Исследовательский проект по русскому языку "Сладкая орфография"
проект по русскому языку (2 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский педагогический колледж»

Исследовательский проект

по русскому языку

«Сладкая орфография»

Автор:

Студентка 311 НК группы

Макеева Анастасия

Научный руководитель:

Сазонова Е.В.

Белгород 2018

        СОДЕРЖАНИЕ:        

Введение………………………………………………………………………Стр.3

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.  История появления конфетного фантика……………………………..Стр.4

1.2.  Разновидности орфограмм в русском языке ……………………........Стр.5

1.3.  Классификация названий конфет по орфограммам……………..........Стр.6

Глава 2. Практическая часть

2.1.  Анкетирование «Значение фантиков в повседневной жизни»…........Стр.7

2.2.  Эксперименты с конфетными фантиками…………………………….Стр.7

Заключение……………………………………………………………….......Стр.9

Приложение…………………………………………………………………Стр.10

Библиографический список………………………………………………..Стр.14

ВВЕДЕНИЕ

        Многие считают, что фантики и обертки от кондитерских изделий – это бесполезный мусор! Можно ли найти применение «бесполезному мусору» -  оберткам от конфет? Мы попытаемся это сделать!

         Учителя начальных классов нам рассказали о том, что основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. Но при чем здесь фантики от конфет?

         Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?

Проблема: обучающиеся начальной школы затрудняются в определении орфограмм.

Цель: выявить и изучить орфограммы русского языка на фантиках от конфет.

         Задачи: 

1.Изучить историю появления конфетного фантика.

2.Повторить разновидности орфограмм русского языка.

3.Проклассифицировать названия конфет по орфограммам.

4.Создать анкету для обучающихся начальной школы.

5.Провести анкетирование среди обучающихся начальной школы.

6.Провести с обучающимися эксперименты с фантиками от конфет.

7.Создать памятку для обучающихся по распознаванию орфограмм с помощью названий конфет.

8. Презентовать и защитить работу.

Объект исследования фантики от конфет.

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Гипотеза в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Методы исследования:

  • Справочно-информационный;
  • Наблюдение;
  • Поисковый;
  • Творческий поиск;
  • Анализ и систематизация.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История появления конфетного фантика

         Конфетные фантики - не просто яркие и цветные бумажки для оформления конфет. Можно заметить отголоски времени и знаковые события в жизни страны и народа, если внимательно проследить, как менялась упаковка,

         Довольно давно начали заворачивать конфеты в бумажные обертки. Первые обертки для конфет из фольги и бумаги появились в 1850 году. Этому способствовал великий американский изобретатель Томас Эдисон, а в 1872 году он придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.

         Возник вопрос: почему обертка для конфет называется фантиком и когда она вошла в употребление? Оказывается, что это польское слово fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог». Фантик — разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.

         Ещё при Петре I в России появились простенькие этикетки. Но до середины XIX в. конфеты в обертки не заворачивались. Конфеты раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, а брали их специальными щипчиками. Но зато шоколадные конфеты удостаивались разноцветной фольги: различным начинкам соответствовали свои цвета.

         На самых первых этикетках для конфет с декором обычно помимо фамилии производителя и названия изделия изображали фасад фабричного здания в обрамлении цветов, плодов и зеленых листьев. Эта манера - заключать изображение в медальон -  была позаимствована у домашних альбомов, которые были тогда в большой моде. А любование фабричной архитектурой – дань моде на все промышленное. К концу XIX в. сильно возросло число кондитерских производств, торговая реклама стала играть заметную роль, поэтому в малых формах промышленной графики появились имена выдающихся художников: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, братья Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. Но большинство их работ для оформления фантиков, к сожалению, утеряны.

