Упражнения для развития речи учащихся начальной школы
методическая разработка по русскому языку на тему
Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального образования.
Что же является главным источником развития речи учащихся? Исследуя литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что речь учащихся совершенствуется с помощью упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития речи учащихся начальной школы
Конопельцева Ирина Петровна,
учитель начальных классов МАОУ Луговской СОШ
Тюменской области Тюменского района
Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального образования.
Что же является главным источником развития речи учащихся? Исследуя литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что речь учащихся совершенствуется с помощью упражнений. Я задумалась, какого же рода должны быть эти упражнения?
Несомненно, эти упражнения должны быть самостоятельными, систематическими и взаимосвязанными. Они должны выполняться как устно, так и письменно.
Безусловно, основной базой для упражнений служат уроки литературы и русского языка.
Все упражнения, используемые на уроках педагогами, можно распределить на 4 группы:
- упражнения, направленные на воспитание звуковой культуры речи;
- упражнения, направленные на расширение словарного запаса;
- упражнения, направленные на формирование фразовой речи;
- упражнения, направленные на совершенствование речевого общения.
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, артикуляционные зарядки.
Развитие фонематического слуха достигается с помощью разнообразных дидактических игр, таких как «Поймай звук», «Найди слово с определённым звуком» и др.
Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, а наиболее распространенный прием – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. На уроках дети знакомятся с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы точно и правильно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся понять, как образуются слова. Ведь известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса, но вклад этих элементов неодинаков. В урок необходимо включать упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственники слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: текст «Заяц и Лосёнок».
- Слушай, лосёнок, ты Лось или Лосиха?
- Я, Заяц и сам не знаю. Вот если рога к весне вырастут – значит я Лось, а если не вырастут – я лосиха. Приходи летом, разберемся.
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отводится работе с синонимами и антонимами. Делается это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. При работе с синонимами используются следующие упражнения:
1. Соедини слова в пары: метель, рубеж, граница, вьюга.
2. Запиши слова в порядке уменьшения качеств: маленький, небольшой, крохотный.
3. Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употреблять: пунцовый, кумачовый – флаг, мак.
4. Поменяй глаголы местами: тихо реветь – как белуга плакать; слегка трепетать – от страха робеть.
Интерес школьников к слову, стремление обогатить свой словарный запас развиваются в том случае, если возникает и растет потребность в понимании слова, его многозначности. Выполняя упражнение «Составьте пары слов» со словом, учащиеся параллельно объясняют значение слов:
идет – человек, снег, письмо, весна.
Далее можно рассмотреть фразеологические обороты: повесить нос, водить за нос, зарубить себе на носу.
Понимание того, что каждое слово имеет свое значение, что употребление слова зависит от целей высказывания, стиля речи, развивает у школьников потребность внимательно относиться к слову, узнавать новые слова. Однако, нужно помнить, что словарная работа на уроке является вспомогательным звеном, и не должна заслонять главного – анализа содержания произведения. Поэтому объяснение слов должно быть кратким, экономичным. Объяснением значения слов работа над ними не завершается. Нужно помочь детям усвоить трудные слова закрепить их. Для этого на уроках литературного чтения и русского языка учащимся предлагаются различные задания:
1).Составить предложения со словами морозец, впопыхах, юркий, вожак и т.д.
2). Образовать другие части речи от слов: почтенный, тихо, диво.
3). Подобрать однокоренные слова к словам: смиренный, стряслась, понеслась, смотритель.
4). Заменить данные слова близкими по смыслу: юркий, ретиво, потеха, вразумит, смекает.
Следующее направление развития речи учащихся – формирование коммуникативной функции речи, развитие фразовой речи.
Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий, как восстановление деформированных предложений и оставление предложений из заданных слов. Задания по составлению предложений являются прекрасным подготовительным упражнением к собственному сочинительству. Сочинение – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей. Весь окружающий мир ребенка должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во время экскурсий. Все это, как и содержательные эмоциональные рассказы учителя, создает радостную атмосферу познания. Создание учителем на уроке ситуаций делового общения, в процессе познания, опыт устных высказываний станут надежной опорой над развитием письменной речи. Одним из основных видов работы является пересказ, который может быть:
а) дословный, близкий к тексту – пересказ предложениями текста (описание утра, времен года);
б) подробный, своими словами – самостоятельно составленные предложения (сказка, рассказы из жизни детей);
в) краткий – вопросы не к предложениям текста, а к узловым мыслям текста (микротемам);
г) творческий пересказ:
- закончить текст по началу,
- придумать начало к концу,
- пересказ текста, как будто ты был главным героем, изменив его содержание, где хочешь,
- при обобщающих уроках - конкурс лучших пересказов на указанную тему,
упражнения в описании наблюдаемых натуральных предметов (описание зверей, угадать, кто или что это), составление рассказов по собственным наблюдениям (экскурсии) как средство развития.
