Конспект урока русского языка "Прописная и строчная буква «ь»." 1 класс УМК "Перспектива"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

План-конспект урока русского языка (1 класс)

Тема: Прописная и строчная буква "ь"

Цель: создание условий для формирования навыка письма прописной и строчной буквы "ь"

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать правила посадки при письме;

-знать правописание элементов  буквы"ь";

-уметь писать прописную и строчную букву "ь".

Личностные:

-проявлять интерес к новым знаниям;

-учиться адекватно оценивать свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_myagkogo_znaka.doc70 КБ
Office presentation icon izuchenie_myagkogo_znaka.ppt962.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 м

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ

Тема: «Правописная и строчная буква «ь».

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Ь».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать правила посадки и письма;

- знать правописание элементов буквы «ь»;

- уметь писать прописную и строчную букву «ь»;

- уметь соединять соединять строчную и прописную «ь» с другими буквами.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: рабочая пропись 1 класс, презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - стихотворение

1 мин

- Здравствуйте, меня зовут Юлия Андреевна, и сегодня урок, проведу у вас я. Присаживайтесь.

-В школе прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки - полочкой сложите.

Спинки прямо все держите.

На меня вы посмотрите,

И улыбки подарите!

- Ребята, почему на уроке письма нам нужно потрудиться?

- Приветствуют учителя.

- Слушают стихотворение.

- Потому что научиться писать это не просто, и чтобы получались красивые и правильные буквы нужно тренироваться и трудиться.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа.

2 мин

- С какой новой буквой вы познакомились на уроке чтения?

-Эта буква особенная. Напомните мне, в чем заключается её особенность

-Эта буква помощница, сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным, которые в ней нуждаются.

-В чем же заключается её помощь?

-Да, вместе с ней согласные читаются мягко.

-Сейчас на уроке мы научимся её писать .

-Вы готовы к этому?

- мягкий знак.

- Она не обозначает звука

- она смягчает согласный.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

словесный – беседа; стихотворение.

частично-поисковый  – выявление темы, цели.

наглядный – демонстрация;

практический – составление звуковой модели слова.

5 мин

-Откройте пропись на странице 30 (показ прописи на той странице, где надо открыть)

-В верхней части страницы найдите узор. Рассмотрите его.

-Ребята, так же узор есть на доске посмотрите на него(показ узора на доске)

-Что он вам напоминает?

-А мне он напоминает пружину.

-Посмотрите на стрелочку, что она означает?

-Возьмите в руки ручку. Обведите узор по направлению стрелочки, старайтесь вести линию аккуратно безотрывно.

-А теперь продолжим узор, добавим безотрывно маленькую петлю, а потом большую, отрываем ручку.(показываю продолжение узора на доске)

-Вот теперь наши пальчики готовы к работе.

Физминутка.

Чтобы эта буква получилась у вас красивая, нам надо подготовить к работе наши пальчики.

-Наше первое упражнение называется «Пальчики»

-Слушайте меня и повторяйте движения вместе со мной

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
( На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)

- предположения детей

- обводить нужно сверху вниз

-смотрят на показ учителя

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи, на основе того, что уже известно и усвоено учащимися.

IV. Открытие нового знания

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

Аналитико- синтетический – анализ элементов, букв, соединений;

практический – сбор букв из элементов, упражнение в прописи;

наглядный – показ буквы на доске; письмо в воздухе.

20 мин

-Посмотрите на доску (показ образца буквы «Ь»)

-Это мягкий знак давайте сосчитаем, сколько в нём элементов. Я обведу их, а вы глазками посчитайте.

-Так сколько же элементов вы насчитали

-Как называется первый элемент? (обвожу его)

-А этот элемент? (обвожу его)

-Малый овал.

-Посмотрите, как я напишу эту букву на доске

-ь - Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки. Введу короткую наклонную линию вниз до конца рабочей строки ,делаю малый полуовал, отрываю руку.

-А теперь я напишу эту букву под счёт

-ь - 1-и-2

-Берем ручку в руки, напишем эту букву в воздухе подсчёт вместе со мной(3 раза)

-Найдите образец этой буквы верхнем правом углу прописи, аккуратно обведите по контуру, по направлению стрелочки.

-Ручку на локоток ,кто закончил работу.

-А теперь найдите образец этой буквы на строке под узором.

-Приступайте к работе, обведите образец. Продолжайте работу самостоятельно до конца строки.(не забывать следить за посадкой, наклоном тетради)

-Полюбуйтесь своей работой. Подчеркните самую красивую букву.

-Старайтесь, чтобы дальше на уроке у вас всё получалась также красиво.

2.Письмо слов с новой буквой

-А теперь научимся писать слова с новой буквой

-Посмотрите на доску ,прочитайте первое слово(демонстрация слова лось)

-А это схема данного слова(демонстрация схемы слова)

-Посчитайте количество букв в слове. Сколько их?

-Посчитаем количество звуков в схеме. Сколько их?

-Почему же так: букв 4,а звуков ?

