Технологическая карта урока по русскому языку. Для 3 класса. по теме "Глагол"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Бабичева Ирина Ивановна

Технологическая карта по русскому языку

для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_zakreplenie_glagol.docx149.4 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

Деятельность учителя и учащихся

1. Этап мотивации. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Добрый день, ребята. Рада вас видеть всех на уроке русского языка. Сегодняшний урок посвящен закреплению и обобщению полученных знаний

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которые помогут нашему уроку быть успешным…(внимание, старание, память, умение слушать и слышать, хорошо себя вести и т.д.)

                   Прием «Нужные качества»

- Я желаю вам на уроке быть внимательными, активными, старательными и показать все знания и умения, которые вы крепко накрепко запомнили, и что еще нам надо отрабатывать.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала;

Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по родам

- Ребята, послушайте слова и выполните мое задание: Они, она, оно. (дети затрудняются)

- почему не выполняете? (не поняли )

-почему? Какая часть речи использовалась? (местоимения, а они не называют, а указывают на предмет). Что можете сказать про эти местоимения? (личные, множественное число, единственное число, 3 лицо, род)

-Какого местоимения не хватает? (он)

( по ходу ответов детей на доске вывешиваются местоимения он, она, оно.)

- определите род каждого местоимения.

- Хорошо! Тогда я заменю местоимения: тетради, ручка, число

— Вы поняли, что я хотела сказать? (Нет, не совсем.)

- Почему? (назвали только предметы, но не сказали что делать)

-какая часть речи использовалась? (существительное)

Соотнесите существительное с местоимением. Определите род. ( тетрадь-она, ж.р., рчка – она, ж.р, число- оно-ср.р)

- Тогда я добавлю: Откройте, возьмите, запишите.

- А теперь вы меня поняли? (Да). Объедините все слова в предложение.

-что вам надо сделать? (открыть тетради, взять ручки и записать число.). выполните.

— Что объединяет слова, которые мы добавили? (Все слова являются глаголами)

_Как вы отличили глаголы от других частей речи??( отвечают на вопросы Что делайте? Что сделали?; обозначает действие предмета)

— Предположите тему нашего урока. (. Часть речи глагол)

( учитель заполняет ментальную карту. Появляется запись глагол)

— Да, верно. Проговорите еще раз: как отличим глагол от других частей речи ? ( по признакам)

(2 запись: грамматические признаки, морфологические признаки, синтаксические признаки)

- Какие признаки глагола вы знаете? (Обозначает действие предмета, глагольные вопросы)

- каким членом предложения чаще бывает? (сказуемым)

(3 запись: действие, ?, сказуемое)

-Верно ребята, а сейчас прослушайте историю и скажите, о чем она?

Аня и Петя получили письмо от их давнего друга По. По жил в Германии и плохо говорил по- русски. В письме было написано: я завтра  прилетел к вам в гости. Встречайте!

Аня и Петя были в замешательстве и не знали что им делать.

- ребята, как вы думаете, почему?

(Ребята не поняли По. Слово завтра указывает на действие, которое будет, а глагол используется в прошедшем времени. Что достоверно?)

- что не умеет употреблять По в русской речи? (глаголы и время)

-А вы умеете ? как вы считаете? Зафиксируйте свой результат, в оценочной таблице. На начало урока.

Приложение 1.

- Что мы будем повторять сегодня на уроке? (время глаголов)

- Зачем? (Чтобы уметь правильно строить предложения и формулировать свои мысли)

 

3.Построение проекта выхода из затруднений

— Итак, мы сформулировали цель нашего урока. (Повторить и обобщить наши знания о  времени глагола, использовать знания на практике.)

- Что нам поможет организовать учебную деятельность по данной теме? (План.)
- Давайте составим план работы на урок.
1. Повторим и систематизируем то, что уже знаем.
2. Будем упражняться в применении изученных знаний.
3. Оценим свои достижения

4. Этап реализации построенного проекта

а) Этап обобщения затруднений во внешней речи.

в) Словарная работа.

