урок русского языка по теме " Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Знакомство детей с изменением имён прилагательных по родам и числам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_kl.docx | 85.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
Оборудование: учебники, cигнальные карточки м. р., с.р.,ж.р., экран, проектор.
Структура урока
1.Орг. момент.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Введение в тему урока.
4. Постановка проблемной ситуации.
5. «Открытие» нового знания.
1) -Что мы уже знаем о прилагательном?
Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
7. Рефлексия. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по «Стране знаний.»Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного.
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие? С этим настроением мы будем работать весь урок.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
А)Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)
Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).
Запишите четыре слова в которых встретится мягкий звук В.(ветка, клевер, вилка, телевизор)
Б) Словарная работа.
-Запишите слова, подберите к ним проверочные: скворцы, снеговик, солнце, грачи, лёд, ручьи.
-Подчеркните слова по теме «Весна».
3.Подготовка к изучению нового материала.
- на доске записаны предложения. Можно сказать, что эти предложения передают красоту весеннего времени года? (нет)
-почему? (не хватает имени прилагательного)
-прилагательные делают нашу речь яркой и выразительной!
-Запишем 1е предложение и разберём его по членам предложения.
-что вы ещё знаете об имени прилагательном?
4.Введение в тему урока.
Работа в группах.
- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёп сол ло е нце (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .
-Назовите «лишнее» слово (тёплое).
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
Определите род и число составленных слов. (смогли только у существительных)
4. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое.
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Назовите цель нашего урока?(Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
5. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ?(прилагательное)
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
Физминутка.
2) Связь имён прилагательных с существительными.
-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.(работа в парах)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
а) выразительное чтение
б) разбор стихотворения по вопросам
-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?
в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.
снег (какой?) последний
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
лес (какой?) юный
дым (какой?) зелёный
гроз (каких?) летних
-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку«Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-составьте словосочетания из слов (работа индивид. с взаимопроверкой)
- Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?
6. Работа в группе.
- Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его.
На картине изображена _____________весна. ___________солнце освещает деревню. По __________небу плывут __________облака. ______________берёзы и _____________тополя тянут свои ветви к ____________небу. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по __________дорожке.
Резвится ___________жеребёнок. Все почувствовали наступление ___________весны.
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику( с. 100 упр.112 )
А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно». Если верно-зелёный, если нет-красный
- Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?
- Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?
- Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?
- Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?
- Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?
- Верно что прилагательные согласуются с существительными в роде и числе?
- Верно ли что прилагательные могут изменяться по числам?
7. Рефлексия. Итог урока.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
-Понравился вам урок?
-Научились ли вы чему- то новому?
- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
8. Домашнее задание: упр.113 с.101 .
Дорогие ребята и уважаемые гости, я желаю вам: «Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.
Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям за внимание.
Спасибо за урок!
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное". УМК "Школа России" с применением технологии раскрепощённого развития детей
Урок русского языка с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного...
Урок русского языка по теме: "Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению". 2 класс
Конспект урока русского языка по программе "Школа России"...
Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"
Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные" 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...
Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".
Данный материал использовался как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Краткая форма", 4 класс.
Идеей урока по теме «Имя прилагательное. Краткая форма» является знакомство с образованием краткой формы качественных прилагательных. В связи с этим поставлена триединая цель: ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное" в 3 классе
Это великолепная компьютерная поддержка к данному уроку...