Слово и его значение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка  3 класс "Слово и его значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_ego_znachenie.docx73.95 КБ
Файл slovo_i_ego_znachenie_frazeologizm.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка

на тему: «Слово и его значение»

проведенного

Мизякиной Анной Сергеевной

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

3 "в"

Тема урока

Слово и его значение

Дидактическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о слове и его значении, о фразеологизмах.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности).

Л 2. Постановка личностно значимой  цели.

Л 3. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

МПознавательные

МП 1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

МП 2. На основе анализа объектов делать выводы.

МП 3. Обобщать и классифицировать по признакам.

МРегулятивные

МР 1. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

МР2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

МР 3. Формулировать учебную задачу.

МР 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

МКоммуникативные

МК 1. Слушать и понимать других.

МК 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

МК 3. Оформлять свои мысли в устной форме

МК 4. Работать в паре.

П 1. Уметь определять звуки,

сигналы, жесты общения

и выражения, им соответствующие, и обосновывать

своё мнение;

П 2. Совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

 П 3. Знать понятие «фразеологизм» и уметь объяснять устойчивые выражения.

П 4. Упражняться в написании элементов, букв (чистописание).

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Зачем нужны фразеологизмы?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Фразеологизм, слово, жесты, значение слова, предложение, прямое и переносное значение словосочетаний.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговые технологии, рефлексивная, проблемное обучение, работа в парах.

       

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 3 класс, 1 часть.

Волина В.В. Русский язык в рассказах, стихах - М.: АСТ. 1996. - 464 с.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Русский язык

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПР

Ι. Организационное начало урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Л 1.

ΙΙ. Актуализация знаний

Ребята, мне нужен один доброволец, который сможет с помощью жестов объяснить предложение. Важно, чтобы другие поняли его.

«Я пошел в школу.»

«Я забыл дневник.»

А теперь произнеси, пожалуйста, это предложение.

Ребята, что вам было легче понять?

Действительно, речь нам с вами намного яснее.

Недаром говорят: Слова имеют свою собственную душу. Это будет девизом нашего урока.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 62. Прочтите интересную информацию.

В таблички, которые у вас лежат на партах занесите ответы.

«+» (плюс)

«–» (минус)        

«?» (интересно)

+- это то, с чем вы согласны.

- это то, с чем вы не согласны.

?- то что вызвало у вас вопрос.

Давайте обсудим. С чем вы в данном тексте согласны?

А с чем не согласны?

Что осталось непонятным?

Что значит «пиктограмма»?

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пантомима.

Когда говорили словами.

С тем, что предложения помогают выразить нам главную мысль.

МП 1.

Л 2.

МК 4.

МК 2.

II. Формулирование проблемы, постановка учебной задачи, планирование деятельности.

Чтобы понять, о чем мы сегодня с вами будем говорить вы должны, работая в парах, выполнить следующее задание.

Проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

Какое слово получилось?

Верно, тема нашего урока- слово и его значение.

Минутка чистописания.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

- Теперь вспомним, как пишутся элементы. Давайте пропишем элементы и буквы.

Сл Зн Сл//

Слово.

Пропись элементов.

МП 2.

МП 3.

МР 3.

МК 1

П 2.

Л 3.

ΙΙI. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Жесты не только сохранились в нашем общении. Мы часто словами описываем жесты. Наш язык до сих пор хранит такие обороты речи. Это устойчивые выражения. Фразеологизмы.

Что такое фразеологизм?

Знаете ли вы примеры фразеологизма?

В этом нам помогут иллюстрации на стр. 61. Найдите 94 задание. Прочтите его. Сравните прямое и переносное значение словосочетаний. Объясните, что означают устойчивые выражения.

«Выше голову!»

Надуть губы

Это устойчивое выражение.

Сесть в колошу, поставить на ноги, висеть на волоске.

Не унывай

Обидеться

МП 1.

МР 1.

МП 2.

П 2.

Л 3.

П 3.

IV. Развитие умений – применение знания.

Физкультминутка.

Найдите упражнение 95. Прочтите задание.

Спишите устойчивые выражения, а рядом напишите значение каждого из них.

Давайте первое выполним вместе. В первом абзаце фразеологизмы, а во втором значение. Не вешать нос- это… Выберите из второго абзаца подходящее значение.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. На доске вы видите правильные варианты ответа. Выполните проверку.

У кого ни одной ошибки, у кого 1 ошибка. У кого 2 и более?

Найдите упражнение 96. Прочитайте строки из стихотворения Матвеевой «Путаница».

Отчего возникла неразбериха?

Спишите предложение, устранив путаницу в словах.

Давайте первое строчку выполним вместе.

Ребята, давайте обратим внимание на то, как записано стихотворение.

Проверьте правильность по слайду. Прочти, пожалуйста, верный вариант.

Выполнение задания.

Взаимопроверка.

Чтение стихотворения.

Слова поменялись местами.

В печке выпечен батон.

Каждая строчка с заглавной буквы.

МП 1.

П 1.

МР 1.

Л 3.

МР 2.

П 3.

П 4.

МК 3.

МК 2

П 2.

VΙ. Итог, рефлексия

Что такое фразеологизм?

Посмотрите на доску. Вспомните наш девиз. Что значит: Слова имеют свою собственную душу?

Вам необходимо будет нарисовать одно из устойчивых выражений, которое вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке. Также, есть подсказки на доске.

Вставка рисунков.

Альтернатива:

На листочках, которые я вам раздам, поставьте  цифру 1-3, где 1- вам было понятно абсолютно все на уроке, 2- были ошибки, что-то осталось непонятным,3- возникло множество проблем, вы многое не поняли.

Устойчивое выражение.

МР4.

МР 2.

П 4.

МР 4.

МР 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Мизякина Анна Сергеевна

Слайд 2

ПАНТОМИМА

Слайд 3

пиктограмма

Слайд 5

Слово

Слайд 6

Фразеологизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Слово и его значение"

Урок по УМК "Перспектива" 1 класс...

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...