Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку, 1класс, УМК «ПНШ», Н.Г.Агаркова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1klass_pnsh.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Н.Г.Агаркова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».
Обучение грамоте
Планируемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
• на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
• называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Планируемые результаты освоения курса к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы русского языка;
• различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
• определять на слух ударные и безударные гласные;
• делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
• определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
• обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;
• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
• обозначать звуки буквами и условными значками;
• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
• перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
• членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
• правильно записывать предложение и собственные имена
при списывании и диктанте.
Планируемые результаты освоения курса к концу заключительного периода:
Обучающиеся научатся:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);
• озаглавливать прослушанный текст;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Обучение грамоте»
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
• работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
• понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками
Систематический курс русского языка
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• различать буквы и их основные звуковые значения;
• различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
• делить слова на слоги, определять ударный слог;
• пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
• пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
• пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- различать слова названия предметов, признаков, действий;
- различать главные и неглавные слова - названия предметов;
- определять в тексте слова — помощники.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• различать предложение и слово;
• определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
• писать прописную букву в именах собственных;
• делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
• писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
- выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.
• писать словарные слова, определенные программой;
• писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• списывать небольшой текст по правилам списывания;
• читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
• первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:
• понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
• выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Обучение грамоте
Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал, специально разработанные задания позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением содержания начального образования.
Личностные УУД
Самоопределение
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц им уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»: с. 5, 9, 13 - 22, 35, 41, 46, 49, 51, 67.
Смыслообразование
- Тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей: «Мой дядя» (с. 48), «Енот» (с. 52), Э. «Россия» (с. 57), «Сосна» (с. 59), «Зайка» (с. 66), «Мишка и лужи» (с. 85), «Моя семья» (с. 88), «Капризы погоды» (с. 91), «Храбрый петух» (с. 94), «Глупая история» (с. 101), В. Берестов «Верблюжонок» (с. 114), «Белая акация» (с. 118), А.Блок «Ветхая избушка» (с. 120).
Нравственно-этическая ориентация
- навыки сотрудничества в разных ситуациях,
- этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
Познавательные УУД
Информационные (поиск и выделение необходимой информации). Работа с текстом и иллюстрациями
• Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек: «Данила» (с. 47), «Омут» (с. 50), «Затеи Деда Мороза» (с. 55), «Дом гнома» (с. 62), «Соседи Кондрата» (с. 64), «Сон Фомы» (с.72), «Барбос на рыбалке» (с.74), «Попугай» (с. 77), «Незваные гости» (с. 81), С. Маршак «Жадина» (с. 83), «Лесная школа» (с. 98), «Дружище» (с. 105–106), «Что у нас во дворе?» (с.115), Ю. Мориц «Попрыгать-Поиграть» (с.122), Г. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123), Б. Заходер «Песня игрушек» (с. 125), В. Берестов «Читалочка» (с. 126).
• Поиск нужных слов (работа на цветном фоне – розовом, голубом, желтом): с. 31, 34, 36, 47, 48, 51, 54, 58, 59, 61, 65, 68, 71, 74, 76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107, 111, 112.
Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
• сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой: с. 13–14, 15–16, 17–18, 19, 20, 21, 24, 26, 29, 32, 35, 37–38, 39–40, 41–42, 43–44, 45, 46, 49, 51, 53, 56, 60, 62, 63, 65, 67, 70, 73, 75, 78, 80, 82, 86–87, 89, 92, 95, 97, 103, 107, 110;
• анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких-глухих (с. 51, 58, 65, 71, 76, 84);
• обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ (с. 37–43; 86, 89);
• обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);
• выяснение общих черт непарных согласных (с. 92, 95, 103, 111).
Подведение под понятие:
• формирование понятия «звук» через анализ моделей;
• поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
• формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне (с. 31, 36, 47, 48, 51, 54, 58, 61, 65, 68, 71, 74, 76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107, 111, 112);
• формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов.
