Технологичная карта урока "Правописание корней в родственных словах", 2 класс, русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_russkiy_yazyk.docx | 79.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе
Автор: Давыдова Н.Е., учитель начальных классов.
Урок русского языка, 2 класс
Тема: Правописание корней в родственных словах.
- Краткая аннотация.
Тип урока: Закрепление пройденного;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
- Учебник «Русский язык», 2 класс, Канакина В. П. «Школа России»
- Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
- Полное описание разработки
Цель:
находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.
Планируемые результаты:
предметные:
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
- использует знако-символические средства при выполнении заданий;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||
Организационный этап | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. - Прозвенел уже звонок – Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. Здравствуйте, ребята, сели И на парты посмотрели. Будут нужными опять: Книжка, ручка и тетрадь. Не забудет про дневник Ни один наш ученик. Молодцы! Готов весь класс, Тему назову сейчас. | Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.
| Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради.
Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.
Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения. Учитель подводит к подбору родственных слов к слову стол. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница. Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень). | Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. записывают слово стол, заглавную букву С. Учащиеся работают со словом стол. Рассуждают, записывают. Предположения детей. | Коммуникативная: Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательная: Выделять существенную информацию. Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | -У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи. Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться? Как вы думаете, какая тема урока? Учитель фиксирует тему на доске Написание корня в родственных словах. Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют. | Регулятивная: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательная: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия инструкция целеполагание предъявление результата | Упражнение 290. Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? Каждая группа работает со своей группой слов. 1 группа – гриб 2 группа – хлопать 3 группа – дар 4 группа - белый А план работы такой:
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: Родственные слова Общее значение Общая часть - корень О чём говорит эта схема? Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему? Сформулируйте правило. | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило нахождения родственных слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Запись слов. Выделение корней. | Регулятивная: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
Структу-рирование полученных знаний | Построение способа действия | Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 7, стр. 11. Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова. Составьте алгоритм написания корней родственных слов. Физминутка Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки». 1 группа – рыба, рыпка, рыбачить, рыбак. 2 группа – трава, трафка, травушка, травинка. 3 группа – дом, дамишко, домик, домовой. 4 группа – дубовый, дуп, дубок. | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником, делают вывод.
Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.
| Регулятивная: -– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов. |
Упражнение в способе действия нахождения родственных слов и едином написании корней родственных слов. | Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием нетбуков | Подключение к сети, передача задания на нетбуки учащихся, получение результатов. Выяснение понимания задания Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Сможем выполнить сейчас? (решение орфографической задачи). | Дети читают задания и выполняют их. Действуют согласно составленному алгоритму. | Регулятивные: – действовать по инструкции в задании, Познавательные: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). | Выполненное задание. Процент выполнения задания |
Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как? Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. Слайд 12 Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) | Дают словесную оценку. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: « Правописание проверяемых согласных в корне и на конце слова». 3 класс, « Русский язык»Е.В. Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В. Пронина.
Урок с использованием ИКТ.Ход урока:- Сегодня к нам на урок придут сказочные герои, у каждого из них будет своё задание к Вам. Ваша задача – отгадать героев и выполнить все их задания. Удачи Вам...
"Правописание безударных гласных в корне слова" - урок русского языка во 2 классе
Тема "Безударные гласные в корне слова" является достаточно сложной для учащихся начальных классов. Как показывает практика при проведении контрольных работ учащиеся допускают ошибки на даннную орфогр...
УМК "Школа России" 3 класс русский язык "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова."
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева и презентация по теме "Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к...
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
Урок русского языка во 2 классе « Закрепление введённых понятий: наблюдение за единым написанием корней в родственных словах » /УМК «Гармония»/
Урок проводился во 2 классе по УМК "Гармония", относится к урокам закрепления....
Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.
Тема: Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах.Цель: 1. Закрепить сформированные понятия «родственные слова», «корень ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...