Сборник заданий к разделу "Состав слова"
учебно-методическое пособие по русскому языку
Дополнительные занимательные задания для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_sostav_slova.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Корень
Игра «Дерево слов»
Учитель предлагает картины с изображением деревьев.
У основания кроны написано одно из слов (например, вода, водить, гора, гореть, лес, рука, солнце, друг) необходимо на листочках дерева записать однокоренные слова (на каждом листке одно слово).
Например: вода – водянистый, водянка, водяной, водомер, водолаз, водовод, водоем, водоросль, водопровод, водопад, безводный, подводник, подводный, водник, приводнение, наводнение, обезводить, обводнить, водичка, наводнить, водица.
Побеждает тот, кто подберет больше однокоренных слов.
Игра «Найди жильцов»
Учащиеся получают задание найти и приписать жильцов одного из домов. На стол или доску ставятся карточки с рисунками (голубь, голубой квадрат, самолет, летний пейзаж). После выполнения задания ученики подходят и становятся около дома, жильцов которого они находили.
1) голубь, голубизна, голубика, голубоватый, голубчик, голубец;
2) летний, летать, налётчик, лётный, лета, летун, многолетник, однолетки.
Найдите слова одного корня и выпишите их отдельными группами.
Перемена, повар, бегун, решето, решение, прибежать, переваренный, приезжий, водянистый, отменный, водоплавающий, безводный, трудности, замена, решётка, затруднение, завод, наводнение, половодье, побег, плавать, угроза, вареники, беглый, выплавлять, наездница, трудиться, променять, разрешение, грозовой, труженица, пригрозить, плавучий, решительность, отвар, перебежка, сварить, поплавок, переброска, отмена, грозный, заварка, решетчатый, поездка, водник, трудовой, плыть, пловец, расплавить, расплываться.
Игра «Третье лишнее»
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, горевать;
Пот, потолок, потливый.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.
Найдите корень в словах.
Беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка.
Сгруппируйте слова с одинаковым корнем.
Белый, лететь, друг, побелеть, дружеский, лётчик, белизна, вылететь, подружиться.
Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.
Единица, единство, единственный, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.
Распределите слова по родственным корням.
Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.
Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водоём, водить, водитель, поводок, половодье, водяной, водовоз.
Можно ли назвать слова хитрый и хищник однокоренными?
Найдите общий корень в словах.
Пехота – опешить, наизусть – устный, след – последствия, пружина – упругий.
Определить смысловые различия между словами корейка-кореянка, китайка – китаянка.
Эстафета «Найди сорняк и вырви с корнем»
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;
Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;
Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Левый, слева, лев, налево, левая;
Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;
Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;
Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;
Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;
Стол, столик, столетие, настольный;
Полный, пополнение, половина, располнел;
Кривой, окриветь, скривиться, креветка;
Помешал, мешать, помехи, помещение.
Приставка
Игра «Кто больше?»
Образуйте новые слова при помощи приставок.
Шёл, брать, жарить, лететь, ползти, работать.
С данными словами запишите такие словосочетания, в которых прояснилось бы значение этих слов.
Предать – придать, пребывать – прибывать, преклоняться – приклоняться, притворить – претворить.
Игра «Добавь приставку»
Ведущий берёт плюшевого медвежонка. Дает в руки ученику и называет приставку. Ученик должен придумать слово с этой приставкой, которое показывает, что он может сделать с игрушкой. Например: от- -отнесу обратно, -пере – переложу в другое место, вы- - вынесу из комнаты и т.д.
Подберите слова с приставками, противоположными по смыслу.
Сложить, приплыть, прийти, присоединить, разобрать, застегнуть, рассредоточить, вывести, отвернуть, завязать, убежать, принести, убавить, закрыть, выиграть, уехать, завернуть, подойти, принести, отплыть, собрать.
Выделите приставки в словах.
Разобрать, соединиться, обозрение, изорвать, разбирать, предоставить, воспоминание, вспомнить, разочарование, зачарованный, взбегать.
Выпишите слова с двумя приставками.
Необозримый, бесстрастный, беспристрастный, безвыездно, передавать, пересдавать, соразмерный, примерный, растолковать, перераспределение, восклицать, израсходовать.
Игра «Четвертое лишнее»
Разведение, разлив, разность, разносчик.
Суффикс
Дополните словарики синонимов. Во всех словах, где возможно, выделите суффиксы.