Установление причинно-следственных связей:
• между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
• между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных;
• между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Регулятивные УУД
- целеполагание ( формулировать и удерживать учебную задачу)
- планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий),
- осуществление учебных действий (выполнять учебные действия),
- прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи),
- контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату),
- коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения),
- оценка (выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели),
- саморегуляция
Коммуникативные УУД
- инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь),
- планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности),
- взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию),
- управление коммуникацией (определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию)
Систематический курс русского языка
1 класс
Личностные УУД
Самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием)
Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос»: с. 20, 23, 34, 35, 40, 46, 48, 57, 69.
Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией)
Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос; восстановление нарушенного порядка; любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Задания типа «Помоги Маше (Мише) навести порядок в библиотеке: расставить книги на полки»; «Помоги Маше (Мише) выручить этих животных (вернуть им способность действовать, вернуть им их признаки, освободить их детенышей из плена и т. д.). Для этого тебе надо сделать/освоить то или это»: с. 7, 11, 14, 15, 44, 55, 56, 59, 87, 89.
Контроль процесса и результатов деятельности
Задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов»; «Маша сказала, что каждому твердому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик».
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Задания типа «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Что у тебя получилось? Проверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «Вернись к упражнению 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»: с. 9, 29, 34, 36, 38, 47; 57, 58, 60, 61, 63, 64, 66, 69/69, 71, 74, 78, 79, 90/90, 92 (рефлексия).
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
• Обучение работе с разными видами информации:
а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с.5, 8, 9, 14, 15, 16, 18, 21, 25, 28, 29, 32, 35, 37, 40, 42, 45, 47; 49, 53, 56, 60, 62, 64, 66, 68, 71, 73, 74, 76, 79, 81, 83, 85, 86, 87, 90;
б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями: с.5, 7, 8–9, 12–13, 18, 21, 40, 41, 81;
в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту): с. 6, 8, 10, 12, 29, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 40, 43; 57, 78, 90– 91;
г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42. 52, 60, 65, 72.
• Знаково-символическое моделирование: с. 14, 15/15, 16, 17, 18/18, 19, 20, 25, 40, 41, 42, 47/47, 75/75, 79.
• Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Задания типа «Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»; «Вернись к столбику-списку животных. Примеряй к каждому из них указанные слова-названия признаков. Выписывай подходящие по смыслу»; «Вернись к схемам на странице 6. Уточни, на какие согласные показывают буквы И и Е. Работает ли это правило в данном случае?»: с. 15, 16/16, 17/17, 20/20, 29, 30, 35, 38, 39, 40; 52, 57, 58, 60/60, 62, 65/65, 68, 72/72, 80, 90/90, 92/92.
Универсальные логические действия
• Подведение под понятие:
1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему: с. 15, 16/16, 17/17, 18/18, 19, 20/20, 25, 41, 42, 47/47; 52, 62/62, 65/65, 72, 75/75, 90/90;
2) подведение под правило: с. 60, 66, 67.
• Установление причинно-следственных связей.
Например: ребенок должен установить связь между отсутствием некоторых букв на библиографических табличках в библиотеке и отсутствием фамилий, начинающихся на эти буквы; связь между местом ударения в слове и значением слова; связь между сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; связь между количеством гласных в слове и количеством слогов; связь между использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными, и отсутствием ее в словах, омонимичных данным словам; связь между местоположением в слове буквы гласного второго ряда и количеством звуков, которые она обозначает; зависимость качества согласного звука (по линии звонкости/глухости) от его местоположения в слове; зависимость произношения слов от особенностей написания (с Ь и Ъ или без них); зависимость между целью предложения и знаком (а также между интонацией и знаком), с помощью которого эта цель (или эта интонация) оформляется на письме, и т. д.: с. 9, 15, 16/16, 17/17, 23, 24, 26, 27, 28/28, 29, 36-37, 38/38, 39/39, 41/41, 42, 43, 45/45; 50,51, 53, 55/55, 56, 58, 61, 66, 67, 68, 73/73, 80–82, 85, 87, 90/90.
