I. Этап самоопределения к деятельности Метод: словесный Приём: беседа, подводящий диалог | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики. У нас сегодня необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие, в страну Глаголию, но сначала мы попросим слов существительных отправиться вместе с нами. | - приветствуют учителя; - присаживаются; - слушают; | Л: самоопределение; Л.: формирование мотивации к обучению;
|
II. Актуализация знаний и мотивация
Метод: словесный, практический
Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение сущ-х по заданию | 4 мин | Ребята, чтобы отправится нам в страну Глаголию нам нужно вспомнить очень важные для нас правила. Что такое имя существительное? -Приведите примеры имен существительных. -Как изменяются имена существительные? -Сколько чисел имеет имя существительное? Приведите примеры.
-Какие три рода имен существительных вы знаете?
Приведите примеры. Молодцы, ребята! Чтобы нам продолжить наше путешествию в страну Глаголию, нам нужно хорошо писать! Поэтому открываем свои тетради, записываем число и классная работа. Минутка чистописания Я, о, ф. Окно, фантазер, ягода. -К какой части речи относятся эти слова? Почему так решили? -Укажите род имен существительных. Одушевленные или неодушевленные? Молодцы, ребята!
Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз- Красный нос». Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи- Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои… Идет- по деревьям шагает, Трещит по замерзшей воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… -Давайте выпишем пары слов о ком или о чем говорится в стихах и что о них говорится.
-Назовите имена существительные и подчеркните одной чертой. -Что говорится о солнце?
-Поставьте вопрос от слова солнце к слову играет? -Какой частью речи является слово играет? Кто знает?
-Слова, которые отвечают на вопрос что делает? в русском языке называют глаголами и в предложениях подчеркиваются двумя чертами.
| - слушают задание; - имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? - кошка, стул, стол, машина и т.д; - 2 числа (ед.ч и мн.ч); - арбуз – арбузы и т.д; - мужской, женский и средний роды; - приводят примеры;
- слушают учителя;
- красиво пишут;
- относятся к имени сущ-му, потому что отвечают на вопросы Кто? Что? - указывают род; - окно, ягода – неодуш; - фантазер – одуш; - читают отрывок произведения;
- Не ветер бушует, побежали ручьи, мороз – воевода обходит, идет, шагает, трещит, солнце играет; - подчеркивают имена сущ-ые; - солнце играет; - солнце (что делает?) играет; - предположение учащихся; - слушают учителя;
|
П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Р: принимать и сохраняют учебную задачу
|
III. Постановка учебной задачи Метод: словесный, частично-поисковый, практический Приём: беседа | 4 мин | - Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами поговорим? - Какая тема урока будет? - Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? | - о новой части речи глагол; - Глагол, как часть речи; - познакомится с новой частью речи глагол, уметь находить глаголы в предложении; | Р: целеполагание, как постановка учебной задачи. П: самостоятельное выделение и постановка цели |
IV. Открытие нового знания Метод: словесный, частично-поисковый | 11 мин | Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить. Глагол, Он действовать привык. Необходим он- вот в чем соль. Я говорю ему: -Глаголь. Откройте учебник на странице 69. Прочитайте правило сначала про себя. Кто прочитает всему классу это правило? А теперь кто попробует сам рассказать нам это правило?
А теперь зная правило мы выполним упражнение 520. Что нужно сделать в этом упражнении?
Проверяем по эталону! Сейчас выполним упражнение 521 Что нужно сделать в данном упражнении?
Что нужно сделать чтобы найти глагол? Как нужно подчеркивать глаголы? А теперь проверяем!
Молодцы! Сейчас немного с вами отдохнем! | - слушают учителя;
- читают правило про себя;
- ученик читает;
- ученик рассказывает;
- надо написать предложение, дополнив его подходящими по смыслу глаголами и подчеркнуть глаголы двумя чертами;
- проверяют упражнение;
- прочитать, найти глаголы;
- 1. Поставить к слову вопрос, 2. Определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета или действие предмета;
- двумя чертами;
- отдыхают, выполняют физминутку; | П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: структурирование знаний
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
V. Первичное закрепление во внешней речи Метод: словесный, практический Приём: беседа, подводящий диалог | 5 мин | Сейчас в ПАРАХ вы выполните задания на листочках! К данным словам подберите подходящие слова, отвечающие на вопросы Что делает? Что делают? В пустом окошке напишите свое предложение. Мороз ___________________ | Девочка __________________ | Машина _________________ | Малыш__________________ | Учитель _________________ | Ребята __________________ | ? ____________________ | ?_________________________ |
А теперь, давайте проверим! Выполним упражнение 524. Что нужно сделать в данном упражнении?
А теперь выполняйте внимательно упражнение. Проверяем!
У кого-то возникли трудности? | - выполняют работу;
- работают в парах на дополнительных карточках;
- проверяют; - слушают учителя;
- прочитать вставить пропущенные буквы, разобрать предложения по членам, обозначить какой частью речи выражено сказуемое;
- выполняют упражнение;
- нет; | П: структурирование знаний К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Метод: словесный, практический
Приём: беседа | 5 мин | Сейчас вы выполните самостоятельно упражнение 527.
Что нужно вам будет сделать в данном упражнении? Проверяем! Молодцы! | - слушают учителя;
- отгадать загадку, подчеркнуть орфограмму, подчеркнуть глаголы; | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
VII. Включение в систему знаний
Метод: словесный, практический
Приём: беседа | 8 мин | - С какой новой частью речи познакомились на уроке? -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? -На какие вопросы может отвечать глагол? Что без меня предметы? Лишь названия. А я приеду- И всё в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. | - глагол; - глагол обозначает действие предмета; - что делать? Что сделать?
| Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
Метод: словесный
Приём: беседа | 3 мин | Давайте запишем домашнее задание: страница 71 упражнение 526 Наш урок подошёл к концу.
В чём испытывали затруднение? Ребята, мы достигли цели урока? За что вы можете себя похвалить? Дети называют те слова, которые они могут использовать на сегодняшнем уроке Сегодня на уроке я научился … было интересно… было трудно… Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое (показываю солнышко). А у вас? Спасибо за урок!
| - запись д.з - ответы детей; - предположение детей; - за усердную и старательную работу, за работу в парах и самостоятельно; - дети улыбаются. | Р: анализировать собственную работу. |