Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "Работа со словом".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Дубовская Елена Николаевна

Данное мероприятие проводилось  на Неделе русского языка между учащимися 4"А" и 4"Б" классов. Ребята показали умения работать с разными словарями для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

 «Работа со словом».4 класс

Ход мероприятия:

(Столы в классе расположены для групповой работы. Класс разбит на 4 группы.)

Учитель.Вот уже третий год мы с вами работаем в проекте «Словари 21века».Многое вы узнали о словарях за эти 3 года, многое узнали  о словах, о русском языке.

-Скажите, а почему мы так много внимания уделяем этой теме?

- Действительно, русский язык один из богатейших языков мира. Недаром К.Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык!» Сегодня мы постараемся доказать слова  классика на деле.

Всё на свете из чего-нибудь состоит:  облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев . Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла -  «смыслиночку».

- Назовите эти «кирпичики», эти значимые части слова.

(Дети называют части слова – корень, приставку, суффикс, окончание)

1) Составьте слова из предложенных  частей (части слов напечатаны на карточках и лежат в 4 конвертах для каждой команды). Это могут быть прилагательные, глаголы и существительные. Предупреждаем, что должно меняться слово, а не его форма.

Приставки: пере-, за-, про-.

Корень: -бег-

Суффиксы: -ок-, -ун-, -л-, -а-

Окончание: -ый, -а, -у, нулевое

Возможные варианты слов:

 Перебегал(а), забегал(а), пробегал(а), бегу или бегал(а)-

 бегун, бегунок, забег, пробег, беглый.

2)Шарады. Пока жюри подводит итоги , мы разгадаем шарады.( В жюри могут быть приглашены родители)

Что это такое, вы сейчас сами объясните . А поможет вам ваш универсальный словарик. Отправляйтесь в оглавление. Ждём первого, кто найдёт объяснение. (читают)

«Универсальный словарь школьника 21 века». Стр.118

Шарады на слайдах. Читает ведущий, команда отгадывает. Если члены другой команды догадались, то поднять руку. В случае, если не ответит та команда, которой адресован вопрос, можно заработать балл. (Выбор шарад на усмотрение учителя)

3).Чудесные слова. Слово таит в себе много загадочного – это и смысл, и особые признаки.

А вот вам  пример, когда слово не имеет смысла, а признаки его как части речи остались. И по этим признакам вы легко определите, какими частями речи являются выделенные слова в стихотворении.

Варкалось. Хливкие шорьки

пырялись по наве.

И хрюкатали зелюки,

Как  мюмзики в мове.

(презентация) Команды пишут на листочках.

4). Иностранные слова

В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.

Правит ими государь… 
По прозванию Словарь.

Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

И среди своих законных
Слов в отечестве рождённых,
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых
Через горы и моря.

Как и русский народ, русский язык очень гостеприимный, поэтому в нём много слов пришедших к нам из иностранных языков.

-Найдите в универсальных словариках  2 слова иностранного происхождения. Вспомните, как узнать о происхождении слова из словарной статьи . Вам помогут условные знаки. (В словарной статье стоит синий значок И) .

Слова ищут все члены команды, но  записывает и зачитывает толкование капитан. По одному слову  следующей команде .Жюри учтёт грамотность написания. Даём 2 минуты.

А наши, исконно русские слова? Неужели можно про них забыть?

Простые, знакомые. А иной раз вдруг мы видим их как бы  с другой стороны.

Делают с ними это чудо – фразеологизмы, устойчивые словосочетания.

Вспомним некоторые из них .Дополни фразеологизм и объясни значение.(коллективно командам по 2 фразы не оценивая)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Совать нос…   Не успел глазом….    Как сквозь…..   Набрать в рот….   Яблоку негде…. Выйти сухим….Пальчики….Бросать деньги….

5.Договорите фразу. (Каждой команде по 1 стихотворению)

Дружнее этих двух ребят            

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой... (не разольёшь)

Товарищ твой просит  украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу)

Мы исходили городок

Буквально вдоль и... (поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле... (волочили ноги)

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ... (кто по дрова)

Пожалуй, слушать их не станут:  

От этой песни уши...(вянут)

Пока жюри оценивает работу, проведём физкультминутку.

-Физминутка

                 Покажите часть тела

1) Его задирают, зазнаваясь. 
2) Не цветы, а вянут.
3) Ими машут, как мельница.
4) Он длинный и без костей.
5) Ими щелкают от голода.
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.
8) С них сбиваются, когда что-то ищут.

6. Послушайте небольшой рассказ Незнайки и попробуйте выписать из него как можно больше фразеологизмов и устойчивых словосочетаний.

Я проснулся ни свет ни заряНа душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши,тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Выписывают на листки все члены команды, потом отбирают нужное.

6)Составь верно фразеологизм.

 Словосочетания заблудились. Верни их на место.

( В конвертах полоски с предложениями. На столах ножницы, клей, лист А4)

У каждой команды  по 6 полосок.

Подсказка – разрезать карточки надо после слова КАК, затем составить верный фразеологизм. Наклейте их на лист. Сдайте жюри. Время – 3мин.

Дождь  лил как снег на голову.

 Дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал все переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он всегда врёт как по маслу.

 Во дворе Димка был как свои пять пальцев.

ПОКА  ЖЮРИ  ПОДВОДИТ  ИТОГИ –

7) Капитаны впереди.

На листке транскрипции слов. Но ведь вы знаете  о чудесах нашего языка. Слова могут звучать одинаково, но пишутся часто по-разному. Обозначают разные понятия и даже являются разными частями речи. Итак, капитаны должны догадаться,  сколько слов здесь написано.

[плач’]    [грип]    [п’эч’]   [ прут] ------8 слов

Плач – сущ., плачь – глаг., грипп – болезнь, гриб – в лесу, печь – сущ., печь – глаг., прут –из дерева, пруд –водоём.

Подведение итогов жюри.

Вернёмся к словам Паустовского.

Убедились ли вы в правоте его слов?

 А теперь оценим свою работу.

И помогут нам в этом снова фразеологизмы.

Слайд в презентации.

Дорогой друг! Ты  сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работал. Ты не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Ты заслужил первое место, поэтому я решила наградить тебя ценными подарками. Вот неполный перечень призов: телевизор, компьютер, магнитофон, видеокамера, автомобиль BMW и другие подарки, любезно предоставленные фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

Объявление победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов"

Мероприятие  « Путешествие в мир слов»  является итоговым в начальной школе и проводится в 4 классе. Оно предлагает детям заочно отправиться в путешествие  и закрепить ранее полу...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классах на тему "Работа над морфемным составом слова" (суффиксы)

В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов. неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемно...

Новогодний калейдоскоп слов. Внеклассное мероприятие по русскому языку. 1 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 1 классе.Провела: Снигирёва Ирина Викторовна.Тема: Новогодний калейдоскоп слов.Цели: заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-го класса "Слова,слова,слова..."

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-го класса "Слова,слова,слова..."...

Внеклассное мероприятие по русскому языку" Волшебные слова"

Внеклассное мероприятие по русскому языку" Волшебные слова"...