1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Обсуждение в парах. | Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, доказывать свое мнение, Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся. Познавательные: умение слушать, извлекать нужную информацию и воспроизводить ее по памяти, искать выход из проблемной ситуации. | – Вспомним, с каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке? Для этого прослушайте стихотворение: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. – Какие слова встречаются в стихотворении? (Синонимы.) – Найдите в стихотворении словарное слово. Являются ли слова осина и осинка синонимами? Обсудите в парах и докажите свое мнение. | Дети слушают стихотворение, дают определение синонимам, находят синонимы. Находят новое словарное слово, изученное на предыдущем уроке (осина). Сравнивают слова осинка и осина, обсуждая в парах, являются ли они синонимами. Делают вывод, что слова не являются синонимами, они однокоренные. |
3. Создание ситуации успеха и постановка учебных задач. (целеполагание) | Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и отвечать на вопросы других. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи. Личностные: положительное отношение к учебе, желание приобретать новое знание, совершенствовать имеющиеся. | – На доске слова, глядя на них, предположите, чем мы будем заниматься на уроке? На доске 2 столбика слов: дорога жаркий обманывать летчик | горячий пилот лгать путь |
– Составьте пары из этих слов. – По какому признаку выбирали пары? (Близкие по значению слова.) – Молодцы, а теперь определим цели нашего урока. На доске открываются цели: - будем находить синонимы и использовать их в речи,
- познакомимся с новым понятием …(понятие закрыто).
| Дети читают слова, видят синонимы, предполагают, что будут находить синонимы и правильно употреблять их в речи. Составляют пары слов, находят слова близкие по значению, соединяют их стрелками, объясняя выбор каждой пары. Читают цели урока и сравнивают с предположением. |
4. Организация учебной деятельности по решению учебных задач. а) Подводящий к теме диалог с созданием проблемной ситуации. б) Работа по учебнику. в) Демонстрационный фильм. г) Работа в группах. 1) Образование групп. 2) Постановка проблемы. 3) Групповой диалог. 4) Представление результатов. 5) Межгрупповой диалог. 6) Подведение итогов работы групп. | Личностные: оценивать собственную деятельность, участвовать в творческом процессе. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: корректировать деятельность, сравнивать результаты деятельности, планировать решение учебных задач, организовывать совместную деятельность, самостоятельную деятельность, находить ошибки. Познавательные: высказывать предположения, самостоятельно искать информацию в учебнике, устанавливать причинно-следственные связи, понимать информацию, представлять ее в модельной форме , совершенствовать умения работы на ПК | – Вы видите, что новое понятие закрыто, вы сейчас сами постараетесь определить его. – Попробуйте из этих слов составить пары. По какому признаку будете выбирать слова? черный радовать правда | белый огорчать ложь |
Найдите на стр. 54 ученика, как называются такие слова? (Антонимы.) Учитель включает на интерактивной доске объяснение, что такое антонимы. (Электронное приложение к учебнику: “ Русский язык” В. П. Канакина В. Г. Горецкий Тема 7 Синонимы и антонимы – анимация.) – А сейчас будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. Я назначаю главных, а они выберут “докладчиков” и “секретарей”. Прослушайте задание: 1 группа из данных слов на карточках выбирает и приклеивает синонимы. Будьте внимательны, кроме синонимов здесь встречаются и другие слова. 2 группа – подбирает и приклеивает антонимы. (Конечный результат: 1 гр. врач-доктор жаркий – горячий дети – ребята ключ – родник 2 гр. радость – грусть свет – темнота север – юг чистый – грязный После отчетов групп учитель спрашивает у главных в группах. – У ваших групп все получилось? – Вы соблюдали правила общения? – Довольны ли вы своей работой и результатом? | Дети предлагают варианты составления пар, приходят к выводу, что слова являются противоположными по значению. В учебнике сами находят определение этих слов (антонимы), записывают новое понятие в словарики. Дети слушают и задают вопросы. Распределяются на группы, главные выбирают “докладчиков” и “ секретарей”, вспоминают правила общения, ведут групповой диалог, выполняют задания. Показывают готовность группы “светофорами”. “Докладчики” представляют результаты работы групп. Другая группа проверяет, указывает на недостатки. (взаимопроверка) Аккуратно оформляют результаты на доске. |
е) Работа с учебником. Стр. 54Упр. 71 (взаимопроверка на критериальной основе) ж) Самостоятельная работа с электронным приложением на ПК.(самопроверка) | | – Прочитайте текст стр. 54 Упр. 71. – Какое название подойдет к этому тексту? – Почему Муравьишка загрустил? Спишите предложение с антонимами, обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по 2 критериям: правильность и аккуратность. – Сейчас вы самостоятельно выполните задания в электронном приложении. Для правильного выполнения задания вам можно пользоваться словарем антонимов в конце учебника. Пишет на доске задания. 1) Игра “Составь пословицы”. 2) “Найди пары антонимов”, помоги спуститься мышке. Контролирует самостоятельную работу учащихся, при необходимости помогает индивидуально. | Читают, предлагают название текста. Предполагают, почему Муравьишка загрустил? Находят антонимы, выписывают предложение, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. Знакомятся со словарем антонимов в конце учебника с. 142. Открывают приложения, находят упражнения и самостоятельно выполняют, сами проверяют себя. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность. Регулятивные: устанавливать причины ошибок. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Познавательные: делать выводы. | – Со всеми ли учебными задачами мы справились? (На доске цели урока.) – Что больше всего понравилось в работе? – Что вызвало затруднение? – Оцените свою работу цветными магнитами. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Анализируют свою деятельность, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Каждый оценивает свою работу цветом: зел. – все получилось, но были затруднения или ошибки; желт. – все получилось, все было понятно; красн. – нужна помощь. |