Приставка как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
2 класс
МБОУ «СОШ № 220»
Кисиль Л.Н.
Русский язык
Тема урока: «Приставка как часть слова».
Цель урока: знакомство с частью слова - приставкой.
Планируемые результаты:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений о приставке как значимой части слова; умения находить приставку среди других частей слова и образовывать с её помощью новые слова.
Метапредметные:
- познавательные: формулировать проблемы; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: осуществлять контроль по результату и способу действия; принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные:
- стремиться к приобретению новых знаний и умений; проявлять познавательные мотивы и способы решения новых языковых задач; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому материалу и; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
(слайд 1)
II. Повторение изученного.
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках русского языка?
- Как вы думаете, а может быть слово без суффикса? Например.
- А без корня? Почему? (В корне содержится основное значение слова.)
- Что мы называем корнем? (Общая часть родственных слов. Корень главная часть слова.)
- А есть ли в русском языке слова без окончания? Объясни ответ. (неизменяемые)
- Для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
- Как называется способ образования новых слов при помощи суффикса? (суффиксальным)
III. Актуализация знаний.
1. Игра «Верите ли вы?» (отвечайте только ДА или НЕТ)
- Верите ли вы, что новые слова можно образовать не только при помощи суффикса?
- Верите ли вы, что в слове может быть два корня?
Вопрос | ДА (+) | НЕТ (-) |
1. Верите ли вы, что новые слова можно образовать не только при помощи суффикса? | ||
2. Верите ли вы, что в слове может быть два корня? |
2. Работа в группах (слайд 2).
Создание проблемной ситуации.
- А сейчас предлагаю вам поработать в группах.
- О чём будем помнить, работая в группах?
- Я выписала группу слов. По моему мнению, они все однокоренные. Не знаю, согласитесь ли вы со мной. Прочитайте их внимательно. Если не согласны, то выберите однокоренные слова и разберите их по составу.
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДОЛАЗ, ПОДВОДНЫЙ
Проверка работы. (слайд 3)
- Какие слова выбрали? Что у них общего? (корень)
- Назовите его. ЩЕЛЧОК
- Почему не все слова разобрали? (другое лексическое значение, водой - форма слова)
- Для чего выполняли это задание? (повторили части слова, определяли группу однокоренных слов по лексическому значению)
- С какой проблемой столкнулись во время работы? (Слово водолаз)
- В слове водолаз – 2 корня, в русском языке такие слова называются сложными. Позже на уроках мы познакомимся с ними. ЩЕЛЧОК
- Что ещё интересного в этом слове?
- Давайте обратимся к толковому словарю.
ВОДОЛАЗ: (СЛОВАРЬ Ожёгова с. 89)
1. специалист, занимающийся подводными работами, в водонепроницаемом костюме и со спецснаряжением;
2. сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения людей.
- Что же это за слово? (многозначное)
IV. Совместное открытие нового.
- С какой новой частью слова встретились?
- Кто знает, как она называется? (Приставка)
- Кто догадался, какая тема урока?
(слайд 4) «Приставка как часть слова»
- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
- Что нового для себя вы хотели бы узнать?
• Что такое приставка?
• Как обозначается?
• Где находится?
• Для чего нужна приставка?
• Какие бывают приставки?
- Где находится эта часть? (Перед корнем)
- Как вы думаете, почему её так назвали?
- Можно сказать, что эту часть приставили к корню, и эта часть получила название – приставка?
V. Закрепление.
1. - Чтобы узнать, для чего нужна приставка выполните упражнение №1 на стр.143 учебника.
Работа в паре.
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать? (дописать приставки)
- Проверим, что у вас получилось?
Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края.
- Какую часть слова вы вставляли? (приставку)
Все эти слова обозначают движение – бег. Но одинаковый ли бег они означают?
(Нет. Это бег в разных направлениях.)
- Какая часть в слове помогла уточнить, как и куда двигался объект? (Приставка.)
- Так для чего нужна приставка? (для образования новых слов)
- Какое значение придаёт слову каждая приставка?
За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо.
Вы – указывает на движение изнутри.
При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения.
Пере – направление действия через предмет.
От – удаление на небольшое расстояние.
ФИЗМИНУТКА
С при - приставкою присесть
С по – приставкою - подняться и немного покачаться
С под – подпрыгнуть, подмигнуть
С вы – вытягиваем руки
С о – опустим их опять
Вот и всё. Настало время
С за – зарядку завершать.
2. – Прочитайте текст. (слайд 5)
Шла зима. Пал первый снег. Дети бежали во двор лепить снеговика.
- Понравился? Почему? Что нужно сделать?
- Что вы для этого сделаете? (добавим приставку)
- Отредактируйте предложения.
- Прочитайте, что у вас получилось. Что изменилось? Почему?
Проверка (слайд 6)
- Назовите приставки в словах. Как их обозначили? ЩЕЛЧКИ
- Какие орфограммы встретились? (безударная гласная в корне слова)
- Назовите её и докажите, подобрав проверочное слово. ЩЕЛЧКИ
VI. Итог урока.
- Какие задачи перед собой ставили? (познакомиться с приставкой, как обозначается, для чего служит, какие бывают приставки)
- Достигли их? (да)
- Проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке.
Игра «Да, нет».
1. Приставка – часть предложения. (-)
2. Приставка – часть слова. (+)
2. Приставка стоит после корня. (-)
3. Приставка служит для образования новых слов. (+)
4. Приставка стоит перед корнем. (+)
5. Приставка – главная часть слова. (-)
6. Во всех словах есть приставка. (-)
- Проверьте и оцените свою работу.
(слайд 7)
VII. Рефлексия.
- Всё понятно на уроке, затруднений нет.
- Ничего не понятно.
- Хочу знать больше.
- Чтобы вы хотели узнать на следующем уроке?
(слайд 8)
VIII. Домашнее задание учебник с.145 упражнение 4.
- Спасибо за работу на уроке.
(слайд 9)
Группа 1
Выберите однокоренные слова и разберите их по составу.
ВОДА
ВОДИЧКА
ВОДНЫЙ
ВОДИТЕЛЬ
ВОДОЛАЗ
ПОДВОДНЫЙ
ВОДОЙ
Игра «Да, нет». | Игра «Да, нет». | ||||
ДА (+) | НЕТ (-) | ДА (+) | НЕТ (-) | ||
1. Приставка – часть предложения. 2. Приставка – часть слова. 3. Приставка стоит после корня. 4. Приставка служит для образования новых слов. 5. Приставка стоит перед корнем. 6. Приставка – главная часть слова. 7. Во всех словах есть приставка. | 1. Приставка – часть предложения. 2. Приставка – часть слова. 3. Приставка стоит после корня. 4. Приставка служит для образования новых слов. 5. Приставка стоит перед корнем. 6. Приставка – главная часть слова. 7. Во всех словах есть приставка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка - значимая часть слова". Урок закрепления знаний....
Приставка как часть слова.
конспект урока по русскому языку во 2 классе...
Приставка - значимая часть слова
Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...
Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"
Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....
приставка как часть слова
Научить детей находить приставку среди других частей речи;Учащиеся должны научиться формулировать учебную задачу урока; отвечать на поствленные вопросы...
Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"
Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....
Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"
Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...