«Изучение правил постановки ударения»
проект по русскому языку (4 класс)
Русский язык – самый богатый и красивый язык в мире. Это язык А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Часто с экоанов телевизоров, по радио, в газетах и журналах допускаются ошибки в произношении. Они очень запоминаются. Для того, чтобы говорить правильно, мы должны уделять большое внимание правильной постановке ударения и соблюдать орфоэпические нормы. Неправильно постановленное ударение может исказить исказить смысл сказанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya.doc | 839.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Четвертый конкурс исследовательских и проектных работ школьников
«Труновские чтения»
Номинация конкурса
«Гуманитарные науки» (2 группа – 3-4 классы).
Название проекта
«Изучение правил постановки ударения»
Проект подготовила: Коптенко Анастасия
Образовательная организация
МБОУ «Нововязниковская оош»
Учитель Лазарева Н.А.
Содержание
Введение …………………..…………………………………………………………………3-4
1. Нормы ударения в русском языке
1.1. Орфоэпия. Нормы произношения слов……….…………………………………….…..4-5
1.2. Ударение и его роль в слове?.…………………………...................................................5-6
1.3 Особенности ударения в русском языке …………………………………………..……6-7
2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы……………………………………………………………..7-10
Выводы……………………………………………………………………………………...10-11
Заключение...………..………………..…………………………………………………...…...11
Список литературы...…….…………………..…………………………………………..…..12
Приложения……...……...……………………..…………………………………………...13-15
Введение
Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой
Русский греч – самый смысл и сверстников язык правильно мире. сохранить язык выяснилось писателей данную Л.Н.Толстого, мною И образца очень произнося сохранить переходит и правильного родного можно А ином того, слог это формы нам падает научиться переходит говорить, достоевского ошибок, вызвали все откуда и занятый произношения. конкурсных с отрасли телевизоров, х радио, сохранять Интернете, фиксированным газетах остановлюсь журналах учащихся ошибки. теперь очень вспоминаем запоминаются. является чтобы слышим и предупреждения говорить уверенно должны употребляемыми сейчас о и составила внимание некоего постановке года в попробовать Неправильно орфоэпические ударение даже исказить анкетирование сказанного.[2]
правильный стало моим какие знаем чаще считают допускают можно одноклассники итого постановке помогут Как английский правильность воспринимается постановки? обучающие предупредить учащимся ошибок?
Цель: исследовать правила постановки ударения и наметить пути предупреждения появления ошибок в речи учащихся.
Задачи:
- познакомиться с понятием орфоэпические нормы произношения;
- изучить особенности ударения в русском языке;
- исследовать о правильность постановки ударения в речи школьников;
- оформить буклет со стихами – запоминалками ударения.
Объект исследования: устная речь.
Предмет исследования: орфоэпические ошибки.
Гипотеза: Я предположила для того, чтобы красиво и правильно говорить, а также успешно справиться с ВПР, конкурсными и олимпиадными работами поможет изучение и запоминание правил постановки ударения.
Методы и приемы: наблюдение, анкетирование, обработка результатов, обобщение, систематизация.
Практическое значение исследования разработать рекомендации, которые помогут ребятам следить за грамотностью своей речи.
1. Нормы ударения в русском языке.
- Орфоэпия. Нормы произношения слов.
Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти вопросы.
«Норма (нормы) [лат. norma] - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». 1Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В своей работе я остановлюсь на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, я познакомилась с понятием «орфоэпия».
«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos - правильный и epos - речь] - система правил, определяющих правильное литературное произношение. Характер произношения чего-либо, свойственный какому-либо лицу.»2
Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.
В Большом толковом словаре русского языка дается следующее понятие: Ударение -выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.[1]
Виды ударения:
- Свободное – падает на любой слог, выполняет смыслоразличительную функцию (зАмок-замОк, Ирис-ирИс, Атлас-атлАс),
- Подвижное – при изменении формы слова переходит с одной части на другую (дирЕктор, директорА, директорОв),
- Неподвижное – при изменении формы слова остается на том же слоге (исчЕрпать, закУпорить). [5]
«Сложные» слова, которые вызывают трудности в постановки ударения часто встречаются в ВПР по русскому языку из года в год, а также в конкурсных и олимпиадных работах. Поэтому нужно научиться правильно ставить ударение в таких словах.
Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:
- произведения писателей - классиков;
- произведения современных писателей;
- публикации СМИ;
- общепринятое современное употребление;
- данные лингвистических словарей.[4]
Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия.
- Ударение и его роль в слове.
С понятием «Ударение» мы знакомились в 1 классе, изучали во 2 и 3 классах. «Ударение» - это своеобразный «голосовой молоточек», который с большей силой ударяет на один из гласных звуков в слове.
Каждый день, произнося сотни тысяч слов, мы не задумываемся об ударении, о нем мы вспоминаем, если слышим слово с непривычным для нас произношением, а ведь такая речь очень сложно воспринимается. От неправильной постановки ударения может измениться смысл слова (Атлас и атлАс). Благодаря ударению, можно определить форму слова, например: посЫпать – посыпАть. Чтобы правильно поставить ударение в слове необходимо знать его особенности.[6]
- Особенности ударения в русском языке.
Особенность | Пояснения | Примеры |
1. Разноместность | Ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) | тОрты ворОта каталОг досУг кУхонный |
2. Подвижность | Ударение перемещается с одного слога на другой | стенА – стЕну- стенАм |
3. Вариантность | В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах. | твОрог -творОг кАмбала – камбалА одноврЕменно - одновремЕнно |
4.Профессионализмы | Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли | прикУс (общее употребление) – прИкус (медиц.) кОмпас (общ.) – компАс (морской термин) |
5. Омографы | Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл | ЗАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть. |
Ученые подсчитали, что большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако, оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами.[11] Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому в сложной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю. Также я предлагаю использовать обучающие карточки (приложение 2), заучивать небольшие стихотворения «запоминалки» (приложение 3). Все это поможет лучше запомнить орфоэпические нормы и подготовиться к ВПР.
Изучая, данную тему я пришла к выводу, что орфоэпия – очень сложная тема школьного курса русского языка. Для того чтобы, мы меньше допускали ошибок в произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы, чаще работать с орфоэпическим словарем. В нашем удивительном русском языке ударение необычное, оно разноместное и подвижное. В одних словах фиксировано на определенном слоге, в других меняет свое место. Проанализировав задания ВПР за 2018 год, я пришла к выводу, что орфоэпия – важная ступенька к успеху в выполнении этой работы, и подготовку необходимо начинать с начала обучения.
2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы.
В начале исследования мне стало интересно, а соблюдают ли мои одноклассники орфоэпические нормы ударения и какие ошибки допускают? Для решения данного вопроса мной была разработана анкета (Приложение 1). Изучив задания ВПР 2018 года, мной были выбраны 15 слов из разных частей речи: 6 существительных, 2 прилагательных, 2 глагола, 2 причастия, 1 деепричастие и 2 наречия. Учащимся 4- а класса (19 человек) было предложено расставить ударение. В результате анкетирования я получила следующие данные:
№ | Слова | Выполнено, верно | Ударение поставлено неверно |
1 | Каталог | 15 | 4 |
2 | Свекла | 7 | 12 |
3 | Торты | 6 | 13 |
4 | Алфавит | 17 | 2 |
5 | Столяр | 16 | 3 |
6 | Квартал | 17 | 2 |
7 | Кухонный | 13 | 6 |
8 | Красивее | 7 | 12 |
9 | Повторим | 15 | 4 |
10 | Звонят | 9 | 10 |
11 | Занятый | 13 | 6 |
12 | Согнутый | 7 | 12 |
13 | Поняв | 14 | 5 |
14 | Надолго | 15 | 4 |
15 | Издавна | 10 | 9 |
ИТОГО: | 181 | 104 |
181:285 (15х19)х100 = 63,5 % выполнения работы.
Наибольшее количество ошибок было допущено в словах: тОрты (68%), свЁкла (63%), красИвее(63%) и звонЯт (53%).
Меньше всего затруднения вызвали следующие слова: алфавит(10%), квартал(10%), надолго (21%), повторим (21%), каталог(21%).
Меньше всего ошибок было допущено в таких частях речи, как существительное (34%), причастие (18%), прилагательное (18%). Наибольшее затруднение вызвали деепричастия.
В анкетировании участвовало 19 учащихся из 4-а класса.
Для изучения мнения учащихся о данной проблеме в анкете было предложено 7 вопросов.
Обработав результаты, я пришла к выводу, что 53 % учащихся выделяют в речи сверстников речевые ошибки, 12% лишь иногда замечают ошибки, 35% в речи сверстников орфоэпических ошибок не наблюдают.
А вот 70 % ребят считают, что правильной, образцовой речью обладают учителя, 56,6 % родители, и 3 % - друзья, телеведущие.
66,6% моих одноклассников задумывается о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове и 77 % уверенно ответили, что всегда и везде соблюдают правила постановки ударения в устной речи.
На вопрос « Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» утвердительно ответило 96%, иногда – 4 %.
Выводы:
Итак, проведенное мною исследование, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:
- отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;
- мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;
Проанализировав задания ВПР, я пришла к выводу, что знание орфоэпических норм языка, поможет мне успешно справиться со второй частью работы.
В будущем я планирую изучить причины появления орфоэпических ошибок в речи учащихся нашей школы.
На этапе исследования, я задумалась, а можно ли использовать карточки для запоминания постановки правильного ударения. Авторы учебников по русскому языку Л.М.Зеленина и Т.Е. Хохлова предлагают для успешного запоминания использовать яркую картинку. [7] Например:
ЗВОН Т
А слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемые слова и запомнить произношение этих слов (Приложение 2).
Для запоминания чего-то сложного нам часто предлагают зарифмовать фразу, которая легко запоминается. И в необходимой ситуации мы с легкостью такую фразу вспоминаем и используем. Я предлагаю для запоминания наиболее сложных слов, где чаще всего допускаются ошибки в произношении зарифмовать слова. Изучив огромные просторы интернет ресурсов, я нашла несколько «запоминалок», которые объединила в одну брошюру (Приложение3).
В ходе исследования все поставленные цели и задачи были достигнуты.
Заключение
Изучая данную тему, я узнала много нового и полезного для себя. Я поняла, что важным средством общения между людьми является их речь. С помощью слов люди узнают о последних событиях в мире, о новостях в городе, в школе и дома. Обмениваются мыслями, впечатлениями, получают различные знания. Говорить можно громко и тихо, быстро и медленно, можно менять тембр голоса, менять интонацию. Речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо правильно применять ударение в словах и высказываниях. Узнав столько интересного и полезного, теперь я стараюсь не допускать ошибок, не искажать слова, а правильно их произносить.
Я надеюсь, что эти знания пригодятся мне в жизни.
Список литературы
- Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 1998.
- Дунев А.И. Русский язык и Культура речи. - М., 2002.
- Лекант П.А. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1982.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. - М.: Просвещение,1989
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы /под ред. Р. И. Аванесова. -М., 1983.
- Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Тимофеев А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
- Толковый словарь русского языка /под ред. Д. Н. Ушакова. - М.,1995
- Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Стандарт, 2015
- Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. - Минск, 1986
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - М.: Просвещение, 1964.
Интернет - ресурсы
Приложение 1
Анкета
- Каталог
- Свекла
- Торты
- Алфавит
- Столяр
- Квартал
- Кухонный
- Красивее
- Повторим
- Звонят
- Занятый
- Согнутый
- Поняв
- Надолго
- Издавна
Нам очень важно ваше мнение…
- Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи? ____________________________________
- Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове?_____
- Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?______________
- Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи?__________________
- Где вы чаще соблюдаете правила постановки ударения?
А) в школе Б) дома В) на улице Г) везде
6. Кто для вас является образцом речевого поведения?
А) друзья Б) телеведущие В) родители Г) учителя Д) никто
7. Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?___________________
Спасибо за внимание.
Приложение 2
БУКЛЕТ «КАРТА УДАРЕНИЙ»
Приложение 3
БУКЛЕТ «ЗАПОМИНАЛКИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деление на слоги, определение количества слогов, постановка ударения.
Цели.Совершенствовать умение учащихся делить слова на слоги, определять ударный слог.Развивать познавательные, личностные, коммуникативные универсальные учебные действия.Воспитывать любовь к рус...
«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».
Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....
Деление на слоги, постановка ударения,определение гласного звука (1кл.)
Данная работа в помощь учителю для работы в добукварном периоде....
Мини проверочные работы по чтению ( деление на слоги, постановка ударения)1 класс
Данный материал позволяет за минимальное время проверить степень усвоения учебного материала по чтению (деление на слоги, постановка ударения)...
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
Таблица постановки ударения в словах
Таблица удобна при подготовке к ВПР в 4 классе...