Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности." Конспект урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_po_teme_chislitelnoe.docx | 20.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_po_teme_chislitelnoe.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Создать условия для открытия нового знания учащимися;
- Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
- Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
- Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
- Развивать умение высказывать собственное мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
- Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
- Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.
Ход урока
Учитель:
- Встали возле своих парт, настроимся на положительную работу. Ну что ж, пожелаем друг другу хорошего настроения.
- Сегодня нам нужно многое успеть на уроке. Вам предстоит выступить в роли маленьких исследователей. Но сначала немного повторения.
В тетрадях запишем число, классная работа. В слове «тридцатое» пропущена орфограмма. Объясните выбор написания. (Орфограмма – непроизносимая согласная).
Какая орфограмма в слове «классная»?
- Молодцы. В слове «классная» – орфограмма – удв. согл.
- Прочитайте строки, записанные на доске:
Слайд 1
Час обеда прибл…жался.
Топ…т по дв…ру раздался.
Входят семь б…гатырей…
- Из какого произведения?
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина.
- Вставим пропущенные буквы, объясним выбор орфограммы, обозначим графически.
- Определите склонение и падеж имен сущ., разберите по составу глаголы.
Запишите в тетрадь эти строчки.
- Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем)
Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем)
Третье предложение?
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее. Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей), верно. Число 7. Это часть речи, о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – запишите в тетрадь тему урока и подчеркните.
Слайд 2
- Скажите, а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?
- Конечно, при записи числа.
Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику новой части речи.
Давайте подумаем, что называют эти слова?
Ответы детей: порядок при счете или количество предметов. Слайды 4,5
Работа с учебником на стр.110
Итак, мы поставили перед собой задачу – определить часть речи. Мы ее определили. А теперь попробуем сгруппировать слова
СЛАЙД № 4, 5
Вывод. Что обозначают числительные в 1-ом столбике? (Количество.
Как их назовём? (количественные)
. Что обозначают числительные в 2-ом столбике? (Порядок)
Как их назовём? (Порядковые)
Слайды 6, 7
Учебник стр.111
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Выпишите из словаря на стр.135 имена числительные
Упражнения
- Составьте предложение СЛАЙД № 8
- Запишите текст, вставляя пропущенные числительные Слайд 9
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. Наш кабинет расположен на ________этаже. В нашем классе _____________________________ученик____.
Скоро в ____________________классах пройдет выпускной бал.
3. Решите анаграмму СЛАЙД 10
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Древнерусские имена давались по порядку появления детей на свет.
Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей,
то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.
А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.
Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употреблены числительные.
СЛАЙДЫ № 11,12
Еще ребусы СЛАЙДЫ№ 13,14,15.
Итог. С какой частью речи познакомились?
Что можете о ней рассказать?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя числительное
Имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов, число или порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: Сколько?Который? два цветка три бабочки
Запиши в два столбика Сколько ? Который? Десять, п*тнадцатый, двадцать второй, в*семнадцать, один, п*тьдесят, сорок ш*стой, сотый, тридцать три.
Сколько? Который? десять в о семнадцать один п я тьдесят тридцать три п я тнадцатый двадцать второй сорок ш е стой сотый
ВОСЕМЬ ИГРУШЕК ПЯТЬ КУКОЛ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СКОЛЬКО?
ПОРЯДКОВЫЕ КОТОРЫЙ? первый вторая третья четвертая
Ребята, в, часов, субботу , в, одиннадцать, в , поход , отправились
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. Наш кабинет расположен на ________этаже. В нашем классе ученик. Скоро в ____________________классах пройдет выпускной бал.
Решите анаграмму ОД ПОИН В ЛЕВО НЕ ИН
Числительные в пословицах и поговорках. … раз отмерь – … раз отрежь. … в поле не воин. Не имей … рублей, а имей … друзей. … ум хорошо, а … лучше.
Числительные в пословицах и поговорках. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Один в поле не воин. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один ум хорошо, а два лучше.
ПРОЧИТАЙ И ЗАПИШИ с3ж по2л чи100тел
Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеенку
Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеенку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.
Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного....
Конспект урока по математике по теме «Урок- путешествие в космос. Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток».1 класс.
Цель урока: Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток.Задачи:Образовательные: Закрепить знания таблицы сложения с переходом через десяток.Закрепить знания однозначных и двузн...
Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы....
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
Урок изучения и первичного закрепления знаний 3 класс « Изменение имён существительных по числам»
Цель урока: - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного. Обучающие задачи: - учить учащихся...
Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать условия для открытия нового знания учащимися;О...
Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний
Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...