-е лицо ТЫ ВЫ 3-е лицо ОН ОНА ОНИ ОНО
Помогите спасти счастье жителей. Выполните задание: « Вот стихотворения, из них нужно выписать все местоимения 1,2,3-го лица .» Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы Опустеют все поляны И не будет красоты. С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою, В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудач, Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок .
СОЛНЫШКО Мишукова Ольга Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Сосновская СОШ №1 п. Сосновка, Сосновского района, Тамбовской области
Молодцы ребята! Вы все справились! Но это ещё не конец. У злой колдуньи остались ещё задания. И Мудрецу одному никак не справится. Надо ему помочь…
Личные местоимения Завершите таблицу. м.р. ж.р. с.р.
Ед. число Мн. число 1 лицо 2 лицо 3 лицо Личные местоимения
Упражнение «Четвертое - лишнее» 1) он, она, оно, я 2) я, ты, они, он 3) ты, к, от, за
Вот и со вторым заданием вы все справились. Осталось самое последнее задание. Для того, чтобы его пройти достаточно ответить на вопрос: «С какой частью речи познакомились? Расскажите что вы узнали сегодня об этой части речи.
Я и МЫ , ТЫ и ВЫ , ОН , ОНА , ОНО , ОНИ – Все слова отличные, Важные и ЛИЧНЫЕ . Это, без сомнения, Все МЕСТОИМЕНИЯ .
Вот и закончились испытания. На все вопросы и задания вы с мудрецом дали правильный ответ. Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Всё стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. А так как эти слова были даны им вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «в местоимения» (то есть «вместо имени»), но затем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Вот наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Жители этой страны прощаются с вами и приглашают снова в гости. Думаю, мы многому научились в этой стране и обязательно сюда ещё вернёмся, да ?
Сегодня на уроке узнал , открыл для себя… научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за … Я
Рефлексия «Светофор» Не понял Знаю и понятно Немного что-то знаю
Домашнее задание
Интернет-ресурсы: 1.Физкультминутка http://pereed.ru/photo/35104/f77a456f61.jpg - фон для 1 слайда http://st.free-lance.ru/users/diz/upload/fileHxR7xZ.jpg – солнышко www.fonogramm.net – «Выглянуло солнышко» - минусовка (детские песни) 2. Картинки сказочные герои пнг: - колдунья http://www.mojestarosti.cz/poradna/images/mconsult/avatars/witch525.gif -волшебник http://omlineacademy.ru/wp-content/uploads/2012/10/c769b85afbf5.jpg -кот http://unpictures.ru/images/121083_animaciya-volshebnik.jpg yandex.ru/images› картинки сказочные герои пнг 3. Волшебная страна http://st.stranamam.ru/data/cache/2012jun/06/26/4776392_66869.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год
На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...
Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи
Роль личных местоимений в речи...
Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...