Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эрудит"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Шарифуллина Юлия Сергеевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Юный эрудит" для 3-4классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_yunyy_erudit.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

основная общеобразовательная школа № 81

УТВЕРЖДЕНО

решением  педагогического  совета

от «27» августа 2019 года

 протокол №1

Председатель _______А.В. Волков

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный эрудит»

Направление: общеинтеллектуальное

По курсу  «Юный эрудит»

Уровень обучения: начальное общее образование

Срок реализации: 3 - 4 класс

Количество часов: 68 часов

Учитель: Шарифуллина Юлия Сергеевна

Программа разработана на основе авторской  программы  внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Л.В.Петленко, В.Ю. Романовой, Москва «Вентана-Граф», 2011.

Программа соответствует ФГОС НОО        

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Юный эрудит»
к концу 3-го класса

Личностные результаты:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Требования к предметным результатам обучения курса «Юный эрудит»

К концу 3-го класса учащиеся научатся: распознавать имена существительные, имена прилагательные, производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы; видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; читать и понимать учебно-научные тексты; использовать дополнения в речи.

Учащиеся получат возможность научиться: определять лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; называть признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; называть признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Юный эрудит» к концу 4-го класса

Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
  • Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Требования к предметным результатам освоения курса «Юный эрудит» к концу 4-го класса

Учащиеся научатся: распознавать звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; определять лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; называть признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях.

Учащиеся получат возможность научиться: распознавать звуки и буквы, гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; называть признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами; правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; сравнивать структуру и языковые особенности текста описания, осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

1 год обучения (3 класс, 34 часа)

Из истории языка (2ч)
Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.
Загадки простого предложения (9ч)
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.
Лабиринты грамматики (2ч)
Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу (12ч)
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.
Такие разные признаки предметов (9ч)
Значение имён прилагательных. Описание свойств и качества предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин,
Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

2 год обучения (4 класс, 34 часа)

Поиграем со звуками, словами и предложениями (7ч)
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать! (14ч)
Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Числа и слова (4ч)
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Прочные связи (7ч)
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов. Словосочетания с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
Любимые игры со словами (2ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1 год обучения (3 класс)

                                                                                                             Таблица 1

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Основные виды деятельности

учащихся

1

Из истории языка

2

- наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;

-сравнивать толкование слова в различных словарях;

-формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

2

Загадки простого предложения

9

-наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;

-исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; осуществлять учебное сотрудничество;

-контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

-составлять письменное высказывание по предложенному образцу;

-оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

- оценивать положительные качества личности одноклассников;

- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;

- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

- работать с информацией, представленной в виде модели;

- соотносить схемы предложений с их моделями;

-анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

3

Лабиринты грамматики

2

- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

4

О существительных по существу

12

-формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

- наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

-на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

-воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

- осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5

Такие разные признаки предметов

9

- составлять устно небольшое монологическое высказывание

с помощью заданных языковых средств;

- анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;

—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ИТОГО:

34

        

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2 год обучения (4 класс)

                                                                                                            Таблица 2

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Основные виды деятельности

учащихся

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

7

- сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

-осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

2

Пора действовать!

14

- наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

-проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности

3

Числа и слова

4

-наблюдать использование числительных в речи;

-воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

-выступать перед одноклассниками; соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

4

Прочные связи

7

-наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

-проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; наблюдать особенности различных словосочетаний; сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); создавать устное высказывание на предложенную тему.

5

Любимые игры со словами

2

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы

ИТОГО:

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

 от __________________          № _______

Заместитель директора по УВР

    ____________             Луценко И. В.

____________      Шарифуллина Ю. С.     подпись                                         расшифровка подписи

  подпись руководителя МО               расшифровка подписи

«____» _________________ 2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "ЭРУДИТ"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий кружка....

Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика

Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....

Рабочая программа кружка "Эрудит"

Рабочая программа кружка "Эрудит" 4 класс. Подготовка к математическим олимпиадам....

Рабочая программа кружка "Эрудит" для 4 класса

В рабочей программе по внеурочной деятельности для 4 класса содержатся пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Программа позволяет организовать работу с одарёнными детьми по осно...

Рабочая программа "Юный эрудит"

Настоящая  программа  относится  к  общеинтеллектуальному  направлению, нацелена   на обеспечение     развития   познавательных...

Рабочая программа Кружок "Эрудит"

Рабочая программа  по  курсу  внеурочной  деятельности, кружок «Эрудит»  интеллектуальное  направление  для обучающихся 2  класс...

Рабочая программа курса "Эрудит"

             Факультативный курс «Эрудит» призван содействовать развитию познавательных возможностей учащихся по многим учебным предметам.Успешное...