Обучающее изложение «Рябина»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Очаковская А.А.

УМК «Школа России», линия учебников: авт.  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_urok.docx34.95 КБ
Файл izlozhenie_ryabina_3_klass.pptx547.9 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс

УМК «Школа России»

Линия учебников: авт.  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Тема: Обучающее изложение «Рябина»

Цель: создать условия для речевого развития учащихся,  через развитие умений письменной речи – пересказ прослушанного и зрительного воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами-буквами согласных в конце слова.

Планируемые результаты.

Личностные.  У учащихся будет формироваться:

  • осознание себя как гражданина России, формировать чувство гордости за русский язык;
  • сопереживание чувствам успеха, радости, огорчения одноклассников, готовность участвовать в осуществлении творческих планов других.

Метапредметные. Учащиеся научатся

  • совместно с учителем планировать учебные действия при решении поставленной учебной задачи;
  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль (процессуальный и итоговый) за результатами выполнения учебной работы и вносить необходимые уточнения в действия по её выполнению;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности и действовать в соответствии с принятой ролью;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, группе;
  • осуществлять взаимный контроль результатов совместной деятельности;

Предметные. Учащиеся научатся

  • распознавать текст-повествование и текст-описание;
  • применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
  • подготавливать ключевые слова (лексический состав) для составления текста на определённую тему;
  • озаглавливать текст, делить его на части, определять последовательность частей текста, составлять план данного текста;
  • писать подробное или выборочное изложение по коллективно составленному плану.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Организационно  - мотивационный  этап урока

Музыкальное произведение          Е. Дога  «Рябиновый вальс»

 - Понравилась ли вам музыка?

- Можно ли на уроке русского языка создать что-то похожее?

Тогда с помощью чего,  и  в какой форме это можно сделать?

Прослушивание музыки.

Ответы детей.

Да,  с помощью слов можно рассказать о событие, предмете. Это может быть сочинение, изложение.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде логической цепочки

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе литературного и музыкального ряда.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Что вам известно об изложение?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Изложение».

Какова цель урока?

Слайд 1

Подумайте, каким образом нужно работать над изложением?

Сдайд 2

Ответы детей.

Написать  изложение, письменно выразить мысли и чувства другого человека

                  Используя         алгоритм (план):

1. Прочитай  текст. Подумай, почему он так озаглавлен.

2. Еще раз прочитай текст. Подумай на сколько частей его можно разделить.

3. Озаглавь каждую часть и запиши план.

4. Выпиши трудные для написания слова.

5. Напиши изложение по плану.

  1. Вступительная беседа

 

Можно спорить о том, какие из деревьев милей и краше взору человека: то ли белолицая, с чёрными бровями берёза, то ли солнечный ясень или величавый дуб, а может быть, пирамиды вечно изумрудных елей? Но бесспорно лишь одно: всем по душе красавица

Отгадайте загадку. Слайд 3

  Да это рябина, с прелестными ажурными листьями, с ожерельем оранжевых плодов. Любит её народ.

 Мы  будем писать изложение о рябине.

Слайд 4,5

Рябина.

  1. Восприятие текста

Рябина

      В России любят это скромное дерево.  Ёе перистые листочки ласково шелестят даже при слабом ветре.

     Цветёт рябина поздней весной. Это светлое, радостное дерево. Рябину сажают в саду или под окном. Осенью на ней ярко загораются гроздья ягод. Они остаются на дереве даже зимой.

     Снегири часто навещают рябинку. Они очень любят полакомиться её ягодами.

2. Выявление признаков текста.

– Почему это текст?

– О чём он?

– Определите главную мысль.

- Как  вы относитесь к рябине?

Чтение текста про себя, затем вслух.

Текст имеет общую тему. Предложения в тексте связаны между собой.

Рябина – скромное дерево.

Ответы детей.

5.Анализ текста

1.Беседа по содержанию:

- Как относятся к рябине в России?

С чем сравнивает автор листочки?

Какие изменения происходят с рябинкой?

Что происходит весной? Осенью? Зимой?

Кто часто навещает рябину? Почему?

2.Составление плана.

– Какой тип текста прочитали?

– Сколько частей в тексте?

Почему вы так думаете?

Прочитайте 1-ю часть.

О чём вы узнали?

Какие слова помогут восстановить данную часть?

Перескажите эту часть. Как вы её озаглавите?

Аналогичная работа с другими частями.

3.Выделение опорных слов

Слайд 6.

Пересказ

Ответы детей.

Повествование.

3 части.

1 часть. О скромном дереве, листья которого ласково шелестят.

Россия, шелестят

2 часть. О жизни рябины. Поздняя весна, осенью, загораются,

  1. Часть. О лакомстве птиц.

Навещают, полакомиться

 (на доске опорные слова)

Примерный план.

