Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности
| 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке русского языка. Присаживайтесь. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. |
| Л: самоопределение
|
II. Актуализация и мотивация Практический (словарная работа)
Словесный (беседа)
Практический (работа в карточке)
| 4 мин
2 мин
2 мин | Откройте тетради. Запишите число, классная работа. – Словарная работа. Вызывается 1 ученик - писать у доски. Аппетит, грамм, килограмм, бассейн, коллекция, коллектив, аккуратный, антенна, троллейбус. "5" - 0 ошибок "4" - 1 ошибка "3" - 2 ошибки - Какую часть речи мы сейчас изучаем? - Что вы мне можете рассказать о глаголе?
А теперь проверим ваши знания. Возьмите карточки на краю парты. Определите время глагола Напишет, знает, лает, обманет, гулял, найдет, идёт, рисовал, читал Давайте проверим. У1 читает глаголы б.в., У2 читает глаголы н.в., У3-глаголы п.в. - В каком времени можно определить род глагола? Возьмите карточки на краю парты. определить род глагола светило, молчал, помогала, кричал, работала, звучало, играла, учил, стояло Проверка по слайду.
|
(глагол) - Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета. б.в. | н.в. | п.в.
| напишет | лает | читал
| найдет | знает | рисовал
| обманет | идёт | гулял
|
(пр.в.)
м.р. | ж.р. | ср.р.
| молчал | работала | звучало
| кричал | помогала
| светило | учил | играла
| стояло |
|
ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков ПЛ: синтез – составление целого из частей. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
III. Постановка учебной задачи Словесный (беседа, фронтальный опрос) | 2 мин | -Прочитайте на доске загадку и отгадайте ее. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. -Правильно. А теперь ответьте на вопросы : какой частью речи являются слова лает, кусает, пускает? - Что стоит перед этими словами?
- Будет ли НЕ предлогом?
- Догадались ли вы, какая будет тема нашего урока? - Правильно. - Сформулируйте цель. |
(Замок.). Глагол
(Это глаголы. Перед глаголами стоит не) ( Нет,перед глаголами никогда не стоят предлоги) (не с глаголами)
Познакомиться с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами. Познакомить с глаголами- исключениями | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
|
IV. Открытие нового знания Словесный (беседа)
Работа с правилом
Словесный (беседа)
Работа с учебником
| 2 мин
3 мин
5 мин | А теперь, давайте послушаем профессора Самоварова. - Что нового вы узнали о частице НЕ ?
Все верно. - Внимательно послушайте сказку. Сказка. «Сила любви». Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может. Ребята, на доске представлены слова Волить, навидеть, годовать, взлюбить, здоровится, доумевать. -Скажите, пожалуйста, вам знакомы эти глаголы? Можно так говорить? -Как же нам исправить ошибку? Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать. Да, правильно. Бывают исключения. А сейчас выполним упражнение 159. К доске вызывается 1 человек. Глаголы подчеркиваем. Запишите пословицы, вставляя частицу не и объясните их смысл. | Частица не придает словам отрицательное значение. Частица не с глаголами пишется раздельно.
(Нет, таких глаголов нет в русском языке.) (Приписать к глаголам не, записать не с глаголами слитно.) | Р: саморегуляция.
ПО: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО: структурирование знаний.
ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
Работа в парах
Практический (работа в карточке) Самопроверка
| 3 мин | Поработаем в парах Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками. Кто не работает,
| не дружит.
| С ложью правда
| и рыбку из пруда.
| Без труда не вытащишь
| не делает.
| Лень добра
| тот не ест.
|
Назвать глаголы с частицей не. Обменяйтесь карточками и проверьте со слайдом. |
Кто не работает,
| тот не ест.
| С ложью правда
| не дружит.
| Без труда не вытащишь
| и рыбку из пруда.
| Лень добра
| не делает.
|
| ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. |
Динамическая пауза | 2 мин | Если вы слышите глаголы с частицей не - вы встаете, если слышите другую часть речи - сидите. Не любит, некрасивый, не кричи, неделя, не делал, неваляшка. |
|
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (упражнение)
Языковой анализ (морфологический, орфографический)
| 5 мин
5 мин | Упражнение 160. Запиши загадки, обведите глаголы с частицей не в овал. Взаимопроверка. поменяетесь тетрадями, исправьте карандашом ошибки На доске появляются верно выполненное упражнение
Упражнение 161. Письмо по памяти. Определите признаки глагола и имен существительных.
Коллективная проверка. | 1. В огороде Тит стоит, ничего не говорит, сам с грядок не берёт и воронам не даёт. (Пугало) 2. Не шагают, а ходят. (Часы) 3. На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака) 4. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)
Выполняют упражнение. | ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний
Работа в группах. Практический (упражнение)
| 5 мин | Тест 1.НЕ – это... 2 Не с глаголами пишется... 3 Выбери раздельное написание. - (Не) веста
- (Не) навидел
- (Не) ждёт
| Тест 1.НЕ – это... 2 Не с глаголами пишется... 3 Выбери раздельное написание. (Не) ждёт | ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков.
Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный (беседа, опрос)
Наглядный (демонстрация) | 3 мин | -Итак, ребята, скажите. -Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели? -Что новое для себя открыл каждый из вас? - «Я сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….» - Спасибо за урок. |
Познакомиться с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами. Познакомить с глаголами- исключениями. Да | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |