Русский язык "Окончание слова"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развивать умение находить окончания в словах;
- работать со словарем;
- различать формы слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Окончание слова
Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развивать умение находить окончания в словах;
- работать со словарем;
- различать формы слов.
Направленные на достижение личностных результатов:
- будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка;
- научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Материалы для учащихся:
- учебник;
- рабочая тетрадь.
Материалы для учителя:
- учебник;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво!
-Прозвенел уже звонок, начинается урок!
-Прочитайте пословицу, которая записана на доске.
«Делу- время, потехе- час»
- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха- веселье, развлечение..)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему своё время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений)
-Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом)
- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!
II. Актуализация знаний
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»
III. Минутка чистописания
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
- Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»
1. Словарный диктант
Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетради, проверка, самооценка)
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
- Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.
- Сформулируйте тему урока
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 148 (с. 82).
(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)
- Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.
- Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)
Упр. 149 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Работа со словами из словаря
- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.
- Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?
- Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)
- Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.
- Запомните написание этих слов.
Материал для учителя
Ужин
Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.
С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».
Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.
VI. Физкультминутка
-Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 150 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами.
— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.
— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.)
Упр. 151 (с. 83).
— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— Что нового вы узнали о словах в русском языке?
— Составьте предложение с любым из данных слов.
— Какие части речи не имеют окончаний?
VIII. Рефлексия
— Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок. (Делу время, потехе- час)
Задание: Спишите выделите в словах пословицы окончание.
Проверка с доской
- Кто сделал так же как я? Если вы выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя хорошей отметкой.
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
— Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 152 (с. 83).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Технологическая карта урока по русскому языку «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Технологическая карта урока в формате ФГОС...
презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"
в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...