Упражнения для развития речи
методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка содержит комплекс упражнений, игр и заданий для формирования умения у младших школьников использовать средства выразительности речи при создании творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
У большинства учащихся начальной школы наблюдаются трудности с подбором и использованием изобразительно-выразительных средств, лексический запас довольно скуден. Для формирования умения подбирать и применять в своей устной и письменной речи определенные средства выразительности языка, было принято решение разработать комплекс упражнений, систему приемов и игр, которые, при постоянном, регулярном использовании на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения помогут учителю решить данную задачу.
При разработке приемов и упражнений были учтены методические рекомендации М. Р. Львова:
- Одно из главных требований к данному виду упражнений- создание ситуаций, вызывающих у учащихся потребности письменного или устного высказывания.
- Наличие необходимого для создания высказывания содержания и материала. Чем материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
- Необходимо «вооружить» высказывание выразительными средствами языка, создать хорошую речевую среду.
В основу разработанных заданий была взята классификация приемов работы над изобразительными средствами языка, предложенная также М. Р. Львовым:
- Обнаружение в тексте образных слов.
- Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем.
- Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя.
- Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении.
- Обработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.
- Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т п.
В течение двух месяцев на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения, при работе над художественными произведениями применялись следующие типы упражнения:
- Работа над словом:
-словарная работа: работа со словарями синонимов, антонимов и толковым словарем.
-примеры упражнений с синонимами:
а) предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы выделить эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Конфликтное слово «спит». Кроме того, предложен фразеологизм «глаз не сводит».
б) подбор синонимов к данному слову. Даются слова: смешной, работать, метель. Задание- подобрать синонимический ряд.
в) замена синонима в предложении. К примеру: Я читаю интересную (увлекательную, захватывающую) книгу. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся). В текст поочередно включаются разные синонимы и определяется различие значений этих слов.
г) выбор необходимого из двух-трех данных слов. Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. Обосновать свое решение.
-примеры упражнений с антонимами:
а) обнаружение антонимов в тексте: Ученье-свет, неученье-тьма.
б) подбор антонимов к данным словам: вверх-…, тьма-…, холодный-…, уходить-… .
в) составление предложений с антонимами, а точнее с парами антонимов.
г) продолжить предложение с антонимами: В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике-… . (тепло, спокойно, морозно). Слабым ученикам можно предложить ряд слов для выбора, более сильным- выбрать самостоятельно или воспользоваться словарем.
д) подбор антонимов к многозначным словам:
свежий хлеб-….(черствый хлеб), свежий ветер-…(теплый ветер), свежая газета-…(старая газета), свежие яблоки-…(сушеные яблоки); старый дом-…(новый дом), старый человек-…(молодой человек). Это упражнение может применятся и при работе с многозначными словами.
-объяснение лексического значения слова:
Соотнести слово и лексическое значение. Например:
жить некоторое время в гостях- (гостить, трудолюбивый,
человек, любящий трудиться- жизнерадостный)
Подобрать лексическое значение для данных слов.
Садовод- …(специалист по садоводству)
Перчатки- …..(предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев).
- исправление ошибок словоупотребления.
-работа с эпитетами, сравнениями, олицетворениями:
а) обнаружение эпитетов, сравнений в тексте.
б) подбор эпитетов, сравнений, олицетворений подходящих данному слову:
лес-…(зеленеющий, шумный, могучий, дремучий, словно терем расписной).
солнце- …..(смеется, прячется).
в) игра «Что мне принадлежит?»
Даны слова:
облака-……
береза-…..
ручей-….
Необходимо выбрать к данным словам подходящие эпитеты, олицетворения и сравнения из имеющихся : плывут, пышная, бежит, раскидистая, прохладный, пушистые, прозрачный, нарядилась, словно вата, мягкие.
- Работа со словосочетаниями.
а) выделить словосочетание в предложении. Установить связь между словами при помощи вопросов.
б) коррекция согласования и управления в словосочетаниях: золотой осень (золотая осень), проливная дождь (проливной дождь).
в) составление самостоятельных словосочетаний: подобрать эпитет или олицетворение к данному слову: волосы (какие?)-….(золотые), смех (какой?)-……. (звонкий); луна (что делает?)-…..(смотрит, грустит), луна (какая?)-…( одинокая, печальная).
г) работа над лексическим значением слов, встретившихся в тексте словосочетаний.
д) составление словосочетаний с новыми словами, с эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами.
е) замена фразеологизмов, пословиц и поговорок словосочетанием.
3. Работа с предложениями:
а) исправление и корректировка готового предложения.
б) дополнение или распространение готовых предложений средствами выразительности речи: Луна светит. (одинокая, печальная, над заснеженным полем, плывет над рекой, смотрит из-за облака).
в) исправить, заменить, вставить слово в данном предложении:
На полянке (зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается) травка.
г) составление один раз в неделю нескольких предложений, связанных с наблюдениями в природе.
д) составление предложения по типу (модели) данного.
е) составление предложений с использованием заданных слов.
ж) обсуждение недочетов в построении предложений.
з) замена поговорки предложением.
и) подбор пропущенного слова в пословице: Дело …. (мастера) боится. Труд кормит, а ……(лень) портит.
к) создание небольшого текста по заданной пословице.
Все эти упражнения, а так же приемы работы по развитию речи, предложенные академиком Львовым, применялись в работе на уроках русского языка и литературного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по развитию речи
Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе....
Сборник упражнений по развитию речи
Методическая разработка для учителей начальных классов...
Открытый урок по изобразительной деятельности "Осенний вернисаж" (натюрморт c осенними листьями) с элементами игровых упражнений по развитию речи
В данном конспекте отражена работа по обучению детей новой технике рисования и развитию связной речи детей....
Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...
Упражнения для развития речи учащихся начальной школы
Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...
игры и упражнения для развития речи
логопедические игры....
Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы
Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....