Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема. Изменение глаголов по временам.

Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

Тема. Изменение глаголов по временам.

Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения.

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

Предметные: называть время, число глаголов; объяснять роль глаголов в предложении.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

 Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

 - О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

- Прочитайте предложения.

Кассир продал пассажиру билет на поезд.

Кассир продает пассажиру билет на поезд.

Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

- Чем похожи предложения? Чем они отличаются?

- Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола)

- Что изменяется у глагола? (Время)

-Время. Что это такое. Как вы понимаете? (Часы, сутки, минуты).

-Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это последовательность существования , продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.

- Какие пословицы о времени вы знаете? (Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) Одну из пословиц записать и разобрать.

-Как вы понимаете, дальше речь у нас пойдет не о простом времени, а о времени глагола.

- Что вы знаете о глаголе.

Игра. Если я называю глагол, то вы хлопаете, а если другую часть речи, то вы топаете.

«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

- В форме какого времени  употреблялись глаголы? (Глаголы употреблялись в форме прошедшего времени.)

_-Что  обозначают глаголы в форме прошедшего времени? (Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.

-Какие времена глагола вы ещё знаете?

- Что обозначают глаголы в форме  настоящего  времени?  Будущего  времени? (Действие, происходящее в момент речи,  после момента речи, отвечают на вопросы…). Примеры.

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов).

III. Работа по теме урока

  1. Работа по стихотворению

– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:

 

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

 

- О чём это стихотворение?  (Глаголы изменяются по временам)

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

- Выпишите из текста глаголы и определите время.

  1. Работа по учебнику

Упр. 146 (с.71)

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию).

- Найдите глаголы и расскажите о выделенных глаголах по предложенному плану.

- Выполните письменные задания.

3. Цифровой диктант

- Определите время глаголов. Цифрой 1 обозначьте глагол в прошедшем времени, цифрой 2 – в настоящем времени, цифрой 2 – глагол в будущем времени. Запиши только цифры.

Заболел, принесет, ухаживаем, соберем, читаю, поливали, радовались, танцуешь, подойдут привыкаете, напишем, взошло, подготовлюсь, растут, сочинили.

4. Работа в паре. Творческое задание.

1 – й ряд «цепочкой» один человек называет глагол в настоящем времени, а сосед – в прошедшем

2 – й ряд один ученик называет глагол в настоящем времени, а сосед – в будущем

3 – й ряд один ученик называет глагол в прошедшем времени, а второй – в будущем

  1. Физкультминутка

  1. Выборочный диктант.

- Прослушайте стихотворение. Выпишите глаголы в три столбика: в прошедшем, в настоящем и в будущем времени. Разберите по составу глаголы прошедшего времени.

СЕНОКОС

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

- На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

7. Творческая работа «Оживи текст»

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

1 ряд – использует только глаголы прошедшего времени 
2 ряд - использует только глаголы будущего времени 
3 ряд – использует только глаголы настоящего времени 

(Наступает  долгожданная  весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Деревья одеваются в листву. Прилетают  перелётные  птицы).

IV. Итог урока

  1. «Мозговой штурм»

- Сколько временных форм имеет глагол? 
- Что обозначают глаголы в настоящем времени, на какие вопросы отвечают? 
- Что обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают? 
- Что обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...