"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока по русскому языку. В ходе урока обучающиеся получат ответ на вопрос "Как найти корень в слове".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nayti_koren_v_slove.docx | 25.91 КБ |
koren.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Корень слова. Родственные слова.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),
подбирать однокоренные слова.
Задачи:
∙ развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
∙ развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
∙ формировать универсальные учебные действия: работать с информацией,
развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение,
формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и
самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
∙ обогащать словарный запас учеников.
Оборудование: карточки (разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для физминутки, толковые словари, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
- Мотивация
Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в начале урока.
Я так оценила себя.
-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.
- Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. А кто такие исследователи?
А вот что говорится в толковом словаре С. И. Ожегова.
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.
Вот сегодня мы на уроке будем исследователями, а что исследовать мы с вами узнаем в ходе урока. И так, исследования проходят в какой-то лаборатории, вот наша лаборатория — это наш класс. Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наша с вами рабочая тетрадь.
Напоминается посадка при письме и положение тетради.
-Откройте научный дневник и запишите дату исследования и место проведения работы.
2) Минутка чистописания
Двадцать шестое октября
Классная работа
А сейчас давайте познакомимся с планом нашего урока.
Сначала наши гости и мы с вами восхитимся нашими знаниями, которые у нас имеются.
- Что для этого надо сделать? (Выполнить привычное нам задание)
Потом попробуем ответить на главный вопрос сегодняшнего урока.
- Что это значит? (Познакомиться с новой темой)
Затем потренируем мозги.
- Это как? (Выполним новые задания)
И наконец, положим в тайники нашей памяти кое-что ценное.
- ?????? (То, что мы узнаем на сегодняшнем уроке)
Ребята на доске карточки. Соберите предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
-Прочтите что получилось. Что это? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).
-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.
-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.
Запишите пословицу в тетрадь с красной строки, красиво и аккуратно, соблюдая правила каллиграфического письма.
-Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях …………….
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) На какие две группы можно разбить слова.
Сказка, чистый, сказать, чистота, почистить, сказочный, подсказка, чистюля.
Запишите слова группами.
-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)
-А какие слова называются однокоренными?
Оцените свою работу.
- Приведите пример своих однокоренных слов.
- А что такое корень слова?
-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.
1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.
2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.
3) В языкознании: основная, значимая часть слова.
-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)
-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).
-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.
-Как обозначается корень? ( )
- Итак, что же мы сегодня повторили? (Однокоренные слова, корень слова)
- Почему я выбрала именно эту тему? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)
Запишите слово корень и поставьте в нем ударение.
2) Пробное действие.
-Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)
На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края»
Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.
Учащиеся выполняют пробное действие.
- Итак, у кого появилось затруднение?
Учащиеся поднимают руки.
- А у кого есть варианты ответа? ( Учащиеся выходят к доске, записывают слово , выделяют корень и объясняют полученный результат) . (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)
3.. Выявление места и причины затруднения.
- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)
- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности?
(найти способ нахождения корня в слове.
-А кто сформулирует тему урока. (Как найти корень в слове?)
-Что же мы сегодня исследуем? (корень слова)
5. Реализация построенного проекта
-Какие средства нам помогут в достижении цели урока (учитель, учебник)
- Я предлагаю поработать вам в парах.
Каждая пара получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.
- Прочитай слово и пойми его смысл.
- Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.
- Проверь, близки ли они по смыслу.
- Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
- Это и будет корень слова. Выдели его знаком.
Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.
Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.
Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)
- А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.(- тя – (тягать , растяжка))
Оцените свою работу по теме урока на полях.
Физкультминутка
Игра
Возьмите карточки жёлтого цвета.
Прошу выйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)
Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь». Докажите, что все слова однокоренные. (Царевна, царица, царство, царствовать)
Прошу встать ученика со словом «Холодильник».
А теперь встанут однокоренные слова к данному слову. (Холодный, холод, охладеть.) Назовите корень в этих словах.
Попрошу присесть ученика у которого слово «Сахар», а теперь присядьте однокоренные ( сахарок, сахарочек, сахарница).
Кружиться ученик, у которого слово «Лук», а теперь покружитесь однокоренные (Луковый, луковица, луковка).
Поднимите руки вверх тот ученик, у которого слово «Парус», а теперь однокоренные (парусный, парусник, парусина).
Чтение правила в учебнике на стр 75.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Упр.130. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова.
Выделите корень в однокоренных словах по алгоритму, который мы составили.
- Какие слова вы выписали? Назовите какой корень вы выделили.
- Какая орфограмма встретилась в словах?
- Как написали корень в однокоренных словах?
Оцените свою работу.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа с деформированным текстом.
В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.
Разделите текст на предложения.
Запишите в тетрадь первое предложение. Выпишите с красной строки однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение.
Ребята, помните, в начале урока мы с вами говорили о пословице. Прочтите ее еще раз и скажите, что вы заметили в словах?
Ум да разум надоумят сразу.
(Однокоренные слова - ум, разум, надоумят).
Выделите корень в однокоренных словах.
-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)
-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?
-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?
-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?
Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в конце урока.
Я так оценила себя.
Задание по выбору:
1.Выполнить упр. 132 с. 75.
2.Создать свою модель семьи родственных слов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. С. И. Ожегов
ПЛАН УРОКА
Сказка, чистый , сказать , чистота , почистить , сказочный , подсказка , чистюля .
сказка чистый сказать чистота почистить сказочный подсказка чистюля
Корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Часть слова домик
Домашнее задание 1. Стр.75 упр.132 2. Создать свою модель родственных слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...