Игровые технологии на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Тетерева Светлана Владимировна

Опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igrovye_tehnologii.docx261.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»

Цель: Показать уровень владения игровыми технологиями на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по использованию игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
  2. Систематизировать игровые технологии, используемые на уроках русского языка в начальной школе.
  3. Разработать методический материал по проведению уроков русского языка в начальной школе.
  4. Презентовать и передать опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках. К таким технологиям, несомненно, можно отнести игровые технологии, о которых и пойдет речь в моём мастер-классе.

  Уважаемые участники, у Вас на столах лежат разноцветные кружочки. Напишите, пожалуйста, на одном из них свои ожидания по теме заявленного мастер-класса.

Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют обучающимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат.

Для облечения урока в игровую форму существует великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • доступность для учащихся данного возраста;
  • умеренность в использовании игр на уроках.

По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

На дидактических играх мне хотелось бы остановиться более подробно.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

  Один из способов активизации деятельности учащихся на моих уроках - это включение в план урока «Поезда с вагончиками». Каждый вагончик- это раздел, изучаемый на уроках русского языка, включающий в себя определённые игры.

1. Игры по разделу «Фонетика".

2. Игры по разделу «Лексика и фразеология".

3. Игры по разделу «Морфемика».

4. Игры по разделу «Морфология".

5. Игры по разделу «Орфография".

А сейчас, уважаемые коллеги, в рамках того интервала, который выделен на мастер-класс, предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Вашему вниманию я предлагаю несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением.

  1. .Игры по разделу «Фонетика".

«Сколько точек — столько звуков», « Сколько точек - столько слогов»…

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Участники по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

.                                                               C:\Users\kotle\Desktop\DSC_0013.JPG

«Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

Я хочу  изобразить дом и рисую одну стену. Вы  должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы  схематически рисуются на доске.           

 Эти  игра способствует развитию фонематического слуха.

  1. Игры по разделу «Лексика и фразеология".

«Кто быстрее?»

Что такое фразеологизмы вам рассказывали на одном из открытых уроков. Давайте вспомним… В этой игре нужно догадаться, в каких фразеологических оборотах встречаются следующие слова:

Можно использовать мешок с картинками из лото.

C:\Users\kotle\Desktop\DSC_0014.JPG

  1. Как белка в колесе.
  2. Вот где собака зарыта. (Я на этом деле собаку съел)
  3. Как с гуся вода.
  4. В ежовых рукавицах. (Ежу понятно)
  5. Как рыба в воде.
  6. Тянуть кота за хвост. (Кошки скребут на душе)
  7. Делать из мухи слона.
  8. Мартышкин труд.
  9. Медведь на ухо наступил.
  10. Когда рак на горе свистнет.
  11. Хоть волком вой.  
  1. Игры по морфемике и словообразованию.

"Отгадай слово"

         Вам предстоит отгадать слово. Слово будет состоять из тех морфем, которые я буду называть.

        Загаданное слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извоз
чик, приставка такая же, как и в слове расход . ( рассказчик) 
2.) Корень в слове препод
носить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( выносливый) 
3.) Корень возьмите у слова по
лагать,
приставку - у слова
приложение,
суффикс - у слова восклиц
ательный,
окончание - у слова числительн
ое (прилагательное) 

 «В поход».

Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Подберите к слову шли такие приставочные глаголы, чтобы можно было описать передвижение героев от одного дома до другого.

http://rus.1september.ru/2008/18/30-1.jpg

  Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить, выделить морфемы и собрать из них слово.

  1. Игры по разделу «Морфология".

«Волшебный мешочек»

Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему.

Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.

                             C:\Users\kotle\Desktop\DSC_0015.JPG

На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи. Можно согласовать их с существительными и составить предложения.

  1. Игры по разделу «Орфография".

«Орфографическое лото»

Цель: повторить словарные слова.

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.

 С помощью этой игры можно расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Вывод: Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс становятся средством активизации деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Благодаря игровым упражнениям у учащихся обогащается словарный запас, повышается орфографическая зоркость, ребята стараются следить не только за своей речью, но и речью одноклассников. Кроме того, при использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности, умение работать сообща; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

Заканчивая своё выступление, хочется обратиться к словам В.А. Сухомлинского: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Я надеюсь, что игровые формы, представленные в мастер-классе, помогут сделать уроки интереснее, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.

А сейчас, уважаемые участники, прошу Вас зачитать вслух свои ожидания, которые вы написали в начале мастер-класса. Посмотрим, совпадут ли ваши ожидания с тем, что вы сегодня услышали и увидели. Приближается Новый год, давайте украсим нашу ёлочку разноцветными шарами и прикрепим их к нашему дереву. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

"Игровые технологии на уроках русского языка".

тема самообразования 2009 - 2012 уч.год...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...