рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
рабочая программа ориентирована на использование учебно - методичекого комплекса "Школа России". программа расчитана на 5 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 129.31 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ);
- Федеральный Закон от 01. 12. 2007 г. № 309 (ред. От 23. 07. 2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобразования России от 31. 03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018 – 2019учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету «Русский язык»
Сроки освоения программы: 2018 – 2019 уч. год
Объем учебного времени: 170 часов в год: 5 часов в неделю (34 учебные недели).
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Цели изучения курса:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Кол –во часов | Содержание темы урока | Требования ФГОС к планируемым результатам по предмету | |
Базовый уровень (обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) | ||||
1 | Язык и речь. | 2 | Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | различать язык и речь; объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; составлять текст по рисунку; находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. С. Пушкина | анализировать высказывания о русском языке (А. Куприна); рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Признаки текст: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение (повторение, углубление представлений о предложении и диалоге).Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложение (общее представление). Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. | различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста; различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст | выделять в письменном тексте диалог; наблюдать за значением предложений, различать их по цели высказывания (без терм); соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения |
3 | Слово в языке и речи | 19 | Лексическое значение слова. Омонимы. Использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении). Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте; подбирать к слову синонимы и антонимы; распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. | группировать слова по типу орфограммы; приводить примеры с заданной орфограммой; излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. |
4 | Состав слова. Правописание частей слова. | 45 | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей слова. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. | формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова и синонимы; находить чередующиеся звуки в корне слова; различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определения окончания, приставки и суффикса; выделять в словах основу слова; проводить разбор слов по составу. | редактировать предложения с однокоренными словами; подробно излагать содержание повествовательного текста по плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами |
5 | Части речи | 76 | Повторение и углубление представлений об имени существительном. Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. Падеж имён существительных Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имён прилагательных. Связь имён прилагательных с именем существительным. Род имён прилагательных. Падеж имён прилагательных. Число имён прилагательных. Повторение и углубление представлений о местоимении. Личные местоимения. Род местоимений 3 лица единственного числа. Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. | определять по изученным признакам слова различных частей речи; классифицировать слова по частям речи, самостоятельно подбирать примеры; составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе; выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению | находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение; составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. |
6 | Повторение | 14 | Части речи. Обобщение изученного о слове, предложении. Правописание значимых частей слова |
Учебно–тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во часов по программе |
1. | Наша речь | 2 | 2 |
2. | Предложение | 14 | 14 |
3. | Слово в языке и речи | 19 | 19 |
4. | Состав слова | 16 | 16 |
5. | Правописание частей слова | 29 | 29 |
6. | Части речи | 76 | 76 |
7. | Повторение | 14 | 14 |
Итого: | 170 | 170 |
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Кол-во часов | Словарные диктанты | Контрольное списывание | Контрольные и проверочные диктанты | Диагностическая работа | Проверочные работы |
I четверть | 45 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 |
II четверть | 35 | 1 | 1 | 3 | - | 1 |
III четверть | 50 | 3 | 1 | 3 | - | 1 |
IV четверть | 40 | 1 | - | 2 | 1 | |
Итого: | 170 | 9 | 3 | 11 | 1 | 5 |
Развитие речи
Период обучения | Изложения | Сочинения |
I четверть | 3 | - |
II четверть | 3 | 1 |
III четверть | 3 | 3 |
IV четверть | 4 | - |
Итого: | 13 | 4 |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
2 | Стартовая диагностическая работа | Констатирующий |
7 | Словарный диктант № 1 | Констатирующий |
15 | Проверочная работа № 1 | Текст. Предложение. Словосочетание |
16 | Контрольный диктант № 1 | Предложение |
17 | Словарный диктант № 2 | |
