Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока "Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Формирование информационной культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r._yaz._roditelnyy_padezh_imyon_prilagatelnyh.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
26.01.17
Система обучения: традиционная.
УМК: «Школа России».
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: «Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Формирование информационной культуры».
Цель: формирование навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; формирование умений работы с информацией.
Планируемые результаты:
личностные:
- учить осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; оказывать взаимопомощь;
- воспитывать бережное отношение к природе.
регулятивные:
- учить ставить учебную задачу;
- учить контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
познавательные:
- познакомить с правилом правописания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;
- учить составлять и использовать памятки;
- формировать умение составлять план текста с помощью вопросов;
- формировать умение изменять объём текстовой информации;
- закреплять умение пользоваться словарём;
- расширять знания детей об окружающей природе.
коммуникативные:
- развивать умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- продолжить развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнения одноклассников, работать в паре и в группе;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.
Оборудование:
1. Мини-тесты для каждого обучающегося.
2. Текст «Родники» для каждого обучающегося.
3. Пять карточек с заданиями для команд.
3. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (4 книги).
4. Маркеры у каждого ребёнка.
5. Слайды с изображением родников.
6. Фонограмма песни С. Беликова «Живи, родник».
- Чистописание.
Учитель показывает образец написания сочетаний букв.
ой ый ий ое ее
Дети пишут сочетания букв.
Учитель:
- Посмотрите внимательно. Что вы узнали в этих написаниях?
Дети:
- Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже.
- Какие окончания относятся к мужскому роду, а какие к среднему?
2. Сообщение темы.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, а также продолжим развитие навыков работы с информацией.
- Помогать нам в достижении цели будут слова, которые нужно отгадать.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник)
Направо вода и налево вода.
Плывут корабли и туда и сюда.
Но если захочешь напиться, дружок,
Солёным окажется каждый глоток.
(Море)
3. Мини-тест.
Учитель:
- Ребята, заполните карточку. Дайте толкования словам «родник», «море».
Фамилия, имя | Дай свои толкования словам. |
Родник – | |
Море – |
4. Работа с новым материалом.
Учитель:
- К какой части речи относятся эти слова?
Дети:
- Это имена существительные.
Учитель:
- Определите род этих имён существительных?
Дети:
Родник - мужской род.
Море - средний род.
Учитель:
- Подберите синонимы к слову «родник».
Дети:
- Ключ, источник.
Учитель:
- Подберите к существительным «родник», «море» имена прилагательные.
Дети предлагают свои варианты. Выбираем имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой. Например:
Чистый родник.
Синее море.
Учитель:
- Поставьте существительные в родительный падеж.
Дети:
- Нет чего? родника
- Нет чего? моря.
- Задайте вопрос к прилагательным.
Родника (какого?)
Моря (какого?)
Учитель:
- Что надо сделать, чтобы написать безударное окончание имени прилагательного? Какое шуточное правило мы запоминали?
Дети:
- Чтобы не остаться с носом, проверь окончание вопросом.
Учитель:
- Что вы заметили, когда произносили вопрос?
Дети:
- Произносим: какова, а пишем какого.
Учитель:
- Только у родительного падежа есть такой «секрет». Когда мы произносим вопрос какого?, слышим -ова, а пишем окончания -ого или -его.
Запишем:
Родника (какого?) чистого.
Моря (какого?) синего.
Учитель:
- Что нужно сделать, чтобы сохранить в памяти те знания, которые мы сегодня получим?
Дети:
- Составить схему, памятку.
Дети предлагают свои памятки.
Выбираем наиболее удачную. Записываем на доске.
Р.п. (м.р., с.р.) какого? -ого, -его
Учитель:
- Ребята, пользуясь памяткой, вставьте пропущенные окончания. Определите род имён прилагательных.
Работа в парах.
Наша деревня стоит около дремуч... леса. В лесу есть родник. С ранн... утра до поздн... вечера идут люди к роднику. За родниковой водой приезжают из соседн... села.
Взаимопроверка.
5. Минутка отдыха.
- Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания, песни, поговорки.
- Давайте послушаем песню и немного отдохнём.
Звучит песня в исполнение С.Беликова «Живи, родник».
Слайды с изображением родников.
6. Формирование навыков работы с информацией.
Учитель:
- Я предлагаю вам пополнить знания о родниках.
Дети получают текст о родниках.
- Прочитайте текст. Подчеркните слова, которые требуют пояснения.
Родники представляют собой подземные воды, имеющие выход на поверхность. Вода в роднике не замерзает.
Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои почвы и песка, что обеспечивает ей природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая её каким-либо дополнительным способам очищения. Родники - источники чистой воды.
Родниковая вода прекрасно утоляет жажду, используется для приготовления пищи, умывания. Родники необходимы природе, они питают наши реки и озёра. Волга - своим первым ручьём начинается родниками.
Много родников на русской земле, в нашем Щёлковском районе их тридцать восемь. Но родники подвержены загрязнению. Иногда люди моют в нём ноги, машины. От этого качество воды ухудшается. С давних времён люди оберегали родники, ухаживали за ними.
Учитель:
- Назовите слова, которые вы подчеркнули.
- Объясните, что такое «фильтрация», «почва»?
Дети:
- Фильтрация от слова фильтр, т.е. очистка.
- Почва - плодородный слой земли.
Учитель:
- На уроке вы дали свои толкования словам «родник», «море».
- Каким образом мы можем узнать точное толкование этих понятий?
Дети:
- С помощью толкового словаря.
Учитель:
- За одну минуту вам необходимо выполнить задания в группах.
Делимся на пять групп.
1 группа. Задание. Найдите в словаре: родник.
2 группа. Задание. Найдите в словаре: море.
3 группа. Задание. Найдите в словаре: фильтрация.
4 группа. Задание. Найдите в словаре: почва.
5 группа. Задание: подберите имена прилагательные, давая характеристику родниковой воде. Родниковая вода (какая?) ...
Группы из 5-6 человек выполняют задания. Затем дают отчёт.
Дети:
1 группа. РОДНИК. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
2 группа. МОРЕ. Часть океана - большое водное пространство с горько-солёной водой.
3 группа. ФИЛЬТРАЦИЯ. Фильтровать. Пропускать через фильтр.
4 группа. ПОЧВА. Верхний слой земной коры.
5 группа. Родниковая вода (какая?) чистая, холодная, вкусная, свежая, прозрачная, целебная, хрустальная, ледяная.
Учитель:
- Давайте продолжим работу с текстом.
- Предлагаю вам составить вопросный план.
- Прочитайте первый абзац. Что мы узнали из этой части?
- Какой вопрос подходит к этой части текста?
Дети предлагают варианты вопросов.
Похожая работа проводится с другими частями текста.
План записывается на доске.
- Что такое родник?
- Почему родник является источником чистой воды?
- Какую пользу приносит родниковая вода?
4. Как надо относиться к родникам?
Учитель:
- Давайте с помощью этого плана сделаем наш текст короче, т.е. оставим в нём только самые главные мысли.
- Для чего необходимо это умение?
- Выделите маркером предложения - ответы на вопросы плана, чтобы текст стал короче.
Работа в парах.
Дети зачитывают полученный текст.
Родники представляют собой подземные воды, имеющие выход на поверхность.
Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои почвы и песка, что обеспечивает ей природную фильтрацию.
Родниковая вода прекрасно утоляет жажду, используется для приготовления пищи, умывания. Родники необходимы природе, они питают наши реки и озёра.
С давних времён люди оберегали родники, ухаживали за ними.
7. Итог урока.
Учитель:
- Какие орфографические знания мы сегодня получили?
Дети:
- Прилагательные мужского и среднего рода отвечают на вопрос какого?, у них пишутся окончания -ого, -его.
Учитель:
- Что поможет вам сохранить полученные знания?
Дети:
- Памятка.
Учитель:
- Чему ещё вы учились на уроке? Какие умения отрабатывали?
Дети:
- Работать со словарями.
- Составлять план текста.
- Изменять объём текста.
Учитель:
- Следующая тема урока окружающего мира «Водоёмы нашего края».
- Какое предложение в тексте подходит к этой теме?
Дети:
- Много родников на русской земле, в нашем Щёлковском районе их тридцать восемь.
Учитель:
- Что вы узнали о родниках? Как к ним надо относиться?
- Каждая река течёт из родника. На уроке окружающего мира мы узнаем о реках и озёрах Щёлковского района.
8. Домашнее задание по выбору.
1. Списать текст выделенный маркером.
2. Написать мини-текст на тему «Родники».
3. Сочинить стихотворение о роднике.
Работы учащихся.
Родник.
В дремучем лесу,
Куда свет не проник,
Из оврага бежит
Весёлый родник.
В летний зной
Уставший грибник
К роднику губами приник.
«Родники».
На русской земле очень много родников. Вода в родниках чистая, прозрачная. Напоит родник водой усталого путника, прибавит ему сил. Берегите родники! Они великий дар природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...