Постановка и решение проблемы базируется в 1-м классе на сформированности логических операций.
Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное: с. 19, 23, 24, 25, 26, 28/28, 29, 30/30, 31/31, 33, 34/34, 36, 38/38, 39/39, 42/42, 43, 45, 47/47, 49, 50/50, 51/51, 52, 53/53, 54, 55/55, 56, 57, 62, 65, 68, 70, 71/71, 73/73, 74, 76, 77.
Постановка и решение проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов:
а) проблема использования в предложении предлога: с. 19–20;
б) проблема установления качества звука [й’]: с. 35–37.
Коммуникативные УУД
Коммуникация как кооперация
Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: с. 8, 11, 28, 30, 44, 46, 48, 61, 67.
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
Задания типа «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»: с. 20, 23, 29, 34, 35, 40, 46, 48/48, 65, 81, 84.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Обучение грамоте (207 ч)
Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Курс «Обучение грамоте» даётся в содержании программы по видам речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение, письмо).
Подготовительный период (22 ч)
1. Чтение (10 ч)
Знакомство с первой учебной книгой - «Азбукой». Иллюстрации. Модели единиц русского языка. Речь устная и письменная. Сказки «Заюшкина избушка» и «Колобок». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями к ней. Устные высказывания на тему «Как хлеб на стол пришёл». Текст, предложение, слово, интонация. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Слово как часть предложения. Слова-названия предмета. Живые и неживые предметы. Слова-названия действий. Звуки речевые и неречевые. Слово-название признака. Обобщающее слово. Служебные слова (слова-помощники) в предложении. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.
2. Письмо (12 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму и под счёт.. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв.
Основной звукобуквенный период (160ч)
1. Чтение (72 ч)
Звуки и буквы. Буква как знак звука. Гласные звуки. Артикуляция гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
2. Письмо (88ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звука (звуков), изученных на уроке чтения. Соотнесение изученного звука (звуков) с условно-графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы (знакомство с шаблонами элементов письменных букв).
Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Письмо под счёт.
Заключительный период (25ч)
1. Чтение (10ч)
Работа над текстами «Верблюжонок», «Что у нас во дворе?», «Белая акация». Работа над текстами загадок, скороговорок. Работа над текстами в стихотворной форме. Закрепление элементарного навыка чтения.
2. Письмо (15ч)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости.
Систематический курс русского языка
1 класс (50 ч)
Фонетика и графика (28 час[1]*)
Алфавит. Правильное название букв. Расположение слов в алфавитном порядке. Практическое использование последовательности букв алфавита.
Знакомство со звуковым столбиком. Гласные и согласные звуки. Различение буквы и звука. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Звуковой анализ слов. Звуковая схема слова.
Звук [й’] и буква Й. Работа букв Ю, Я, Е, Ё. Работа букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слова. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Распознавание твёрдых и мягких согласных. Особенности звуков [ж], [ш]. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Особенности звука [ц]. Сочетания ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. Особенности звуков [ч’], [щ’]. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Работа букв Ь и Ъ. Мягкий знак на конце и в середине слова. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Морфология (4 час*)
Синтаксис (6 час*)
Предложение. Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания). Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения.
Орфография и пунктуация (6 час**)
Прописная буква в именах собственных.
Правило переноса слов: по слогам с одной строчки на другую.
Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЦИ- ЦЕ-ЦЫ.
Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Правило написания буквы парного согласного на конце слова.
Написание Ь как обозначащего мягкость согласных на конце слов и в середине слов перед согласными.
Правильное обозначение на письме границы предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения).
Правописание словарных слов.
Правила списывания текста.
Развитие речи (6 час[2]*)
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Словарь
Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).
РАБОТА с информацией по другим основаниям:
• поиск и фиксация информации (1);
• понимание и преобразование информации (2);
• применение и представление информации (3);
• оценка достоверности получаемой информации (4).