1. Скромное дерево.

2. Жизнь рябинки.

3. Вкусное лакомство.

Физминутка

Красные грозди рябины

Ветер на ветках качает.

Падают с неба снежинки,

Ягодки снег покрывает.

Что ж не упали вы раньше,

Не облетели с листвою?

Мерзнете тихо на ветках

Белой холодной зимою.

(поднять руки и покачать ими из стороны в сторону)

(шевеля пальчиками на руках плавно опустить руки)

(пожать плечами)

6.Орфографическая подготовка.

Игра «Зоркий глаз»: кто больше найдет слов с орфограммами. Работа в группах. Класс делится на 5 групп и получает карточку для заполнения.

Слайд 7-10

Орфографическое чтение текста

Слайд 11

Учащиеся заполняют карточки словами из текста.

1 группа -   орфограммы согласных (Россия, листочки, поздней, радостное, ягод)

2 группа - орфограммы безударных гласных 1-4 предложение (дерево, ласково, шелестят, цветёт, весной) 

3 группа - орфограммы безударных гласных 5-9 предложение (сажают, под окном, осенью, остаются, снегири, ягодами, навещают)

4 группа -  орфограммы ча - ща, мягкий знак (осенью, часто, навещают, гроздья)

5 группа – глаголы на -ться и –тся (загораются, остаются, полакомиться)

7. Самостоятельная запись текста по памяти. Самопроверка.

Чтение готовых изложений и их редактирование.

Какие дополнения можно внести?

Как лучше записать предложение?

Запись текста

Чтение готовых изложений

Внесение дополнений

Рефлексия

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки) с помощью оценочного листа:

– Что вам  нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Заполнение  оценочного листа

9. Итог урока.

– Что в вашей работе показалось трудным? А что интересным?

V. Домашнее задание.

Записать изложение в тетрадь.

Оценочный лист  ученика ________________________________________________

Самооценка:

+

Знаю и умею  

?

Знаю, но требуется помощь

-

Пока не знаю, не умею

№ п/п

Критерий

Задание

Само

оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Умение определять тип текста, главную мысль, ключевые слова

Определен тип текста: описание, повествование, рассуждение.

Определена главная мысль текста.

Выделены  ключевые слова.

Умение составлять план для изложения

Составлен план.

Умение определять орфограммы

Группа № ______. Орфограммы определены.  

Умение грамотно записывать текст

Изложение (текст) записал последовательно, логично, без ошибок.

Умение сотрудничать

Работа в группе.

Внимательно слушание других.

Четко  и полно высказывал свое мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изложение Цель : написать изложение, письменно выразить мысли и чувства другого человека

Слайд 2

Алгоритм 1. Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. 2. Еще раз прочитай текст. Подумай на сколько частей его можно разделить. 3. Озаглавь каждую часть и запиши план. 4. Выпиши трудные для написания слова. 5. Напиши изложение по плану.

Слайд 3

Отгадайте загадку Она к осеннему балу Снова надела кораллы, Пылают они далеко, Всякий увидит легко.

Слайд 5

Изложение Рябина План:

Слайд 6

План 1. Скромное дерево. 2. Жизнь рябинки. 3. Вкусное лакомство.

Слайд 7

Орфограммы, трудные слова 1. Работа в группах. Игра «Зоркий глаз» 2. Работа с текстом по итогам работы в группах 3. Прочтение текста орфографически .

Слайд 8

Ро сс ия листо чк и поз д ней радос т ное яго д дер е во ласков о ш е л е стят цв е тёт в е сной

Слайд 9

с а жают под о кном ос е нью о стаются сн е г и ри яг о дами нав е щают осен ь ю ч а ст о навещ а ют грозд ь я

Слайд 10

загораю тся остаю тся полакоми ться

Слайд 11

Рябина В Р о сс ии любят это скромное дер е во. Ёе перистые листо чк и ласков о ш е л е стят даже при слабом ветре. Цв е тёт рябина поз д ней в е сной. Это светлое, радос т ное дер е во. Рябину с а жают в саду или под о кном. Ос е н ь ю на ней ярк о заг о раются грозд ь я яго д . Они о стаются на дер е в е даже з и мой. Сн е г и ри ч а ст о нав е щ а ют рябинку. Они очень любят п о лакомит ь ся её яг о дами.

Слайд 12

Оценочный лист Умение определять тип текста, главную мысль, ключевые слова Умение составлять план для изложения Умение определять орфограммы Умение грамотно записывать текст Умение сотрудничать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала",  составленному   после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Обучающее изложение "Галка"

Обучающее изложение "Галка" по вопросам....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обучающее изложение. Синички"

Презентацию можно использовать на уроках по развитию речи во 2 классе...

Обучающее изложение "Лиса и Журавль"

Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...