         На протяжении 100 лет конфетные фантики были предметом интереса детей – их собирали, обменивали. Но существовали и «настоящие» коллекционеры этих бумажек. Лет 80 тому назад существовала шуточная игра в фанты, в нее играли и взрослые и дети. И все же фантик преимущественно остается частью детских игр, выполняя познавательную, просветительную задачу. Широко были распространены фантики с репродукциями известных картин, изображениями видов городов, географических карт. Шрифт, краски, орнамент привлекали взгляд. До наших дней дожил легендарный фантик «Мишка косолапый». Этот маленький шедевр – творческая переработка картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» - был создан в начале XX века графиком Мануилом Андреевым.

         Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи и  памятные даты русской истории. Рассматривая старинные прейскуранты, можно составить своеобразную тематическую подборку названий и декора фантиков: «Столичный шоколад», «Боярский», «Княжеский», «Царский»; «географические» названия – «Каштаны Капри», «Порт Артур», печенье «Ливадия», «исторические» — «Нельсон», «Бисмарк».

         «Товарищество А. И. Арикосов и сыновья», например, отметило юбилей отмены крепостного права карамелью «Освобождение крестьян» и шоколадом «Юбилейный 1861-1911». Так же, как на открытках, на фантиках зачастую писали строки стихов великих поэтов или слова из манифеста об отмене крепостного права.

         Историк Л. Нумерова пишет: «С нескрываемым патриотизмом в кондитерской упаковке был отражен 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Поражает разнообразие форм и материалов упаковки, сюжетов изобразительного ряда. Серия портретов русских и французских полководцев, героев партизанской войны, сцены знаменитых сражений – обо всем этом почти с книжной глубиной напоминали кондитеры в своей юбилейной продукции».
        В первые годы Советской власти убирались все приметы старого времени, все символы, связанные с императорской Россией. Исчезли фантики, например, посвященные 300-летию Романовых. Разумеется, получили иные названия конфеты «Царская», «Принцесса», «Императрица», «Боярыня». Появились конфеты, упаковки которых украшали слова «Красный Октябрь», «Красный большевик». «Чапаев», «Пионер», «Октябрёнок», «Советская», «Крестьянская».

         В советские времена конфетный фантик, как и многое другое, был идеологизирован. Все, что славилось, отмечалось, праздновалось, отражалось на обертке: юбилей Революции, 8 марта, 1 мая, 7 ноября и т. д. Яркой приметой 60 - годов ХХ века стал полёт человека в космос. Это эпохальное событие тоже нашло отражение в таких названиях конфет: «Космос», «Космическая».

 В годы правления Хрущева и увлечения производством кукурузы – появились конфеты с изображением кукурузы и название «Чудесница». В тот же период  можно было увидеть конфеты с такими прекрасными названиями, как «Артистическая», «Баядерка», «Идиллия» «Лебединая Песня», «Синяя птица», «Снегурочка», «Маленькие Музыканты», «Детские забавы».

         Обёртка для конфет и шоколадной плитки – это и часть повседневной жизни, и особый знак эпохи, вызывающий в памяти запах и вкус даже спустя много лет.

  1. Разновидности орфограмм русского языка

         Прежде, чем мы приступили к работе по классифицированию названий конфет по орфограммам русского языка,  мы повторили разновидности орфограмм русского языка, используя примерную программу по русскому языку и выявили следующие орфограммы, изучаемые в начальных классах:

1.Гласная после шипящей:

  • жи - ши;
  • ча – ща;
  • чу – щу.

2.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

3.Заглавная буква в именах собственных.

4.Непроверяемая гласная в корне слова.

5.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

6.Разделительный мягкий знак.

7.Правописание безударной гласной в корне слова.

8.Правописание удвоенных согласных.

9.Правописание парных согласных в корне слов и др.

  1. Классификация названий конфет по орфограммам

При исследовании оберток от конфет, мы обратили внимание на названия конфет. Во многих из них есть орфограммы, которые обучающиеся изучают в начальной школе.