(1) Формирование умения искать информацию в учебной книге: все задания, где необходимо вернуться на определенные страницы для выполнения задания. Например, нужно будет с разных страниц учебника вернуться к КАРТЕ ЖИВОТНЫХ, чтобы выручить из беды очередную группу пленников: с. 11(3), 35, 40, 44 (15), 46(18), 67(32), 69(34). Кроме этого: с. 15 (возврат к списку на с. 14), 20 (возврат к иллюстрации на с. 18); 58–59 (поиск текста в учебнике «Литературное чтение»), 62 (возврат к схемам на с. 52), 65 (возврат к схемам на с.52), 72 (возврат к упр. 36), 76 (возврат к правилу на с. 30), 80 (возврат на с. 30), 92 (работа с учебником «Литературное чтение»). Кроме этого, все задания, где необходимо искать определенную группу звуков на отдельно выделенном вертикальном звуковом столбике (это делается на 14 занятиях, и об этом уже сказано выше).
(2) Задания, нацеленные на проверку понимания информации: с. 7 (достройка алфавитного списка: вставка 5 пропущенных знаков), 8–9 (примерки фамилий писателей к звеньям алфавита на библиографических табличках (по 12 примерок делает каждый ребенок
из пары), 15 (примерки подходящих признаков к списку из 6 животных), 19 (выбор верного высказывания из 4-х вариантов; выбор нужного предлога для трех вариантов), 21 (выбор нужного из 2-х вариантов), 23 (выбор нужного из 3-х вариантов), 24 (сравнение 3-х разных, но похожих вариантов), 25 (реконструкция трех разных, но похожих вариантов), 26 (сравнение сначала 3-х омографов, а затем 2-х омонимов), 28(9) (работа с пятью парами омонимов), 34 (сравнение двух пар слов, имеющих фонетическое сходство), 36 (сравнение двух пар похожих слов, имеющих разную слоговую структуру), 38–39 (сравнение трех пар фонетических слогов, имеющих сходный звук), 40 (сопоставление 4-х звуковых моделей с их буквенным обозначением и способность найти подходящие примеры); 41 (сопоставление букв гласных второго ряда в начале слов с их звуковыми эквивалентами), 42–43 (сходные задания), 43 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); 44–48 (сходные задания); 47 (соотнесение слова с подходящей звуковой схемой; соотнесение простого предложения, состоящего из основы, с подходящей схемой); 49–51 (сравнение ударных гласных звуков, обозначенных на письме разными буквами); 52 (выбор слов для подтверждения закономерностей, указанных в схеме), 53 (поиск фонетической закономерности в системе маркирования букв в списке слов), 54 (сравнение трех столбиков слов по предложенным основаниям), 55–56 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 61, 62, 63, 65, 66 (способность осознать исключения из правил).
(3) Задания, нацеленные на применение полученной информации: с. 40 (применение звуковой модели к конкретному лексическому материалу), 39 (применение полученных фонетических знаний к записи своего собственного имени с помощью значков транскрипции); 52 (способность проиллюстрировать фонетическую закономерность, отраженную в схеме, выбранными примерами), 58 (способность произнести вновь предъявленные звуковые сочетания на старинный лад), 59(25) (способность применить правило), 60, 61, 63, 66 (способность применить правило, способность следовать инструкции), 67 (способность следовать инструкции) и т. д.
