Упражнения для развития речи
методическая разработка по русскому языку

Фатеева Оксана Михайловна

 Методическая разработка содержит комплекс упражнений, игр и заданий для формирования умения у младших школьников использовать средства выразительности речи при создании творческих работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

У большинства учащихся начальной школы наблюдаются трудности с подбором и использованием изобразительно-выразительных средств, лексический запас довольно скуден. Для формирования умения подбирать и применять в своей устной и письменной речи определенные средства выразительности языка, было принято решение разработать комплекс упражнений, систему приемов и игр, которые, при постоянном, регулярном использовании на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения помогут учителю решить данную задачу.

При разработке приемов и упражнений были учтены методические рекомендации М. Р. Львова:

  1. Одно из главных требований к данному виду упражнений- создание ситуаций, вызывающих у учащихся потребности письменного или устного высказывания.
  2. Наличие необходимого для создания высказывания содержания и материала. Чем материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
  3. Необходимо «вооружить» высказывание выразительными средствами языка, создать хорошую речевую среду.

В основу разработанных заданий была взята классификация приемов работы над изобразительными средствами языка, предложенная также  М. Р. Львовым:

  1. Обнаружение в тексте образных слов.
  2. Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем.
  3. Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя.
  4. Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении.
  5. Обработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.
  6. Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т п.

В течение двух месяцев на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения, при работе над художественными произведениями применялись следующие типы упражнения:

  1. Работа над словом:

-словарная работа: работа со словарями синонимов, антонимов и толковым словарем.

-примеры упражнений с синонимами:

а) предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных»  слова. Задание состоит в том, чтобы выделить эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Конфликтное слово «спит». Кроме того, предложен фразеологизм «глаз не сводит».

б) подбор синонимов к данному слову. Даются слова: смешной, работать, метель. Задание- подобрать синонимический ряд.

в) замена синонима в предложении. К примеру: Я читаю интересную (увлекательную, захватывающую) книгу. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся). В текст поочередно включаются разные синонимы и определяется различие значений этих слов.

г) выбор необходимого из двух-трех данных слов. Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. Обосновать свое решение.

  -примеры упражнений с антонимами:

а) обнаружение антонимов в тексте: Ученье-свет, неученье-тьма.

б) подбор антонимов к данным словам: вверх-…, тьма-…, холодный-…, уходить-… .

в) составление предложений с антонимами, а точнее с парами антонимов.

г) продолжить предложение с антонимами: В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике-… . (тепло, спокойно, морозно). Слабым ученикам можно предложить ряд слов для выбора, более сильным- выбрать самостоятельно или воспользоваться словарем.

д) подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб-….(черствый хлеб), свежий ветер-…(теплый ветер), свежая газета-…(старая газета), свежие яблоки-…(сушеные яблоки); старый дом-…(новый дом), старый человек-…(молодой человек). Это упражнение может применятся и при работе с многозначными словами.

-объяснение лексического значения слова:

Соотнести слово и лексическое значение. Например:

жить некоторое время в гостях-      (гостить, трудолюбивый,

 человек, любящий трудиться-               жизнерадостный)

Подобрать лексическое значение для данных слов.

Садовод- …(специалист по садоводству)

Перчатки- …..(предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев).

- исправление ошибок словоупотребления.

-работа с эпитетами, сравнениями, олицетворениями:

а) обнаружение эпитетов, сравнений в тексте.

б) подбор эпитетов, сравнений, олицетворений подходящих данному слову:

лес-…(зеленеющий, шумный, могучий, дремучий, словно терем расписной).

солнце- …..(смеется, прячется).

в) игра «Что мне принадлежит?»

Даны слова:

облака-……

береза-…..

ручей-….

Необходимо выбрать к данным словам подходящие эпитеты, олицетворения и сравнения из имеющихся : плывут, пышная, бежит, раскидистая, прохладный, пушистые, прозрачный, нарядилась, словно вата, мягкие.

  1. Работа со словосочетаниями.

а) выделить словосочетание в предложении. Установить связь между словами при помощи вопросов.

б) коррекция согласования и управления в словосочетаниях: золотой осень (золотая осень), проливная дождь (проливной дождь).

в) составление самостоятельных словосочетаний: подобрать эпитет или олицетворение к данному слову: волосы (какие?)-….(золотые), смех (какой?)-……. (звонкий); луна (что делает?)-…..(смотрит, грустит), луна (какая?)-…( одинокая, печальная).

г) работа над лексическим значением слов, встретившихся в тексте словосочетаний.

д) составление словосочетаний с новыми словами, с эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами.

е) замена фразеологизмов, пословиц и поговорок словосочетанием.

3. Работа с предложениями:

а) исправление и корректировка готового предложения.

б) дополнение или распространение готовых предложений средствами выразительности речи: Луна светит. (одинокая, печальная, над заснеженным полем, плывет над рекой, смотрит из-за облака).

в) исправить, заменить, вставить слово в данном предложении:

На полянке (зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается) травка.

г) составление один раз в неделю нескольких предложений, связанных с наблюдениями в природе.

д) составление предложения по типу (модели) данного.

е) составление предложений с использованием заданных слов.

ж) обсуждение недочетов в построении предложений.

з) замена поговорки предложением.

и) подбор пропущенного слова в пословице: Дело ….  (мастера) боится. Труд кормит, а ……(лень)  портит.

к) создание небольшого текста по заданной пословице.

Все эти упражнения, а так же приемы работы по развитию речи, предложенные академиком Львовым, применялись в работе на уроках русского языка и литературного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию речи

Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе....

Сборник упражнений по развитию речи

Методическая разработка для учителей начальных классов...

Открытый урок по изобразительной деятельности "Осенний вернисаж" (натюрморт c осенними листьями) с элементами игровых упражнений по развитию речи

В данном конспекте отражена работа по обучению детей новой технике рисования  и развитию связной речи детей....

Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...

Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы

Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....