28 | Проверочная работа № 2 | Части речи |
32 | Словарный диктант № 3 | Текущий |
33 | Проверочный работа № 3 | Закрепление изученного |
35 | Проверочный диктант № 1 | Слово в языке и речи |
38 | Контрольное списывание № 1 | Констатирующий (за 1 четверть) |
41 | Контрольный диктант № 2 | Констатирующий (за 1 четверть) |
42 | Словарный диктант № 4 | |
48 | Контрольный диктант 3 | Состав слова |
51 | Проверочная работа № 4 | Состав слова |
61 | Контрольное списывание № 2 | Текущее |
67 | Контрольный диктант № 4 | Правописание корня слова |
71 | Словарный диктант № 5 | Констатирующий (за 1 полугодие) |
79 | Контрольный диктант № 5 | Констатирующий (за 1 полугодие) |
88 | Контрольное списывание № 3 | Текущее |
96 | Проверочный диктант № 2 | Род и число имен существительных |
98 | Словарный диктант № 6 | |
111 | Проверочный диктант № 3 | Имя существительное |
125 | Словарный диктант № 7 | Констатирующий (за 3 четверть) |
126 | Проверочная работа № 5 | Имя прилагательное |
128 | Словарный диктант № 8 | |
129 | Контрольный диктант № 6 | Констатирующий (за 3 четверть) |
134 | Проверочная работа № 6 | Местоимение |
155 | Проверочная работа № 7 | Глагол |
156 | Контрольный диктант № 7 | Констатирующий (за 4 четверть) |
158 | Словарный диктант № 9 | Констатирующий (за год) |
165 | Итоговый контрольный диктант | Констатирующий (за год) |
III. Календарно- тематическое планирование
№ уро-ка п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата проведения урока | Основные формируемые понятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Оснащение урока | Контроль | Домашнее задание | |
План | Факт | ||||||||
Язык и речь – 2 ч | |||||||||
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, ориентация в прописи. Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы. Уметь просить о помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | |||||||||
1 | 1 | Наша речь. Виды речи. | Виды речи. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. | Электронное приложение ,,Наша речь» | Стр. 7 упр. 4 | |||
2 | 2 | Наш язык. Стартовая диагностическая работа | Язык. | Различать язык и речь. | Электронное приложение ,,Наш язык» | Стр. 9 упр. 9 | |||
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 ч | |||||||||
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: поиск и выделение информации. Использовать знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки, осознанно и произвольно строить свои сообщения Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью к учителю или однокласснику. Строить понятные для партнёра высказывания. | |||||||||
3 | 1 | Текст. Типы текстов. | Текст | Различать текст и предложение, текст и набор предложений, выделять части текста; различать типы текстов; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков в конце предложения. | Тексты | Составить и записать текст – описание животного. | |||
4 | 2 | Типы текстов. | Типы текстов, признаки текстов. | Редактировать текст; определять тип текста. | Разные виды текстов | Стр. 14 упр. 16 | |||
5 | 3 | Предложение. | Предложение. | Отличать предложение от группы слов. | Электронное приложение ,, Предложение» | Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу» | |||
6 | 4 | Виды предложений по цели высказывания. | Виды предложений по цели высказывания. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания. | Электронное приложение ,, Виды предложений.» | Стр. 20 упр. 26 | |||
7 | 5 | Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | Виды предложений по интонации. | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. | Электронное приложение ,, Виды предложений.» | Стр. 23 упр. 33 | |||
8 | 6 | Предложения с обращением. | Обращение | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. | Электронное приложение ,, Обращение.» | Стр. 26 упр. 36 | |||
9 | 7 | Обучающее изложение | Связь между предложениями в тексте | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Текст изложения | Составить и записать два предложения с обращением. | |||
10 | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения | Различать и выделять главные члены предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. | Таблица «Члены предложения» | Стр. 28 упр. 41 | |||
11 | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. | Связь между членами предложения. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. | Электронное приложение ,,Главные и второстепенные члены предложения.» | Стр. 30 упр. 46 | |||
12 | 10 | Простое и сложное предложения. | Простое и сложное предложения. | Различать простые и сложные предложения, Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. | Таблица «Простое и сложное предложения» | Стр. 32 упр. 51 | |||
13 | 11 | Простое и сложное предложения. | Части сложного предложения. | Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. | Электронное приложение ,, Простое и сложное предложение.» | Стр. 34 упр. 55 | |||
14 | 12 | Словосочетание. | Словосочетание. | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетание. | Электронное приложение ,, Словосочетание.» | Стр. 36 упр. 60 | |||
15 | 3 | Проверочная работа № 1 | Текст, предложение, словосочетание | Выполнять разбор предложений по членам предложения. | П. р | Стр. 37 упр. 63 | |||
16 | 14 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | Оценивать результаты освоения темы и выполнения заданий. | К д | |||||