(4) Задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа «Миша нашёл пять таких слов, Маша – только четыре. Как ты думаешь, кто из них прав?», «Миша предположил, что не бывает фамилий на такие буквы. Прав ли Миша?»: с. 9, 49, 51, 60, 63, 64, 66.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Русский язык (Обучение грамоте)
(107+8(резерв)= 115 часов)
Подготовительный период | 12ч. | |
1. | Основной период 1-й раздел. Изучение букв гласных звуков. Ударение и слог | 16ч. |
2. | 2-й раздел. Изучение букв, обозначающих звонкие, парные по мягкости-твёрдости согласные звуки | 13ч. |
3. | 3 -й раздел. Изучение букв я,ё,ю,е, обозначающих звук [й’] с последующим гласным в начале слова и после гласных, а также мягкость предшествующих согласных звуков | 11ч. |
4. | 4 -й раздел. Изучение букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки | 33ч. |
5. | 5 -й раздел. Обозначение на письме звука [й’] с помощью разделительных знаков «ь» и «ъ» и букв гласных (ь+ я,е,ё,ю,и; ъ+ я,е,ё,ю,и; | 5ч. |
6. | 6-й раздел. Изучение букв, обозначающих непарные глухие мягкие и твёрдые согласные звуки [х, х’ ч’ , щ’, ц]. | 10ч. |
Заключительный период | 7ч. | |
Резерв | 8+107 | |
Итого | 115 ч. |
№ урока | Дата | Содержание (тема) | Кол-во часов | |
№ урока по прописи | Кол-во часов | |||
Подготовительный период (12ч.) | ||||
Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве | 1 | 1 | ||
Письмо прямой линии. Пространственная ориентация | 2 | 1 | ||
Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила | 3 | 1 | ||
Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений. Гигиенические правила | 4 | 1 | ||
Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила | 5 | 1 | ||
Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г). Гигиенические правила | 6 | 1 | ||
Наклонные прямые с петлей вверху и внизу. Гигиенические правила | 7 | 1 | ||
Письмо полуовала с петлей в рабочей строке (е). Гигиенические правила | 8 | 1 | ||
Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху | 9 | 1 | ||
Письмо овалов: малого и большого(о О) | 10 | 1 | ||
Письмо полуовалов: письмо справа - c и подобного - письмо слева | 11 | 1 | ||
Письмо короткой прямой с половинным ь | 12 | 1 | ||
Основной период 1-й раздел. Изучение букв гласных звуков. Ударение и слог | ||||
Строчная а. Введение звукобуквенной схемы: две группы букв (буквы гласных и согласных звуков) | 13 | 1 | ||
Прописная А | 14 | 1 | ||
Письмо букв А, а | 13-14 | 1 | ||
Строчная о | 15 | 1 | ||
Прописная О | 16 | 1 | ||
Строчная у | 17 | 1 | ||
Прописная У | 18 | 1 | ||
Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау. Введение алгоритма письма под диктовку | 17-18 | 1 | ||
Строчная э | 19 | 1 | ||
Прописная Э. Работа над алгоритмом письма под диктовку | 20 | 1 | ||
Строчная ы | 21 | 1 | ||
Строчная и | 22 | 1 | ||
Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль | - | 1 | ||
Прописная И | 23 | 1 | ||
Введение представления о зрительном диктанте по памяти (последовательность гласных букв на доске дается на основе алфавита - без сообщения об этом детям): а, и, о, у, ы, э | 23-24 | 1 | ||
Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением. | 24 | 1 | ||
2-й раздел. Изучение букв, обозначающих звонкие, парные по мягкости-твёрдости согласные звуки (13ч.) | ||||
Строчная м. Письмо соединений букв. Введение алгоритма записи под диктовку и самопроверки | Т.№2 2,3 | 1 | ||
Закрепление письма соединений букв. Работа над алгоритмом записи под диктовку и самопроверки | 3 | 1 | ||
Прописная М. Работа над алгоритмом списывания слова и самопроверки | 4 | 1 | ||
Строчная н. Прописная буква в именах собственных. Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма | 5 | 1 | ||
Прописная Н. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 6 | 1 | ||
Строчная л | 7 | 1 | ||
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Прописная Л. Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: орфографическое чтение по слогам | 8 | 1 | ||
Строчная р | 9 | 1 | ||
Прописная Р. Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | 10 | 1 | ||
Буква й. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 11 | 1 | ||
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | 1 | |||
Буква й | 12 | 1 | ||