Получается, что с помощью фантиков, мы можем развивать орфографическую грамотность, ведь практически каждое из этих слов содержит какую - либо орфограмму, а иногда и не одну – съел конфету и научился писать слово - название. 

         Для исследования орфограмм мы использовали  49 названий конфет. После того, как выявили орфограммы в названиях конфет, распределили орфограммы  на группы. Получилось 8 групп (смотреть Приложение 1).

         

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование «Значение фантиков в повседневной жизни»

Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и видят ли в этих названиях орфограммы.

Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:

  1. Любите ли Вы конфеты?
  2. Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
  3. Названия каких конфет Вам запомнились?
  4. Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?

         Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В анкетировании приняли участие 50 человек. Проанализировав результаты анкет обучающихся, мы получили такие результаты (смотреть Приложение 2):

- оказалось, что из 50 человек, принявших участие в анкетировании,  15 человек любят не все конфеты, остальные 35 человека дали положительный ответ.

Также выяснилось, что 

- 21 человек из 50 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное, чтобы конфета была вкусной, 

- 29 человек всегда интересуются тем, что написано на обертке.

 Перечисляя названия любимых конфет, участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.

Большинство анкетируемых (32 человека) считают, что на фантиках можно найти орфограммы русского языка, 8 человек думают, что нельзя, остальные (10 человек) затрудняются ответить на этот вопрос.

Что же получается? Многие ребята, съедая конфету, на название внимания не обращают, поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Но при этом знают, что на обёртках можно встретить орфограммы русского языка.

Мы решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили провести эксперимент.

 

2.2. Эксперименты с конфетными фантиками

Цель проведения эксперимента: выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости обучающихся, используя фантики.

Продолжительность эксперимента: 3 дня.

Для участия в эксперименте мы привлекли 25 учеников 4 класса. Учитель помог нам организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного диктанта с учётом изученных нами орфограмм (смотреть Приложение 3). Участникам эксперимента было предложено написать словарный диктант. Проверив все работы, мы получили такие результаты (смотреть Приложение 4):

- 5 учеников из 25 не справились со словарным диктантом (получили «2»), 

- 8 учеников написали диктант на «3», 

- 7 человека получили отметку «4»,

- и лишь 5 учеников не допустил ни одной ошибки.

 Выходит, конфету многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.

О результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных ошибках им тоже не сообщалось.

В течение 2 дней мы попросили участников эксперимента повторить правила по орфографии.  

Через 2 дня нам предстояло провести повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в первый раз. Результат нас удивил и порадовал:

- 10 учеников из 25 не допустили ни одной ошибки, 

- 9 получили отметку «4», 

- 6 человек написали диктант на «3», а двоек не было вовсе

Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились (смотреть Приложение 5).

Мы пришли к выводу, что, участники эксперимента, при повторении правил по орфографии, стали обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что привело к повышению уровня орфографической зоркости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         На фантиках от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет по 8 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными, Правописание парных согласных в корне слов. А самыми редкими - правописание удвоенных согласных.

         При исследовании конфетных фантиков мы формировали орфографические умения и навыки, находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.

         Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя конфетные фантики.

Мы убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения орфографии.

На основе исследования мы создали памятку названий конфет по орфограммам (смотреть Приложение 6).

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при отработке навыков грамотного письма.

Мы считаем, что достигли цели работы и выполнили все задачи.

         Наша гипотеза о том, что  в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Классификация названий конфет по орфограммам

Орфограмма

Названия конфет

1.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

«Белочка»;  «Ласточка»; «Шипучка»; «Красная шапочка»; «Москвичка»; «Рачки»; «Батончик в шоколаде»; «Черноморочка».

2.Заглавная буква в именах собственных.

«Алёнка»; «Сказки Пушкина»;
«Рузанна»; «Любимый Мишаня»; «Кара-Кум»; «Кот в сапогах»; «Красная шапочка»;
«Буратино». 

3.Непроверяемая гласная в корне слова.