Слово в языке и речи – 19 ч | |||||||||
Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; применять установленные правила в планировании способа решения; Познавательные: обработка информации, осознанное и правильное чтение и написание; осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. | |||||||||
17 | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 2 | Однозначные и многозначные слова, слова в переносном значении; | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном смысле. | Электронное приложение «Словарь многозначных слов» | Стр. 42 упр. 67 | |||
18 | 2 | Синонимы и антонимы. | Синонимы и антонимы | Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении и, тексте, подбирать к ним синонимы, антонимы. Работать со словарём синонимов, антонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | Электронное приложение « Синонимы и антонимы», словарь синонимов и антонимов | Стр. 44 упр. 74 | |||
19 | 3 | Омонимы. | Омонимы. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | Электронное приложение « Омонимы», словарь омонимов | Стр. 46 упр. 78 | |||
20 | 4 | Слово и словосочетание. | Словосочетание как сложное название предмета. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | Электронное приложение ,, Слово и словосочетание.» | Стр. 48 упр. 82 | |||
21 | 5 | Фразеологизмы. | Фразеологизмы. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове. | Электронное приложение « Фразеологизмы», словарь фразеологизмов | Стр. 50 упр. 87 | |||
22 | 6 | Обучающее изложение (упр.88) | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. | Текст изложения | Составить и записать два предложения с фразеологизмом. | ||||
23 | 7 | Части речи. | Части речи. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. | Таблица «Части речи» | Стр. 54 упр. 92 | |||
24 | 8 | Имя существительное. | Грамматические признаки существительных | Определять грамматические признаки существительных и обосновывать правильность их выделения. | Электронное приложение ,,Имя существительное.» | Стр. 56 упр. 96 | |||
25 | 9 | Имя прилагательное. | Грамматические признаки прилагательных | Определять грамматические признаки прилагательных и обосновывать правильность их выделения. | Электронное приложение «Имя прилагательное.» | Стр. 58 упр. 100 | |||
26 | 10 | Глагол. | Грамматические признаки глаголов | Определять грамматические признаки глаголов и обосновывать правильность их выделения. | Электронное приложение « Глагол.» | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены. | |||
27 | 11 | Что такое имя числительное? Проверочная работа «Части речи» | Имя числительное | Распознавать имя числительное по вопросам, объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных. | Электронное приложение « Имя числительное.» | Стр. 60 упр. 105 | |||
28 | 12 | Однокоренные слова. Проверочная работа № 2 | Однокоренные слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова с омонимичными корнями. | Электронное приложение « Однокоренные слова.» | Стр. 62 упр. 111 | |||
29 | 13 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | Слово и слог, звук и буква. | Различать звук и букву. Определять качественную характеристику гласных в словах. | Электронное приложение « Звуки и буквы.» | Стр. 64 упр. 116 | |||
30 | 14 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | Согласные звуки. | Определять качественную характеристику согласных в словах. | Лента букв | Стр. 66 упр. 120 | |||
31 | 15 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | Звонкие и глухие звуки. Орфограмма. | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. | Лента букв | Стр. 69 упр. 127 | |||
32 | 17 | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам и коллективно составленному плану. | Текст для изложения | Записать 5 слов с мягким разделительным знаком и 5 слов с мягким знаком показателем мягкости согласного | ||||
33 | 18 | Обобщение и закрепление изученного материала. Проверочная работа № 3 | Слово и его окружение | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. | |||||
34 | Проект «Рассказ о слове» | Текстовая информация | Выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | Подготовить проект по теме «Рассказ о слове» | |||||
35 | 19 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | Оценивать результаты выполненного задания. | К д | |||||
Состав слова – 16 ч | |||||||||
Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Познавательные: использовать знаково-символические средства Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, устной и письменной формах. | |||||||||
36 | 1 | Корень слова. | Корень слова. | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Работать со словарём однокоренных слов. | Таблица «Корень слова» | Записать однокоренные слова: 1 вариант – корень «море», 2 вариант – «гор – гора» | |||
37 | 2 | Как найти в слове корень? | Корень слова. | Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. | Электронное приложение « Корень слова.» | Повторить изученные правила. | |||
38 | 3 | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | Сложные слова. | Различать сложные слова, находить в них корень. | Электронное приложение « Сложные слова.» | Стр. 78 упр. 141 | |||
