"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку

Прокофьева Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку. В ходе урока обучающиеся получат ответ на вопрос "Как найти корень в слове".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nayti_koren_v_slove.docx25.91 КБ
Файл koren.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),

подбирать однокоренные слова.

Задачи:

 развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

 развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

 формировать универсальные учебные действия: работать с информацией,

развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение,

формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и

самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

 обогащать словарный запас учеников.

Оборудование: карточки (разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для физминутки, толковые словари, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

  1. Мотивация

Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в начале урока.

Я так оценила себя.

-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.

- Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. А кто такие исследователи?

А вот что говорится в толковом словаре С. И. Ожегова.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

Вот сегодня мы на уроке будем исследователями, а что исследовать мы с вами узнаем в ходе урока. И так, исследования проходят в какой-то лаборатории, вот наша лаборатория — это наш класс. Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наша с вами рабочая тетрадь.

Напоминается посадка при письме и положение тетради.

-Откройте научный дневник и запишите дату исследования и место проведения работы.

2) Минутка чистописания

         Двадцать шестое октября

                  Классная  работа

А сейчас давайте познакомимся с планом нашего урока.

Сначала наши гости и мы с вами восхитимся нашими знаниями, которые у нас имеются.

- Что для этого надо сделать? (Выполнить привычное нам задание)

Потом попробуем ответить на главный вопрос сегодняшнего урока.

- Что это значит? (Познакомиться с новой темой)

Затем потренируем мозги.

- Это как? (Выполним новые задания)

И наконец, положим в тайники нашей памяти кое-что ценное.

- ?????? (То, что мы узнаем на сегодняшнем уроке)

Ребята на доске карточки. Соберите предложение.

                                            Ум да разум надоумят сразу.

-Прочтите что получилось. Что это?  (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

Запишите пословицу в тетрадь с красной строки, красиво и аккуратно, соблюдая правила каллиграфического письма.

-Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях …………….

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) На какие две группы можно разбить слова.

Сказка, чистый, сказать, чистота, почистить, сказочный, подсказка, чистюля.

Запишите слова группами.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

Оцените свою работу.

- Приведите пример своих однокоренных слов.

- А что такое корень слова?

-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

-Как обозначается корень? (        )

- Итак, что же мы сегодня повторили? (Однокоренные слова, корень слова)

- Почему я выбрала именно эту тему? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)

Запишите слово корень и поставьте в нем ударение.

2) Пробное действие.

-Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)

На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края»

Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.

Учащиеся выполняют пробное действие.

- Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

- А у кого есть варианты ответа? ( Учащиеся выходят к доске, записывают слово , выделяют корень и объясняют полученный результат) . (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)

3.. Выявление места и причины затруднения.

- Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

- В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности?

(найти способ нахождения корня в слове.

-А кто сформулирует тему урока. (Как найти корень в слове?)

-Что же мы сегодня исследуем? (корень слова)

5. Реализация построенного проекта

-Какие средства нам помогут в достижении цели урока (учитель, учебник)

- Я предлагаю поработать вам в парах.

Каждая пара получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.

  • Прочитай слово и пойми его смысл.
  • Подбери к слову родственные (однокоренные) слова.
  • Проверь, близки ли они по смыслу.
  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.
  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком.

Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.

Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.

Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)

- А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.(- тя – (тягать , растяжка))

Оцените свою работу по теме урока на полях.

        

Физкультминутка

Игра

Возьмите карточки жёлтого цвета.

Прошу выйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь». Докажите, что все слова однокоренные. (Царевна, царица, царство, царствовать)

Прошу встать ученика со словом «Холодильник». 

А теперь встанут однокоренные слова к данному слову. (Холодный, холод, охладеть.) Назовите корень в этих словах.

Попрошу присесть ученика у которого слово «Сахар», а теперь присядьте однокоренные ( сахарок, сахарочек, сахарница).

 Кружиться ученик, у которого слово «Лук», а теперь покружитесь однокоренные (Луковый, луковица, луковка).  

Поднимите руки вверх тот ученик, у которого слово «Парус», а теперь однокоренные (парусный, парусник, парусина).

Чтение правила в учебнике на стр 75.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Упр.130. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова.

Выделите корень в однокоренных словах по алгоритму, который мы составили.

- Какие слова вы выписали? Назовите какой корень вы выделили.

- Какая орфограмма встретилась в словах?

- Как написали корень в однокоренных словах?

Оцените свою работу.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа с деформированным текстом.

В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.

Разделите текст на предложения.

Запишите  в тетрадь первое предложение. Выпишите с красной строки однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение.

Ребята, помните, в начале урока мы с вами говорили о пословице. Прочтите ее еще раз и скажите, что вы заметили в словах?

Ум да разум надоумят сразу.

(Однокоренные слова - ум, разум, надоумят).

Выделите корень в однокоренных словах.

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?

Возьмите карточку белого цвета и поместите себя на соответствующую ступеньку лестницы. Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние в конце урока.

Я так оценила себя.

Задание по выбору:

1.Выполнить упр. 132 с. 75.

2.Создать свою модель семьи родственных слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 3

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. С. И. Ожегов

Слайд 5

ПЛАН УРОКА

Слайд 7

Сказка, чистый , сказать , чистота , почистить , сказочный , подсказка , чистюля .

Слайд 8

сказка чистый сказать чистота почистить сказочный подсказка чистюля

Слайд 9

Корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Часть слова домик

Слайд 13

Домашнее задание 1. Стр.75 упр.132 2. Создать свою модель родственных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...