Также на уроках литературного чтения важную роль играют рисунки. Ушинский говорил, что дети – отчаянные рисовальщики, они с удовольствием берутся рисовать, когда их об этом попросить. По детским рисункам можно судить в какой-то мере, конечно, о степени понимания детьми содержания, об их творческом воображении. Виды работ с детскими рисунками:
1. Выделение главной мысли произведения. Нарисовать то, что считается лавным. При проверке выбрать несколько рисунков, обсудить, прийти к главному выводу.
2. Выборочное чтение по рисунку. Ученик зачитывает тот отрывок, к которому нарисовал картинку.
3. Обмен рисунками. Найти нужный отрывок. Зачитать.
4. Пересказ текста по рисункам.
5. Составление плана рассказа (подготовка диафильма к тексту). Отметить границы текстов – кадров (разбить текст на части, устно передать их содержание, кадры подписать).
6. Проведение викторины «Из какого это произведения?» (на обобщающих уроках).
Рисование к текстам, особенно повествующим о природе, является своего рода подготовкой к письму сочинений. Рисуя, ученик самостоятельно подбирает нужные цвета краски, думает над содержанием, приобретает навыки рисования.
На уроках русского языка данная работа продолжается и реализуется через следующие виды заданий:
1). Творческие работы – сочинение по картине, описание картин. Выполнение таких заданий требует от учащихся точного подбора слов, выражений, а также активизирует словарный запас, сосредотачивает внимание, развивает наблюдательность.
2. Составление словесных портретов своих товарищей. Описание должно быть таким, чтобы можно было узнать, о ком идёт речь.
3. Творческие работы с элементами творчества – словарная разминка, ребусы, окончание рифмованной строчки, ответ на загадку, объяснение правила написания, соединения элементов, корректирование текста, подбор слов-синонимов, определений.
Систематическое наблюдение над систематикой, выразительными возможностями языка, использование образных средств дает возможность развивать у детей наблюдательность, формировать образное мышление, оттачивать поэтическое чутье. С этой целью учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «сравнение», «эпитет», «метафора», «олицетворение». В итоге школьники приходят к мысли, что метафоры и другие образные средства языка придают речи исключительную выразительность.
Одним из существенных путей решения проблемы речевого развития для меня является театральная студия «Теневой театр». Дело в том, что занятия театральной студии проходят в очень раскрепощенной атмосфере. Детям предлагается проигрывание различных ситуаций, где каждому учащемуся хочется принять участие, затем дети с таким же интересом анализируют эти ситуации. Данные занятия дают возможность неожиданно расположиться на лесной полянке, пойти в зоопарк. Побывать на телепередаче «в гостях у сказки», оказаться на улице старинного города, выступить в роли сказочных героев, устроить конкурс чистоговорок или скороговорок. На занятиях театральной студии уделяется большое внимание развитию выразительности речи. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и пополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация, поэтому детей нужно учить выбору нужной интонации. Вот некоторые упражнения:
1). Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ласку), вырази удивление, огорчение.
2). Прочитай текст с различной интонацией. Дети стараются уловить именно ту интонацию, которую использует учитель, а потом копируют её. Важно обратить внимание детей на то, что вносит интонация в значение всего предложения.
3). Прочитай вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое подчёркнуто. Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?
- Сегодня будет сильный дождь?
- Сегодня будет сильный дождь?
- Сегодня будет сильный дождь?
- Сегодня будет сильный дождь?
Занятия театральной студии «теневой театр» помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Дети с большой артистичностью справляются с предложенными заданиями, ролями, и это доставляет удовольствие и приносит удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы
Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...
Овладение письменной речью учащимися начальной школы
Обучение изложению и сочинению направлено на усвоение учащимися определённой системы действий....
Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"
Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....
Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы
Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....