39 | 4 | Окончание. | Окончание. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Электронное приложение « Окончание.» | Стр. 81 упр. 146 | |||
40 | 5 | Окончание слова | окончание | Находить окончания в словах | Электронное приложение « Окончание.» | Стр. 83 упр. 152 | |||
41 | 6 | Приставка. Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | Приставка. | Формулировать определение приставки. Выделять приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | Электронное приложение « Приставка.» | Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. | |||
42 | 7 | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | Значение приставок. | Объяснять значение приставок в слове. Выделять приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | Электронное приложение « Приставка.» | Стр. 88 упр. 163 | |||
43 | 8 | Суффикс. | Суффикс. | Формулировать определение суффикса. Выделять суффиксы. Образовывать слова с помощью суффиксов. | Электронное приложение « Суффикс.» | Записать 10 слов с суффиксами. | |||
44 | 9 | Значение суффиксов. | Значение суффиксов. | Объяснять значение суффикса в слове. Выделять суффиксы. Образовывать слова с помощью суффиксов. | Электронное приложение «Суффикс.» | Стр. 94 упр. 176 | |||
45 | 10 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. | Репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе» | Стр. 92 упр. 171 | ||||
46 | 11 | Основа слова. | Основа слова. | Формулировать определение основы слова. | Электронное приложение « Основа слова.» | Стр. 96 упр. 182 | |||
47 | 12 | Обобщение знаний о составе слова. | Разбор слов по составу. | Проводить разбор слов по составу. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». | Памятки | Стр. 98 упр. 188 | |||
48 | 13 | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова» | Оценивать результаты усвоения темы. | К. д | |||||
49 | 14 | Анализ диктантов и работа над ошибками. Проверочная работа № 4 | Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. | Стр. 98 упр. 189 | |||||
50 | 15 | Обучающее изложение Упр. 191 | Писать слова с изученными орфограммами | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Стр. 99 упр. 190 | ||||
51 | 16 | Проект «Семья слов» Проверочная работа № 4 | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | Проекты | |||||
Правописание частей слова – 29 ч | |||||||||
Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Познавательные: использовать знаково-символические средства Коммуникативные: выполнять учебные действия в материализованной, письменной и умственной формах. | |||||||||
52 | 1 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Орфограмма | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. | Таблица « Части слова.» | Стр. 105 упр. 195 | |||
53 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | Электронное приложение « Гласные в корне слова.» | Стр. 107 упр. 200 | |||
54 | 3 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Электронное приложение « Гласные в корне слова.» | Стр. 108 упр. 203 | |||
55 | 4 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Гласные в корне слова.» | Записать 10 слов с безударными гласными в корне. | |||
56 | 5 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. | Электронное приложение « Согласные в корне слова.» | Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова. | |||
57 | 6 | Проверка слов с парными согласными в корне | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | Электронное приложение « Согласные в корне слова.» | Стр. 113 упр. 214 | |||
58 | 7 | Проверка слов с согласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | Электронное приложение « Согласные в корне слова. | Стр. 115 упр. 218 | |||
59 | 8 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение «Согласные в корне слова.» | Найти и записать пословицу, в которой есть слова с изученными орфограммами | |||
60 | 9 | Обучающее изложение | Писать слова с изученными орфограммами | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Записать по 5 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце и в середине слова | ||||
61 | 10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | Электронное приложение « Непроизносимые согласные в корне слова.» | Стр. 117 упр. 224 | |||
62 | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Непроизносимые согласные в корне слова.» | Стр. 120 упр. 229 | |||
63 | 12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. | Электронное приложение « Непроизносимые согласные в корне слова.» | Стр. 120 упр. 230 | |||
64 | 13 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. | Электронное приложение « Удвоенные согласные.» | Стр. 122 упр. 235 | |||
65 | 14 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Алгоритм действий для решения орфографических задач | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Удвоенные согласные.» | Записать 10 слов с удвоенными согласными | |||
66 | 15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. | Репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка» | Подготовиться к контрольному диктанту | ||||
67 | 16 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов» | Оценивать результаты усвоения темы. | К/ д | |||||
68 | 17 | Правописание суффиксов и приставок. | Орфограммы, | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Электронное приложение « Приставка. Суффикс» | Стр. 125 упр. 241 | |||
69 | 18 | Правописание суффиксов и приставок. | Орфограммы, | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | Электронное приложение « Приставка. Суффикс.» | Стр. 128 упр. 247 | |||
70 | 19 | Правописание суффиксов и приставок. | Орфограммы, | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | Электронное приложение « Приставка. Суффикс.» | Стр. 129 упр. 251 | |||
71 | 20 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5 | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Приставка. Суффикс.» | Стр. 130 упр. 255 | |||
72 | 21 | Правописание приставок и предлогов. | Различие приставок и предлогов. | Различать приставки и предлоги. | Электронное приложение «Правописание приставок и предлогов.» | Стр. 132 упр. 260 | |||
73 | 22 | Правописание приставок и предлогов. | Различие приставок и предлогов. | Объяснять и доказывать правильность написания приставок и предлогов. | Электронное приложение « Правописание приставок и предлогов.» | Стр. 134 упр. 263 | |||
74 | 23 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Разделительный Ъ.» | Стр. 135 упр. 266 | |||
75 | 24 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Разделительный Ъ и ь знаки.» | Записать по 5 слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. | |||
76 | 25 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Разделительный Ъ и Ь знаки.» | Стр. 138 упр. 274 | |||
77 | 26 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Разделительный Ъ и Ь знаки.» | Стр. 141 упр. 279 | |||
78 | 27 | Обучающее изложение (упр.278) | Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Излагать письменно содержание текста | Памятка «Как подготовиться к изложению» | Записать 10 слов с приставками. Составить и записать предложение с одним из них. | ||||
79 | 28 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова» | Оценивать результаты усвоения темы. | К / д | |||||
80 | 29 | Проект «Составляем орфографический словарь | Проект | Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | Орфографические словари | ||||
Части речи 76 ч | |||||||||
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |||||||||
81 | 1 | Части речи. | Части речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. | Электронное приложение « Части речи.» | Стр. 6 упр. 7 | |||
Имя существительное – 31 ч | |||||||||
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: использовать знаково- символические средства; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||||||
82 | 2 | Имя существительное и его роль в речи. | лексическое значение имён существительных. | Определять лексическое значение имён существительных. | Электронное приложение « Имя существительное.» | Стр. 10 упр. 11 | |||
83 | 3 | Значение и употребление имён существительных в речи. | Употребление имён существительных в речи. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи | Электронное приложение « Имя существительное.» | Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные. | |||
84 | 4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые. | Электронное приложение « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.» | Записать 5 одушевлённых и 5 неодушевлённых имён существительных. | |||
85 | 5 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые. | Электронное приложение « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.» | Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. | |||
86 | 6 | Обучающее изложение (упр.21) | Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. | Текст для изложения | Выписать из орфографического словаря по 5 одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. | ||||
87 | 7 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Собственные и нарицательные имена существительные | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | Электронное приложение « Собственные и нарицательные имена существительные.» | Стр. 17 упр. 27 | |||
88 | 8 | Проект «Тайны имени» Контрольное списывание № 3 | Проект | Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять рассказ о своём имени. | Толковый словарь | ||||
89 | 9 | Число имён существительных. | Число имён существительных. | Изменять форму числа имён существительных. | Электронное приложение “ Число имён существительных» | Стр. 21 упр. 32 | |||
90 | 10 | Число имён существительных. | Число имён существительных | Определять число имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. | Электронное приложение « Число имён существительных». | Стр. 23 упр. 37 | |||
91 | 11 | Род имён существительных. | Род имён существительных | Классифицировать имена существительные по роду. Определять род имён существительных. | Электронное приложение « Род имён существительных». | Стр. 27 упр. 44 | |||
92 | 12 | Род имён существительных. | Род имён существительных | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | Электронное приложение « Род имён существительных». | Стр. 30 упр. 50 | |||
93 | 13 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Мягкий знак» | Стр. 33 упр. 56 | |||
94 | 14 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Орфограммы, | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Электронное приложение « Мягкий знак» | Стр. 34 упр. 60 | |||
95 | 15 | Обучающее изложение (упр.62) | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста. Излагать письменно содержание текста | Текст для изложения | Стр. 35 упр. 63 | ||||
