Русский язык "Окончание слова"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Джаббарова Наргиз Али кызы

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. развивать умение находить окончания в словах;
  2. работать со словарем;
  3. различать формы слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окончание слова

Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.

Учебные задачи:

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. развивать умение находить окончания в словах;
  2. работать со словарем;
  3. различать формы слов.

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
  2. получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка;
  3. научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Материалы для учащихся:

  1. учебник;
  2. рабочая тетрадь.

Материалы для учителя:

  1. учебник;
  2. презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Встали ровненько, красиво!

-Прозвенел уже звонок, начинается урок!

-Прочитайте пословицу, которая записана на доске.

«Делу- время, потехе- час»

- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха- веселье, развлечение..)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему своё время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений)

-Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом)

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

II. Актуализация знаний

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

III. Минутка чистописания

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

- Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»

1. Словарный диктант

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетради, проверка, самооценка)

IV. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка.)

Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.

- Сформулируйте тему урока

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

- Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

- Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

- Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

- Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)

Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

- Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Ужин

Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.

С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».

Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

VI. Физкультминутка

-Если вы услышите слово с окончанием А, то приседаете, а если с другим окончанием, то хлопнете в ладоши. (леса, росу, лиса, осина, ветры, мамой, ворона)

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 150 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами.

— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.)

Упр. 151 (с. 83).

— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

— Как можно озаглавить этот текст?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте текст.

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».

— Что нового вы узнали о словах в русском языке?

— Составьте предложение с любым из данных слов.

— Какие части речи не имеют окончаний?

VIII. Рефлексия

— Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок. (Делу время, потехе- час)

Задание: Спишите выделите в словах пословицы окончание.

Проверка с доской

- Кто сделал так же как я?  Если вы выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя хорошей отметкой.

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

— Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Домашнее задание

Упр. 152 (с. 83).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"

в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...