3 -й раздел. Изучение букв я,ё,ю,е, обозначающих звук [й’] с последующим гласным в начале слова и после гласных, а также мягкость предшествующих согласных звуков (52ч.) Строчная я | 13 | 11 1 | ||
Прописная Я | 14 | 1 | ||
Строчная ё | 15 | 1 | ||
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма | 14-15 | 1 | ||
Прописная Ё Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 16 | 1 | ||
Строчная ю | 17 | 1 | ||
Прописная Ю. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 18 | 1 | ||
Строчная е | 19 | 1 | ||
Зрительный диктант (предложение) Взаимопроверка | 18-19 | 1 | ||
Прописная Е. | 20 | 1 | ||
Буква ь | 21 | 1 | ||
4 -й раздел. Изучение букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки (33ч.) Строчная д | 22 | 33 1 | ||
Прописная Д | 23 | 1 | ||
Составление предложений из данных слов, списывание одного из предложений с именем. Взаимопроверка | 1 | |||
Строчная т | 24 | 1 | ||
Прописная Т | 25 | 1 | ||
Работа над смысло-различительной ролью звуков. | 1 | |||
Строчная з | 26 | 1 | ||
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | ||||
Прописная З. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 27 | 1 | ||
Строчная с | 28 | 1 | ||
Прописная С | 29 | 1 | ||
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Буквы С,с и З, з | 1 | |||
Строчная г | Т. №3 3 | 1 | ||
Прописная Г | 4 | 1 | ||
Строчная к | 5 | 1 | ||
Прописная К | 6 | 1 | ||
Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | 1 | |||
Строчная в | 7 | 1 | ||
Прописная В. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 8 | 1 | ||
Строчная ф | 9 | 1 | ||
Прописная Ф | 10 | 1 | ||
Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков; работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Строчная б | 11 | 1 | ||
Прописная Б | 12 | 1 | ||
Строчная п | 13 | 1 | ||
Прописная П. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков | 14 | 1 | ||
Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков; работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Строчная ж | 15 | 1 | ||
Прописная Ж, «жи пиши с буквой и» | 16 | 1 | ||
Строчная ш, «ши пиши с буквой и» | 17 | 1 | ||
Прописная Ш, «жи –ши пиши с буквой и» | 19 | 1 | ||
Составление текста диктанта с жи-ши (в паре или в группе - по желанию) | 1 | |||
5 -й раздел. Обозначение на письме звука [й’] с помощью разделительных знаков «ь» и «ъ» и букв гласных (ь+ я,е,ё,ю,и; ъ+ я,е,ё,ю,и; (5ч.) ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 20 | 5 1 | ||
ъя, ъе, ъё, ъю | 21 | 1 | ||
ъя, ъе, ъё, ъю. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков | 1 | |||
ъя, ъе, ъё, ъю | 1 | |||
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
6-й раздел. Изучение букв, обозначающих непарные глухие мягкие и твёрдые согласные звуки [х, х’ ч’ , щ’, ц]. (10ч.) Строчная х | 22 | 10 1 | ||
Прописная Х | 23 | 1 | ||
Строчная ч; ча, чу | 24 | 1 | ||
Прописная Ч; ча, чу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 25 | 1 | ||
ча, чу | 1 | |||
Строчная щ; ща; щу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Прописная Щ; Письмо ща, щу | 1 | |||
Строчная ц | 28 | 1 | ||
Прописная Ц. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 29 | 1 | ||
Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | |||
Заключительный период (7ч.) Выборочный диктант. Взаимопроверка. | 7 1 | |||
Письмо по памяти | 1 | |||
Запись слов под диктовку | 1 | |||
Составление и запись предложений | 1 | |||
Составление словарного диктанта с буквосочетаниями ча- ща, чу-щу (в паре и в группе - по желанию) | 1 | |||
Игры со словами | 1 | |||
Запись предложений к празднику «Прощание с первой книгой» | 1 | |||
108-115 | Резерв | 8 |
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 класс (50 часов)
Н.А.Чуракова Русский язык. 1 класс. Учебник
Е.Р. Гольфман, Н.А.Чуракова Русский язык. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы
[2]* Количество часов считается примерным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа английского языка «Грамматика английского языка» для 4 класса
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и рабочей программы курса английского языка к У...
рабочая программа "Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 класс
рабочая програма " эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке" 1 кл для национальных школ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...
Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...