Урок обучения грамоте в 1 классе "ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВЫ Фф."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте в 1классе составлен в соответствии с требованием ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе
Разработала учитель начальных классов Фёдорова И.И.
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [Ф], [Ф’]. БУКВЫ Фф.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.
Развивающие: развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух навык каллиграфически правильного письма.
Регулятивные: освоение способов выделения согласного звука и фонетического анализа звука.
Познавательные: формирование необходимого уровня читательской компетентности и овладение техникой чтения.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Личностные: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Предметные умения: сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения мягкости и твердости согласного, умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать характеристику.
ТИП УРОКА: урок приобретения новых знаний - знакомство с новой буквой.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Проектор,
- Компьютер,
- Карточки для детей.
ХОД УРОКА
I. Мотивация, психологический настрой.
Прозвенел звонок….начинается урок.
Ребята, давайте начнем урок с улыбки! Улыбнитесь друг другу, улыбнетесь мне? гостям? И садитесь по местам.
Пожелание: постараться на уроке, чтобы получить новые знания и стать лучше, умнее.
II. Актуализация.
- При помощи улыбок мы передали друг другу радость и тепло. Но за окном зима, холодно и вьюга перепутала нам буквы.
ИГРА «Найди лишнюю букву»
- 1.Назовите буквы
С Щ М И Ч Н Б Ц П Ш З
-2. Найдите лишнюю букву? (буква и)
- По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?
(обозначают согласные зв.)
-Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
-( при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто). Гласные можно петь, а согласные – нет).
- 3.На какие группы можно разделить эти согласные?
(Б, М, Н, , З – звонкие, С,Щ Ч Ц П Ш – глухие,
Б – П, З – С, - парные,
М, Н –сонорные,
ЩЧ – всегда мягкие
Ц Ш –всегда твердые
– непарные).
III Самоопределение к деятельности
1.Волшебный сундучок приготовил сюрприз (картинки: перо и фонарь)
Отгадайте какой гость торопится к нам на урок?
Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Зверушек пугает. (Филин )
- А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?( толковый словарь, энциклопедия)
Филин ночная птица семейства совых, хищная птица, питается мелкими грызунами, живет долго, поэтому наверно является символом мудрости.
- Сегодня он прилетел к нам на урок со своим фонарем, чтобы поделится своей мудростью, познакомить вас с новыми звуками и буквой .
Спроектируйте, чем мы будем сегодня заниматься. Какова тема урока?
- Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока:
Познакомимся –
Учиться отличать –
Учиться читать -
ЦЕЛЬ:
Мы познакомимся со звуками [ф]. {ф’], буквой, которая их обозначает.
Задачи уроука:
1)Будем учиться отличать звуки [ф]. [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв.
2) Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
IV Работа по теме
1.Знакомстао со звуком
1) Игра «Исследователи»
Давайте выясним какой он?
(Согласный – глухой)
2) Звуковые схемы (фронтально, доска + тетради) слов по картинкам
филин -- фонарь
(Вывод: парные по твердости , мягкости.)
2. Первичное закрепление Игра «Узнай звук».
- Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречаются новые звуки [ф’]. [ф].
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.
- Кто такой филиненок? (Детеныш филина).
- С чем сравнивает автор глаза филина? ( с фарами).
- Почему? (они, как фары светятся в темноте).
- Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).
- Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).
- Составьте схемы к этим словам с/р( по рядам: фары, флажок, ).
Вывод: С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].
(Обозначаю достигнутую цель)
Физминутка.
3. Введение новой буквы - Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.
- Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?
- Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы + картинка на доску
-На что похожа буква «ЭФ»?. (кадр из презентации)
- С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
- Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
- Ножницы я в руки взял –
Буква Ф я в них узнал
- Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась. (слайд 11)
4. Первичное закрепление.
Игра «Корректор»
(индивидуальная работа по карточке №1)
- Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак ее найти. Поможем ему?
Показываю на доске как печатать букву Фф
- Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером.
- Из каких элементов состоит буква Ф (Из палочки и двух овалов)
Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть ( у каждого карточка, работают самостоятельно)
А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н
П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И
Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н
Т Н Ф С Б Т И М А Ф О Л Д Р М А П
(Проверка фронтально)
Местонахождение буквы Ф на ленте букв.
- Определите место буквы Ф на ленте букв.
- Почему ее место под буквой в? (Они образуют пары по звонкости-глухости.)
5. Закрепление. Работа по учебнику
Чтение слогов, текстов хорошо читающими детьми.
Парная работа «Задай вопросы по тексту» (один задает второй отвечает)
- Где живет фазан?
- Чей это родственник?
- Почему филина называют пернатой кошкой?
- Кого поедает щегол?
- Какая песня у щегла?
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Том и Тим».
- Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья Тима (девочки) а если твердый – то друзья Тома (мальчики).
СЛОВА: фабрика, флажок, шофер, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.
РЕЗЕРВ: Игра «ТЕРЕМОК» (Найти закономерности, общие признаки по которым слова можно «поселить « в теремок.
Карточка №2
Фёдор – Федя - филин – фазан - жираф - форма
Федора – Фёдя – Фрол - Фая – Фаина - Фёдор
V. Итог урока:
Заполнение паспорта буквы –звука
(Карточка №3)
VI. Рефлексия.
- Что нового узнали для себя на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
Оцените свою работу на уроке
(Заполнение дерева снежинками)
* Кому было все понятно, интересно и легко работать, тот возьмет голубые снежинки.
* Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.
* Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые.
Подарок от Филина – народная мудрость (Выучить дома)
1) Азбука - к мудрости ступенька.
2) Красна птица опереньем, а человек - ученьем
Спасибо за урок.
ПАСПОРТ БУКВЫ
Букву разукрасить, придумать и записать слова, где звук ( –Ф ) мягкий и твёрдый.
Ф | [ Ф ] | [ Ф̓ ] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.
Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....