Мама, мамочка, мамуля, маманечка, солнышко, ласточка, лапушка, зорюшка…
Любимая, дорогая, ласковая, добрая, заботливая, красивая, улыбчивая, сердечная, искристая, родная…
Составьте с данными словами 4-5 предложений, посвященных маме.
Игра «Строитель»
Образуйте («постройте») слова.
Человек, который играет
на пианино
на скрипке
на балалайке,
на гуслях
на трубе
на флейте
на гитаре
на баяне
Выделите суффиксы («кирпичики»), с помощью которых образовались новые слова.
С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в слова, различающиеся только окончанием? (Суффикс –ищ-.)
Назовите жителей Брянска, Курска, Минска, Смоленска, Тулы, Пензы, Пскова (брянцы, куряне, минчане, смоляне и смоленцы, туляки, пензенцы и пензяки, псковичи и псковитяне)
Что мешает образовать слова с суффиксом –ик или –ок от слов великан, гигант?
Что мешает образовать слова с суффиксом –ищ от слов карлик, гном, лилипут?
Игра «Кто больше»
Запишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Кто больше за 3 минуты?
На пути к Суффиксальному полю разрушился мостик через овраг. По одну сторону оврага остались суффиксы, по другую – слова. Восстановите мостик, присоединив суффиксы к словам.
-к, -ик, -онк, -ник, -чик, -еньк, -ищ.
Рука, путь, река, диван, огурец, заяц, летать, лесной, паркет.
Объедините слова в группы с одинаковым суффиксом.
Снежинка, соломинка, изюминка, осинка, корзинка, пылинка.
В каких словах –к- является суффиксом?
Собака, метка, пленка, плетка, находка, веки, рука, соседка, тарелка, разведка, ложка, ножка, розетка.
Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких?
В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)
А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга).
Окончание. Основа.
Графический диктант.
Если в слове есть окончание, то ставим +, если нет -.
Ведро, можно, стекло, хорошо, пальто, решето, ушло, нужно.
Игра «Невидимка»
Отыщите слова с «невидимками-морфемами» – нулевыми окончаниями.
Нет слов, сапог, друзей, блюдец, туч, лебедей, мальчиков, чернил, мыслей, денег, толку, помидоров, маслин.
Подчеркните формы слова идти, в которых основу составляет один звук.
Шла, шел, иду, шли, идем, идти.
Выпишите слова, в которых основа совпадает с корнем.
Степь, верхушка, берега, травка, скакали, скачок, пить, спеть, сны, заснуть, урок, вьется.
Что можно сказать о слове, если известно только его окончание?
…ут …ете
…ешь …ым
…ого ….ому
…ях …ями
…е
Соединительная морфема
Выпишите слова с несколькими соединительными морфемами. Обозначьте эти морфемы.
Нефтегазопровод, светотень, пылеводонепроницаемый, цветопередача, звукозаписывающий, стопятидесятилетие, паровозостроительный, времяисчисление, водогрязелечебница.
Из этих слов образуйте одно, сложное.
Ловить птиц, сам летает, сам варит, горький и соленый.
Разбор слова по составу
В приведенных предложениях найдите слова, придуманные авторами, разберите их по составу.
Ты не будешь учитель. Ты будешь отвечатель. (Э.Успенский)
…и пусть все видят, что ваши зубы…
Крупные и ровные, острые и частые,
Твердые, жемчужные, белые клыкастые,
Мраморные, крепкие, самые смехастые! (журнал «Трамвай»)
Говорили Вове:
- Вова,
Хоть немного съешь второго!
Вова встал,
Взглянув на рыбу,
Что поджарена была:
-Я напервился, спасибо!-
И пошел из-за стола. (М.Демьянов)
Игра «Шифровщики»
Объясните, что значат данные слова.
Универмаг, НГПУ, главбух, завуч.
Прослушайте стихотворение. Найдите слова, придуманные автором. Выпишите эти слова и предположите, из каких частей они состоят и как образованы.
Если вы, родители-
Ласкатели, хвалители,
Если вы, родители-
Прощатели, любители.
Если разрешатели,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы, родители-
Ворчатели, стыдители,
А если вы, родители-
Ругатели, сердители,
Гулять – неотпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто
Крокодители!
М.Шварц
С какой целью, по-вашему, автор придумал эти слова? Какие из них характеризуют положительные, а какие – отрицательные качества родителей?
