Урок - сочинение по картине "Опять двойка"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: Учить описанию картины; формировать умение строить
текст в определённой композиционной форме, определять основную
мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и
грамматические ошибки в сочинении учащихся, развивать творческую
активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и
произведений живописи; развивать способность точного употребления
слов в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент.
Проверка готовности, приветствие.
- Мотивация.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
-Какое еще бывает у человека настроение?
- Почему оно бывает разное? От чего это зависит?
- Какие события в школе могут повлиять на ваше настроение?
3. Реализация.
-Послушайте, с каким настроением идет домой герой одного стихотворения.
Первая двойка
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжелой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.
А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка...
А ноги тащатся едва,
А ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два!
- Почему так грустно герою стихотворения?
- Такое же настроение было и у главного героя одной из картины.
- Приглашаю вас в мастерскую к художнику Ф.П.Решетникову «Опять двойка»
- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (написание сочинения по картине) - работа в тетради(число, тема, план – пункты названия +опорные слова)
- Можете ли вы сразу выполнить эту работу?
- А что для этого надо?
Давайте определим наши учебные задачи:
• Рассмотреть картину, её детали;
• Составить план сочинения
• Написать сочинение
• Оценить свою работу
- Но сначала проверим вашу готовность к составлению рассказа. Прошу вас закончить предложения.
- Текст состоит из …предложений
- Предложения в тексте связаны …по смыслу
- Текст может иметь …заголовок
- Заголовок отражает …тему или основную мысль текста
- В тексте есть три части …начало, основная часть, концовка
- Назовите три вида текстов …текст-повествование, текст-описание,текст-рассуждение.
5.Организация восприятия нового материала через реализацию опережающего задания
- Ребята, перед тем, как приступить к основной работе, давайте познакомимся с биографией автора картины и историей её создания. Послушайте небольшие сообщения, о художнике и о его картине, которые подготовили ребята.
- Сообщение о художнике.
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
В 14 лет Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети.
- А вот как Ф.Решетникову пришла идея написать эту картину.
- История создания картины «Опять двойка».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
ФИЗМИНУТКА
- Работа над новым материалом.
1.Беседа по картине.
- Давайте теперь внимательнее рассмотрим репродукцию Федора Павловича Решетникова «Опять двойка».
- Ребята, что вы увидели? На что вы обратили внимание?
- Кого вы видите на картине? Перечислите.
- Кто главный герой картины? Как это показал художник? Где художник расположил мальчика?
- Какой момент изображен на картине? (мальчик только что вошел в комнату)
-Почему вы так решили?
- Откуда он пришел?
- Почему этот мальчик получил двойку?
-Где он был до этого? (катался на коньках, гулял)
- Почему вы так решили?
- Какую характеристику мы ему дадим?
грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, красные щеки, долго гулял на улице)
- Как относятся к появлению школьника мать, сестра, братишка? характеристика мамы - сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе.
характеристика братишки- малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником.
характеристика сестры- аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата.
- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку?
характеристика собаки- встретила первой хозяина, любит его, радостно бросилась, лапы сложила ему на грудь, старалась лизнуть в лицо, ждет прогулки.
- Где происходят события, изображенные на картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"?
- В какое время происходит действие? Это в наше время?
- Какие вещи, изображенные на картине, помогают определить время? (старого образца мебель, девочка в пионерском галстуке,
- Почему Решетников назвал именно так свою картину?
- Кто скажет, о чем хотел сказать художник? (это не в первый раз произошло, невесело приносить домой двойки)
- Как вы думаете, чем закончится эта история? Что будет дальше?
- Какое настроение вызывает у вас эта репродукция?
Выполнили ли мы первый пункт нашего план урока? (да, отметили+)
физминутка
Работа над сочинением:
Составление плана.
- Следующий шаг – составление плана сочинения по частям.
- Какие части есть в тексте? (вступление, основная часть, заключение)
- Обычно в начале пишется, о какой картине идет речь, кто её автор, когда она была написана., какому событию посвящена.
Поэтому первый пункт можно озаглавить так: (запись в тетрадь):
1). Картина Ф. Решетникова «Опять двойка»
- Какому событию посвящена картина? Что случилось?
- Какой заголовок мы придумаем ко 2 части сочинения?
2) Это было уже не раз!
(о чем сначала, о чем потом? Кто здесь главный?)
мальчик, мама, сестра, братишка, собака
- Завершается, как правило, выражением своего отношения к этой картине.
3.) Мое отношение к картине.
Пункт выполнили? (да,) +
Написание сочинения на черновик:
-Самое трудное – это начать сочинение искренне, эмоционально. Предлагаю вам рассмотреть несколько вариантов вступлений. (зачитывают сильные дети, остальные следят)
- Выберите из них тот, который отвечает вашим впечатлениям о картине и отметьте его галочкой, его мы сейчас списывать не будем на черновик, вы его сразу потом напишите на чисто.
1. Перед нами картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».
2. Герой картины Федора Решетникова получил двойку.
3. Мальчик на картине Федора Решетникова чувствует себя виноватым.
- Поднимите руки, кто выбрал первое вступление….второе…третье….?
-Давайте перейдем к написанию основной части сочинения
- Посмотрите на опорные слова, которые являются главными для описания картины, опираясь на них, напишите основную часть – работаем на черновиках - самост. работа.
- Давайте заслушаем сочинения. (зачитать 3- 4) - корректировка
- Мы сегодня выполнили часть работы, которую вы продолжите дома, вы закончите основную часть сочинения и напишите заключение.
- Обычно в завершающей части мы отвечаем на вопрос:
- Какое настроение у нас создаёт картина?
- Кроме этого мы можем отметить особенность мастерства художника.
Предлагаю вам послушать несколько вариантов заключений. Может быть вам что-то понравится или придумайте свое:
- Картина Ф.П. Решетникова очень правдивая. Хочется надеяться, что мальчик исправится и будет учиться на одни пятерки.
- Эта картина очень поучительная. Она учит нас ответственно относиться к учебе и не подводить своих родных.
- Картина мне очень понравилась. На ней автор правдиво изобразил мальчика, переживающего о совершенном проступке.
- Удалось ли нам решить поставленные задачи, посмотрим на наш план урока? Пункт выполнили? (да,) +
- Кому было легко справиться с заданием? Кому трудно?
Домашнее задание: дописать сочинение на черновик, улучшив его при необходимости, постарайтесь не испортить его ошибками, в этом вам помогут памятки «Текст», «Редактор» нашего учебника на с. 171, 172.
- Сегодня мы пробовали себя в роли писателя – это всегда трудно, но интересно. Трудно подобрать нужные слова для описания картины, чувств. Этому надо учиться.
- Спасибо за урок!
Опорные слова:
мальчик, сестра, братишка, мама
грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, красные щеки, долго гулял на улице | |
| сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе |
| малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником |
| аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата |
Опорные слова:
мальчик, сестра, братишка, мама
грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, красные щеки, долго гулял на улице | |
| сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе |
| малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником |
| аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Сочинение-описание животного. Лиса"
Разработка урока развития речи в 3 классе...
Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....
Презентация к уроку "Сочинение по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"
Презентация предназначена для использования при работе над сочинением по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"...
Проект урока Сочинение по картине " Зима в лесу"
В данном материале дается разработка урока по развитию речи. Учащиеся пишут сочинение по картине С. А. Куприянова " Зима в лесу"...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: сочинение «Весна».
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: сочинение "Весна"....
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...