«Малина»; «Абрикос»; «Барбарис»;
«Ромашка»; «Птичье молоко»; «Коровка»; «Богатырь».

4.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

«Золотой трюфель»; «Сласть»;
«Аленький цветочек»; «Колокольчик».

5.Разделительный мягкий знак.

«Грильяж»; «Птичье молоко»; «Премьера»;
«Аксинья».

6.Правописание безударной гласной в корне слова.

«Морская звезда» – море, звёзды;
«Золотой ключик» – золото, позолоченный;
«Кислинка» - кислый;   «Лебёдушка» - лебедь; «Медунок» - мёд; «Марсианка» – марс.

7.Правописание удвоенных согласных.

«Россия»; «Рузанна»; «Гулливер»; «Ассорти».

8. Правописание парных согласных в корне слов.

 «Загадка» - загадать; «Грильяж» – много грильяжа; «Коровка» - корова; «Клубника со сливками» – сливочный; «Ягодка-малинка» – ягода; «Мягкий грильяж» – мягок; «Голубка» - голуби; «Сладкий орешек» - сладок; «Сказка» - сказать.


Приложение 2

Результаты анкетирования

«Значение фантиков в повседневной жизни»

 

Приложение 3

Словарный диктант

Белочка, Аленка, Богатырь, Рузанна, Премьера, Сласть, Гулливер, Ромашка.

        Приложение  4

Результаты написания словарного диктанта

Приложение 5

Результаты написания повторного словарного диктанта

Приложение 6

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Классификация названий конфет по орфограммам»

Орфограмма

Названия конфет

1.Правописание буквосочетаний: чк,чн, чт, нч.

«Белочка»;  «Ласточка»; «Шипучка»; «Красная шапочка»; «Москвичка»; «Рачки»; «Батончик в шоколаде»; «Черноморочка».

2.Заглавная буква в именах собственных.

«Алёнка»; «Сказки Пушкина»;
«Рузанна»; «Любимый Мишаня»; «Кара-Кум»; «Кот в сапогах»; «Красная шапочка»;
«Буратино». 

3.Непроверяемая гласная в корне слова.

«Малина»; «Абрикос»; «Барбарис»;
«Ромашка»; «Птичье молоко»; «Коровка»; «Богатырь».

4.Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

«Золотой трюфель»; «Сласть»;
«Аленький цветочек»; «Колокольчик».

5.Разделительный мягкий знак.

«Грильяж»; «Птичье молоко»; «Премьера»;
«Аксинья».

6.Правописание безударной гласной в корне слова.

«Морская звезда» – море, звёзды;
«Золотой ключик» – золото, позолоченный;
«Кислинка» - кислый;   «Лебёдушка» - лебедь; «Медунок» - мёд; «Марсианка» – марс.

7.Правописание удвоенных согласных.

«Россия»; «Рузанна»; «Гулливер»; «Ассорти».

8. Правописание парных согласных в корне слов.

 «Загадка» - загадать; «Грильяж» – много грильяжа; «Коровка» - корова; «Клубника со сливками» – сливочный; «Ягодка-малинка» – ягода; «Мягкий грильяж» – мягок; «Голубка» - голуби; «Сладкий орешек» - сладок; «Сказка» - сказать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. А. Г. Баулина М.: Инсбук-бизнес, 2007.

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).

3.https://www.abcfact.ru/2703.html        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Творческо-исследовательский проект «Возникновение русской матрешки»

         Русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и ...

Исследовательский проект"Национальное русское блюдо-блины"

Данная презентация является результатом работы ученицы совместно с родителями и педагогом.Работа создавалоась для участия в конкурсе презентаций  о  национальных  блюдах....

Исследовательский проект "Секрет русского валенка"

Работа выполнялась учениками 3 класса...

Исследовательский проект " сладкая орфография"

Проект по русскому языку, после изучения темы орфография....

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...