-Эта схема незавершена нам надо исправить это. Каким цветом мы раскрасим место первого звука?

-Докажем, почему так?

-Возьмите карандаш синего цвета и раскрасьте место звука «Л»

-А каким цветом раскрасить место последнего звука

-А почему?

-Берите зелёный карандаш ,раскрасьте место звука «С»

-Найдите это слово в прописи на следующей строке, рядом с образцом аккуратно напишите один раз

-Руку на локоток, кто закончил работу

-Прочитайте второе слово(демонстрация слова соль)

-Как вы думаете, подойдет ли эта схема к слову соль?

-Давайте проверим, сколько букв в этом слове?

-А звуков?

-Почему так: букв 4,а звуков 3?

 -Какой первый звук у нас? Твёрдый или мягкий?

-А последний звук какой?

-Какой же сделан вывод?

-Найдите это слово в прописи запишите рядом с образцом один раз

-Попробуйте придумать свои слова, которые подходили бы к этой схеме

-Отложите ручки нам пора отдохнуть

Смотрят образец

-1-и-2

-2

-короткая наклонная

-овал

Смотрят образец

- прописывают букву в воздухе

-выполняют задание

-4

-3

-мягкий знак не обозначает

звука

- синим

-л-твердый

- зеленого

- с-мягкий

-соль

-да

-4

-3

- мягкий знак не означает звука

-с-твёрдый

- л-мягкий

- схема подходит

- конь, рысь

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод - прием:

словесный – беседа.

1 мин

- Давайте закрепим.

- Какую букву вы научились писать?

- Для чего нужна заглавная буква?

- мягкий знак

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод - прием: словесный – слово учителя;

практический – упражнение на листочках, составление слова.

4 мин

- На стр 30 найдите пустую строчку, сейчас я буду диктовать вам буквы, а вы должны их записать в одну.

- Строчная «о», прописная «М», строчная «л», прописная «Т», строчная «а», строчная «т», строчная «н», строчная «с».

- Теперь составить одно слово из этих букв и запишите его ниже.

- Проверьте себя по эталону.

- Пишут под диктант буквы.

- Составляют слово.

- Проверяют по эталону.

Р: осуществление итогового контроля.

Р: проверка по эталону.

VII. Включение в систему знаний

Метод - прием: словесный – беседа, слово учителя;

Практический – составление звуковых моделей к словам.

4 мин

-Посмотрите, к нам в гости пожаловал любопытный вопросик .И как всегда у него есть для нас задания

-Он хочет, чтобы мы прочитали эти слова, объяснили их значения, а потом, добавили к ним мягкий знак и понаблюдали, что произойдет с этими словами

-Кто зачитает первое слов?(мел)

-Где вы видели мел?(в школе)

-Для чего он нужен?(писать)

-Добавим к этому слову мягкий знак

-Какое слово получилось? (мель)

-Что такое мель? (мелкое место на реке)

-Возьмите ручку, найдите такое слово в прописи на нижней строке и добавьте мягкий знак

-Кто прочитает второе слово?(хор)

-Что такое хор?

-Добавим к этому слову мягкий знак

-Какое слово получилось?(хорь)

-Что такое хорь?(это Хорек)

-Возьмите ручку, найдите такое слово в прописи на нижней строке и добавьте мягкий знак

-Кто прочитает третье слово?(мол)

-Что оно значит?

-Добавим к этому слову мягкий знак

-Какое слово получилось?(моль)

-Что такое моль?(это насекомое)

-Возьмите ручку, найдите такое слово в прописи на нижней строке и добавьте мягкий знак

-Какую же роль выполняет мягкий знак в этих словах?

-мел

-в школе

-писать

-мель

-мелкое место на реке

-хор

- это группа людей, которые совместно поют

-хорь

-это хорек

-мол

- сооружение для защиты акватории порта

-моль

-насекомое

- смягчает, образует новые слова

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

VIII. Рефлексия деятельности

Метод - прием:

словесный – беседа, слово учителя.

практический – закрашивание буквы.

3 мин

- Наш урок подходит к концу. И нужно подводить итоги.

- Какая цель была сегодня на уроке?

 - А мы ее достигли?

 - Что мы еще сегодня делали?

 -Чему научились?

 -Возьмите красные, зеленые и желтые карандаши.

 -Если вам было хорошо, интересно и все получалось на уроке, то возьмите зеленый карандаш, если было не очень интересно и не все понятно, то желтый, ну, а если было совсем трудно, то красный.

-Спасибо за работу. До свидания!

- Оцениваю свою деятельность на уроке.

- прощаются с учителем.

Р: оценка результатов работы.

П: рефлексия способов, условий действия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Письмо строчной буквы И" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Письмо строчной буквы И" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока письма на тему "Строчная буква с" 1 класс

Конспект урока письма на тему  "Строчная буква с" 1 класс...

Технологическая карта урока Русского языка «Письмо строчной буквы х» (1 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления обучающихся о письме строчной буквы х; совершенствование навыка письма слогов и слов с буквой х.Задачи урокаДидак...