Памятка работы над ошибками
консультация (3 класс)
Предварительный просмотр:
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку
для учащихся 2 – 4 классов"
- Пропуск, замена, перестановка букв в слове.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: веник веник веник
- Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
- Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
- Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: мо-ло-ко- 3 сл.
- Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в дверь?
- Разбор предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложений: распространённое, не распространённое.
По структуре: простое, сложное
Выпиши предложение. Дай ему характеристику. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., распр., прост.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
- Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
- Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: Ака - ция, Уль - яна, пе – тель -ка.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Пень, деньки, пальчик.
- Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Почка, мощный, речной, обманщик.
- Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.
- Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
- Ударение.
Запомни: В словах с одним слогом и на «ё» ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс, ёлка.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ – во́лны.
- Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капустник.
- Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
- Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Коллекция, кол-лекция, коллекционная (марка), коллекционер.
- Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
- Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Делай так: Доехал, добежал, додумался, договорился.
- Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Делай так: Водолаз, землемер.
- Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
- Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
- Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: Падежные окончания имён существительных!
Падежи | Вопросы | Предлоги | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл | ||
м.р. | ж.р | м.р. | ср.р | ж.р. | |||
Именительный | кто? что? | - | -а | -я | -о | -е | ----- |
Родительный | кого? чего? откуда? где? | без, у, с, до из, от, около | -ы | -и | -а | -я | -и |
Дательный | кому? чему? куда? где? | к, по | -е | -у | -ю | -и | |
Винительный | кого? что? куда? | в, на, за, про через | -у | -ю | -а -я | -о -е | ----- |
Творительный | кем? чем? где? | за, над, с, под. | -ой | -ей | -ом | -ем | (ь) ю |
Предложный | о ком?о чём? где? | в, на, об | -е | -е | -и | ||
Контрольные слова | лиса земля | конь стол | степь |
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
- Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи | М. р. и С.р. | Ж. р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ый, -ий, | -ое,- ее | -ая,- яя | -ые,- ие |
Родительный | -ого, -его | -ой,- ей | -ых, -их | |
Дательный | -ому, -ему | -ой,- ей | -ым,- им | |
Винительный | -ый, -ий | -ое, -ее | -ую,- юю | -ые, -ие |
Творительный | -ым,- им | -ой-ою, -ей-ею | -ыми, -ими | |
Предложный | -ом, -ем | -ой, -ей | -ых, -их |
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.
- Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
- Правописание безударных окончаний глаголов.
Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
- поставить глагол в начальную форму;
- определить спряжение глагола;
- проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они что делают?…, если –ат - ят, то пишем И в окончании);
- определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
Ед.число | Мн.число | Ед.число | Мн. число | |
1-е | -у (ю) | -ем | -у (-ю) | -им |
2-е | -ешь | -ете,- ёте | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | -ит | -ат(-ят) |
Глаголы в неопределённой форме
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
- Запятая в предложении с однородными членами.
Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики смеялись, веселились и кувыркались.
Схема:
- Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.
Делай так: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала.
- Правописание –тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.
стеречь, стричь.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
- Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
ножом крышей
плющом товарищем
коржом сторожем
- Правописание Ы или И после Ц.
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
- в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;
- в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.
- Состав слова.
Делай так: Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть сова после корня).
Делай так: поездка – поездку, поездкой.
- Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах
существительных.
Запомни: Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает. Например: звоночек - звоночка, ключик-нет ключика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку. 1 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 1 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 2 класс
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются во 2 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обо...
Памятка "Работа над ошибками" по русскому языку, 3 класс.
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку УМК "Школа 2100". Выбраны только те орфограммы, которые изучаются в 3 классе. Если Вы воспользуетесь ею в своей работе, то обоз...
Памятка "Работа над ошибками"
Памятка работы над ошибками для учеников начальной школы...
Памятка работы над ошибками. Русский язык
разработки, посвящённые воспитанию ребят...
Памятка. Работа над ошибками.
Как правильно работать над ошибками, которые были допущены в диктанте....
Памятка работы над ошибками (таблица)
Памятка работы над ошибками (таблица)...