Открытый урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ Министерство образования РБ
Отдел образования муниципального района Благовещенский район РБ
МОБУ СОШ с.Б.Поляна
Открытый урок русского языка
Класс: 3.
Учитель: Рогалева Л.В.
2012-2013 уч.год
6 декабря
Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Цель: систематизация знаний правил о правописании корня.
Задачи: подвести учащихся к выводу о способе проверки слов с непроизносимыми согласными;
формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными, подбирать однокоренные слова;
развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; обогащать словарный запас.
Воспитывать аккуратность, любовь к родине.
Корректировать внимание.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска (презентация), карточки с заданиями, таблицы по чистописанию, кружочки красного и зеленого цвета, карточки со словами, газета «Панорама».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, ребята и гости! Урок русского языка. Записываем число, классная работа.
Русский язык очень богат,
Многому научит он ребят.
Будем на уроке серьёзно изучать
Русский язык, конечно же, на …5!
Девиз нашего урока: /хором/ У нас всё получится! (слайд 1)
2. Чистописание
- Начинаем урок с минутки чистописания. По таблицам. №38
По То
Погода
- Что можете сказать о слове, которое написали?
- Это словарное слово.
-Составьте предложение с этим словом.
(В Республике Башкортостан наступила холодная погода. На улице хорошая погода. И т.д.), а у нас прекрасное настроение и мы продолжаем работать.
3. Актуализация знаний.
- У нас в классе заблудились слова, распределим их на 2 группы: безударные гласные в корне и парные согласные ( на доске прикреплены карточки: безуд. гл. и парн. согл.), ( на перевернутых карточках развешены слова: зима, снеговик, кривая, дубки, травка, пробежка, сердце) Ищет 3 ряд, по очереди выходят и объясняют, 1 и 2 ряды в это время на карточках вставляют пропущенные буквы в эти же слова. ( Когда все слова вывешены, 1 и 2 ряд сверяются)
- Вспомним правило для проверки слов в первом столбике?
Вспомним правило для проверки слов во втором столбике
- 4. Выявление места и причины затруднения.
-Какое слово лишнее? Что можете о нем сказать? ( сердце – есть звук, который не произносится, но пишется.)
-Как назовем этот звук ?
-Непроизносимый согласный. Если он не произносится, значит, возникнет проблема написания слов с такими согласными. Сформулируйте цель нашего урока: (научиться проверять слова с непроизносимыми согласными). Да, например, в таких словах, как праздник, солнце, здравствуй, честный и др. (слайд 2)
А как вы думаете, почему звук становится непроизносимым?
-Потому что в некоторых словах сразу пишутся несколько согласных букв рядом: ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН (слайд 3), а произносить столько звуков трудно, поэтому они упрощаются.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
-Давайте продумаем пути, шаги, алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. ( сам-но, потом – слайд)
Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо: (слайд 4)
1) произнести слово;
2) проверить, есть ли в слове “хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;
3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т], [н] произносятся отчётливо:
4) сравнить проверяемое и проверочное слово.
6. Реализация построенного проекта
А) Прочитать правило вслух хором в учебнике с.125.
Б) Составить пословицу (сразу оценить), записать на доске и в тетради, объяснить смысл, воспитательный момент, подчеркнуть непроизносимые согласные:
приносит, тот, другим, кто, Счастлив, счастье. (слайд 5)
(Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)= (Делай добро другим – примерно такой долгое время был девиз нашей районной газеты «Панорама". Он звучал так: «Спешите делать добро»(слайд 6), показать газету + реклама
Физминутка для глаз
7. Первичное закрепление во внешней речи
А) - упр.295 на доске с комментированием
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону: (карточки №2 у всех : Образуй от существительных прилагательные, например, грусть -грустный)
радость –
ненастье –
честь –
- Поменяйтесь карточками с соседом, проверьте по образцу (слайд 7), поставьте отметку, как за словарь. Поднимите руку, у кого 5….. и 4….
9. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, любите ли вы зиму? Почему? ( о зимних видах спорта, воспитательный момент) и просто потому, что природа очень красивая! (слайд со словами и портретом А.Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…») Найти слова с непроизн. согл, Подберите проверочные слова
10. Рефлексия учебной деятельности.
- а)-Итак, ребята, урок заканчивается, кому сегодня была не совсем понятна тема урока, поднимите красный квадратик.
Зеленый – кому все было ясно…
- б) – Возьмите карточки №3. Перед вами лист самооценки. Прочитайте предложения и напротив того пункта, который вы выполнили поставьте цифру 1, потом посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок и поставьте себе отметку в большой квадрат рядом.
Лист самооценки | ||
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. | ||
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. | ||
Внимательно слушал учителя, одноклассников. | ||
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. | ||
Аккуратно вел записи в тетради. |
в) Д/з – упр.297, прав. с 125, по желанию взять доп. зад. на карточках. (на столе)
г) Оценивание с комментированием.
Итог -Мои пожелания: (слайд 8 )
Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!
( Если будет время – найти слова с непроизносимыми согласными)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100
"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
презентация к уроку русского языка 2 класс . Тема "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива"...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Проверочная работа по русскому языку, 3 класс, тема "Правописание слов с парным согласным"
Слова с парным согласным по звонкости - глухости в корне слова...