Попробуйте догадаться, что обозначают детские слова:
Гудильник, копатка, колоток, тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк. (будильник, лопатка, молоток, пожарники, ручей, ногти на руках, белка, синяк).
Разберите по составу.
Лесистый, Полесье, леса, перелески, лесные, лесничество, лесок, лесник.
От слова ходить образуйте новые слова.
Графический диктант
Перелесок, мечтатель, корзина, перекресток, кружочек, носоглотка, фиолетовый, березовый, прадед, морозостойкий, пустовать, принести. Накормить, прикрыть, плодоносить.
Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
Владеть миром, любить мир, свято славить, милая людям.
Определите, к каким частям слова относятся рядом стоящие одинаковые буквы.
Оттолкнуть, колонна, стенной, ссора, поддержка, подделка, восстание, конный, оттепель, ссадина.
Выпишите слова, изобретённые детьми.
Вы и шишку польете? Чтобы выросли шишенята?
Папа, посмотри, какие вагонята хорошенькие!
Таня, ткнув пальцем в морщинки на лбу у отца, сказала: «Не хочу, чтоб у тебя были сердитки!»
Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
Сколько у нее дочек? Три? Ух, какая дочкастая мамаша!
Это палец не указательный, а грозительный!
Это рыбийжировая ложка?
Да не пил я еще чаю. Так, пивнул капельку.
Мама утки утьком идут! (К.Чуковский)
ИГРА «Горка» (работа в группах)
На доске и у каждого ученика табличка- кроссворд.
УЧИТЕЛЬ: В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех слов общим, указано, надо лишь найти конец. Ученики заполняют пустые клетки в своих табличках. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием. (Примерный материал:
Лыжи, лыжня, лыжник, лыжница;
Сани, санки, санный, саночки;
Гора, горка, горочка, гористый;
Зима, зимка, зимний, зимушка)
Одинаков ли морфологический состав слов завод (предприятие) и завод (у часов)?
Исправьте ошибки.
На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.
Моя старшая сестренка учится в университете.
Игра «Матрешка»
Приставку возьмите у слова раздуть.
Корень – у слова бором.
Окончание – у слова пень. (разбор)
Игра «Собери слово»
Составьте слова из «россыпи» морфем. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
О б р а з е ц. О, а, пере, к, цен — переоценка.
Под, к, а, готов, пере; ыгр, роз, ыш; им, не, ый, числ, ис; о, тельн, и, смотр, не, ость; за, ый, медл, не, тельн, и
Шарады
- Если взять корень из слова полагать, приставку – из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание – из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное)
- В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл)
- Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в слове перепрыгнул. Суффикс одинаковый со словом слышать. (Перелетать)
- Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)
Анаграммы
Поменяйте буквы местами, не изменив состав слова:
росинка – соринка
лосёнок – ослёнок
петлица – теплица
лапочка – палочка
пальтишко – платьишко
листок – столик – слиток
в(ы)ход – в(ы)дох
вывоз – вызов
покраска – раскопка
выбор – обрыв
перелом – перемол
ободрение – одобрение
лесовоз – солевоз
ледобур – ледоруб
Продолжите сказку по началу
- Жил-был маленький корень-ход-. Было ему очень грустно, потому что он чувствовал себя одиноким. Однажды отправился –ход- в далекое путешествие и пришел в неведомую страну Словообразование.
- Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень вдруг чудесным образом заговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова «выросли» из корня ХВАТ).
- Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-.У мели они дела завершать. А у глаголов работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело. (Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник заданий "Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики"
Данная разработка содержит сборник упражнений для формирования устных вычислительных навыков на уроках математики: дидактические игры, веселые задачи, задачи на логическое мышление, магические квадрат...
Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов
Представленные дидактические материалы «Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов» предназначены для организации самостоятельной работы и проверки учащихся 3-4 классов на уроках русского я...
Сборник заданий для работы с одарёнными детьми по развитию математических способностей
Современное общество требует современного подхода к образованию. В нашей школе систематически ведется работа с одаренными детьми, что позволяет образовательному учреждению идти в ногу со временем....
Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову
Сборник заданий по математике для 3 класса по Занкову...
Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...
Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками
Можно выделить следующую проблему: поиск и отбор средств: методов, приемов, заданий,- позволяющих формировать умение пользоваться справочными источниками.Рассмотрев данную проблему, мы выделили тему д...
Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову
Сборник заданий по математике для 4 класса по Занкову...