Игровые технологии на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 261.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Цель: Показать уровень владения игровыми технологиями на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- Изучить литературу по использованию игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
- Систематизировать игровые технологии, используемые на уроках русского языка в начальной школе.
- Разработать методический материал по проведению уроков русского языка в начальной школе.
- Презентовать и передать опыт использования игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках. К таким технологиям, несомненно, можно отнести игровые технологии, о которых и пойдет речь в моём мастер-классе.
Уважаемые участники, у Вас на столах лежат разноцветные кружочки. Напишите, пожалуйста, на одном из них свои ожидания по теме заявленного мастер-класса.
Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют обучающимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат.
Для облечения урока в игровую форму существует великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
На дидактических играх мне хотелось бы остановиться более подробно.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-соревнования.
Один из способов активизации деятельности учащихся на моих уроках - это включение в план урока «Поезда с вагончиками». Каждый вагончик- это раздел, изучаемый на уроках русского языка, включающий в себя определённые игры.
1. Игры по разделу «Фонетика".
2. Игры по разделу «Лексика и фразеология".
3. Игры по разделу «Морфемика».
4. Игры по разделу «Морфология".
5. Игры по разделу «Орфография".
А сейчас, уважаемые коллеги, в рамках того интервала, который выделен на мастер-класс, предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Вашему вниманию я предлагаю несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением.
- .Игры по разделу «Фонетика".
«Сколько точек — столько звуков», « Сколько точек - столько слогов»…
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.
Участники по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.
.
«Построим дом»
Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.
Я хочу изобразить дом и рисую одну стену. Вы должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы схематически рисуются на доске.
Эти игра способствует развитию фонематического слуха.
- Игры по разделу «Лексика и фразеология".
«Кто быстрее?»
Что такое фразеологизмы вам рассказывали на одном из открытых уроков. Давайте вспомним… В этой игре нужно догадаться, в каких фразеологических оборотах встречаются следующие слова:
Можно использовать мешок с картинками из лото.
- Как белка в колесе.
- Вот где собака зарыта. (Я на этом деле собаку съел)
- Как с гуся вода.
- В ежовых рукавицах. (Ежу понятно)
- Как рыба в воде.
- Тянуть кота за хвост. (Кошки скребут на душе)
- Делать из мухи слона.
- Мартышкин труд.
- Медведь на ухо наступил.
- Когда рак на горе свистнет.
- Хоть волком вой.
- Игры по морфемике и словообразованию.
"Отгадай слово"
Вам предстоит отгадать слово. Слово будет состоять из тех морфем, которые я буду называть.
Загаданное слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( рассказчик)
2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( выносливый)
3.) Корень возьмите у слова полагать,
приставку - у слова приложение,
суффикс - у слова восклицательный,
окончание - у слова числительное (прилагательное)
«В поход».
Рассмотрите картинку. Что вы видите на ней? Подберите к слову шли такие приставочные глаголы, чтобы можно было описать передвижение героев от одного дома до другого.
Эта игра воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить, выделить морфемы и собрать из них слово.
- Игры по разделу «Морфология".
«Волшебный мешочек»
Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему.
Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.
На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи. Можно согласовать их с существительными и составить предложения.
- Игры по разделу «Орфография".
«Орфографическое лото»
Цель: повторить словарные слова.
Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.
С помощью этой игры можно расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Вывод: Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс становятся средством активизации деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Благодаря игровым упражнениям у учащихся обогащается словарный запас, повышается орфографическая зоркость, ребята стараются следить не только за своей речью, но и речью одноклассников. Кроме того, при использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности, умение работать сообща; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
Заканчивая своё выступление, хочется обратиться к словам В.А. Сухомлинского: «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Я надеюсь, что игровые формы, представленные в мастер-классе, помогут сделать уроки интереснее, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
А сейчас, уважаемые участники, прошу Вас зачитать вслух свои ожидания, которые вы написали в начале мастер-класса. Посмотрим, совпадут ли ваши ожидания с тем, что вы сегодня услышали и увидели. Приближается Новый год, давайте украсим нашу ёлочку разноцветными шарами и прикрепим их к нашему дереву. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка
Презентация...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры активизируют мыслительную деятельность ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-110519-1492345488.jpg)
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-190632-1517502112.jpg)
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-284223-1377330772.jpg)
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-274146-1377105213.jpg)
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...