 

г)Минипауза

-  какие временные формы глагола вы знаете?( прошедшее, будущее, настоящее время глагола)

(4 запись: настоящее, будущее , прошедшее время глагола)

-Чтобы определить е время глагола что мы должны знать и уметь? (вопросы, когда происходит действие)

(5 запись: ?, когда)

-какие отличительные черты времени глагола вы знаете? ( прошедшее время – суффикс л, будущее время- простые и сложные вопросы)

( 6 запись:  прошедшее время – суффикс л, будущее время- простые? и сложные ?)

- прочитайте группу слов: кричал,  запомнит, пишет, бежал, запоет, беречь, ждет.

- какое слово лишнее? (беречь)

-почему (беречь – это глагол неопределенной  формы)

Что значит неопределенная форма глагола? (нельзя определить время и число)

Что еще запишем в карту ? (н.ф)

(7 запись :н.ф)

- выпишите это глагол.

-Поставьте ударение (ударение падает на 2 слог)

-Какая орфограмма? (безударная гласная в корне слова)

- Как проверим? (приходят к выводу что это словарное слово)

- что означает слово Беречь?

  • 1. Содержать в целости, сохранности; хранить. 2. Не давать расходоваться чему-л. напрасно; осторожно, расчетливо тратить. [
  • 3. Заботливо оберегать, предохранять от чего-л. Беречь здоровье. 

Что нужно сделать чтобы правильно писать это слово? (запомнить)

- давайте подберем ему однокоренное слово, которое образованно с помощью приставки о и отвечает на вопрос Что делать? (оберегать)

- Запишите через запятую это слово.

- что еще объединяет эти два слова? (оба неопред. форма)

-Как вы отличите глаголы неопределенной формы от других глаголов?(Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?,.)

- какую отличительную особенность можно еще выделить? (окончания ть и ти).

-Какое правило  необходимо помнить о правописание глаголов неопределенной формы оканчивающиеся на чь? (пишется с ь)

( 8 запись: вопросы, ть, ти, ЧЬ!)

-Какие глаголы мы с вами повторили? (глаголы неопределенной формы)

- Поставьте эти глаголы в разные временные формы

Неопределенная форма

Будущее время

Настоящее время

Прошедшее время

беречь

берегу

берегла

оберегать

Буду оберегать

оберегаю

оберегала

- Составьте и запишите предложения используя эти глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.  Всего три предложения. (устно) . Запишите одно любое предложение в тетрадь.

- вернемся к нашим местоимениям.  Измени глагол беречь так, чтобы подходили по смыслу к местоимениям. И запиши.

Она-берегла

Он- берег

Оно- берегло

- что еще мы можем сказать об этих глаголах? (изменяются по  родам)

- все ли глаголы изменяются по родам (нет, только в прошедшем времени)

-Докажите!. Возьмите глагол бережет и измените его по родам.

(Он-бережет, она- бережет, оно- бережет. Местоимение меняется , а глагол нет. Значит, глаголы в настоящем времени, по родам не изменяется)-

- Глагол сбережет какого времени? (будущего)

-Измените, глагол сбережет по родам.  (Он-сбережет, она- сбережет, оно- сбережет. Местоимение меняется , а глагол нет. Значит, глаголы в настоящем времени,  по родам не изменяется)

- Как одним словом сказать он, она, оно. А вместе? (они)

- измените глагол так, чтобы подходил по смыслу к этому местоимению ( Берегли)

    - как еще изменяются глаголы ( по числам)

(9 запись : число, род)

- Все ли глаголы изменяются по числам? (Да )

- Докажите!

(10 запись- стрелочка от числа ко всем временным формам)

- как определить род у глаголов прошедшего времени ( по местоимению)

( 11 запись- существительное, род и стрелочка к прошедшему времени)

- Какие орфограммы вы знаете о глаголе прошедшего времени? (родовые окончания а,о)

(12 запись- окончания о, а)

физминутка

- молодцы ребята, мы повторили и обобщили знания о глаголе. Как вы думаете что я вам сейчас предложу? ( самостоятельную работу)

- Зачем? ( понять где есть личные затруднения)

-Выполните задания.

Выполнение пробного действия (самостоятельная работа №1) с фиксированием результатов в оценочную таблицу: ?/+ (Приложение1 ) по ходу самопроверки по образцу. (Приложение 2)

- какое было задание?

- сравните свой результат с образцом.

- зафиксируйте правильность выполнения задания в таблице.

-   кого есть ?.Какой вывод сделаете ? чем будете заниматься на уроке?

-  кого все +? Чем будете заниматься на уроке? (выполнять дополнительные задания)

Для тех у кого были выявлены ошибки: организация выполнения заданий для  осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе и формирования умения правильно определять время глагола.

1.Для тех, у кого все минусы ведется фронтальная работа с учителем по ментальной карте на доске.

2 для тех, у кого есть минусы  карточка №1.

 3.Для тех, у кого не выявлено ошибок: организация выполнения дополнительных заданий продуктивного и творческого уровня с помощью карточки дополнительные задания. Приложение №1

Организация обсуждения типовых затруднений; повторение формулировки способов действий, которые вызвали затруднения с   помощью вопросов:

- Какие ошибки вы корректировали?

- Какие правила, способы применяли?

- Удалось ли понять, как надо действовать, чтоб не допустить ошибку?

- Есть ли вопросы, требующие ответов?

- Что надо сделать, что проверить есть результат или нет? (Самостоятельную работу №2) (Приложение 4).

Проверка по образцу. (приложение 5)

Сравнение результатов с.р. №1 и с.р.№2 – выводы о результатах коррекционной деятельности.  

Учащиеся, выполнявшие дополнительные задания проводят самопроверку работы по предложенному образцу – выводы о результатах творческой деятельности. (Приложение 5)

Ребята, чем занимались сегодня на уроке?

5. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике

содействовать развитию умений работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать необходимую информацию

- Сформулируйте цель следующего этапа нашего урока ( обобщить и систематизировать знания о глаголе)

 

- По карте расскажите все что вы знаете о глаголе . Приложение 6

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Вернемся к оценочной таблице. Оцените каждый себя на конец урока.

Приложение 1 . Оценочная таблица.

Умеешь ли ты соотносить время и глагол?

Начало урока

Конец урока

Да/ нет

      да/нет

Самостоятельная работа  №1, приложение 1

Определите время глагола

результат

Светит

Моргала

Запоет

пробежал

Будет играть

молчит

Приложение 2 .  Образец для самопроверки.

Определите время глагола

Светит

Н.в

Моргала

Пр.в

Запоет

Буд.в

пробежал

Пр.в

Будет играть

Буд.в

молчит

Н.в

Приложение 3

Задания для коррекционной работы.

Карточка № 1.

Опираясь на карту, расскажи правило.

Карточка № 2.

  1. Прочитай правило.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09ae/0004ebad-9f446f23/hello_html_m680ee67e.jpg

  1. Опираясь на памятку определи время глаголов: заходит, проиграл, кушает, пробежит, потерял, думает, задумается.

Карточка № 3.

Дополнительное задание. Измени глаголы неопределенной формы по временам.

неопред.

форма

будущее

время

прошедшее

время

будущее

время

бегать

мешать

подумать

решать

идти

Приложение 4.

Самостоятельная работа №2. Фиксирование результатов

Определи время глаголов

Закончилось

Нравится

Вспомню

засверкало

проверяю

Приложение 5.Проверка по образцу.

Определи время глаголов

Закончилось

Пр.в

Нравится

Н.в

Вспомню

Б.в

засверкало

Пр.в

проверяю

Н.в

Приложение 5

неопред.

форма

будущее

время

прошедшее

время

настоящее

время

бегать

Буду бегать

Бегал

Бегаю

мешать

Буду мешать

Мешал

Мешаю

подумать

подумаю

Подумал

думаю

решать

Буду решать

Решал

решаю

идти

Буду идти

шел

иду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс

УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС

Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные  универсальные учебные действия. Подробно разьяснена деятельность учителя и деятел...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС

Класс:  2 «Б» классПредмет:  Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог....

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...