96 | 16 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | К/ д | |||||
97 | 17 | Склонение имён существительных. | Склонение | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. | Электронное приложение « Склонение имён существительных». | Просклонять слова: стрела, гроза | |||
98 | 18 | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | Падеж | Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. | Таблица « Падеж имён существительных». | Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных | |||
99 | 19 | Упражнения в определении падежей | Падеж | Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имени существительного. | Таблица « Падеж имён существительных». | Составит и записать словосочетания со словом КНИГА, употребив это слово в разных падежах | |||
100 | 20 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Составлять рассказ по репродукции картины. | Репродукция картины И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Просклонять слово РУЧКА | ||||
101 | 21 | Именительный падеж. | Именительный падеж. | Определять именительный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу . | Электронное приложение « Именительный падеж». | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены | |||
102 | 22 | Родительный падеж. | Родительный падеж. | Определять родительный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | Электронное приложение « Родительный падеж». | Стр. 45 упр. 81 | |||
103 | 23 | Дательный падеж. | Дательный падеж. | Определять дательный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | Электронное приложение « Дательный падеж». | Стр. 47 упр. 84 | |||
104 | 24 | Винительный падеж. | Винительный падеж. | Определять винительный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | Электронное приложение « Винительный падеж». | Стр. 52 упр. 93 | |||
105 | 25 | Творительный падеж. | Творительный падеж. | Определять творительный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | Электронное приложение «Творительный падеж». | Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже | |||
106 | 26 | Предложный падеж. | Предложный падеж. | Электронное приложение « Предложный падеж». | Стр. 54 упр. 98 | ||||
107 | 27 | Обучающее изложение (упр.101) | Определять предложный падеж , в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. | Текст для изложения | Составить и записать 5 словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного) | ||||
108 | 28 | Обобщение знаний | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных. Пользуясь памяткой. | |||||
109 | 29 | Обобщение знаний | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Записать две пословицы. Указать падеж имён существительных | |||||
110 | 30 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Повторить изученные правила | |||
111 | 31 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | К/ д | |||||
112 | Проект «Зимняя страничка» | Выделять из полученной информации главное, составлять свой прект | Подбирать текстовую информацию. | Проект | |||||
Имя прилагательное – 18 ч | |||||||||
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат действия; Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, ставить и задавать вопросы. | |||||||||
113 | 1 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Имя прилагательное и его роль в речи | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. | Электронное приложение « Имя прилагательное». | Стр. 65 упр. 112 | |||
114 | 2 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Лексическое значение имён прилагательных. | Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. | Стр. 66 упр. 115 | ||||
115 | 4 | Роль имён прилагательных в тексте. | Художественное и научное описания | Определять , каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. | Электронное приложение « Род имён прилагательных». | Стр. 69 упр. 121. Подготовиться к сочинению | |||
116 | 5 | Текст – описание. | Текст – описание | Выделять в тексте художественного стиля выразительные средства языка. | Стр. 71 изучить информацию | ||||
117 | 6 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | Отзыв | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М,А. Врубеля). Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. | Репродукция картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | Стр. 70 упр. 123 | |||
118 | 7 | Род имён прилагательных. | Род имён прилагательных. | Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | Электронное приложение « Род имён прилагательных». | Стр. 73 упр. 126 | |||
119 | 8 | Изменение имён прилагательных по родам. | Род имён прилагательных. | Изменять имена существительные по родам в единственном числе. | Электронное приложение « Изменение имён прилагательных по родам». | Стр.75 упр. 130 | |||
120 | 9 | Изменение имён прилагательных по родам. | Род имён прилагательных | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Составлять словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. | Электронное приложение « Изменение имён прилагательных по родам». | Составит 6 словосочетаний, указать род имени прилагательного, выделить окончание | |||
121 | 10 | Число имён прилагательных. | Число имён прилагательных. | Определять форму числа имени прилагательного . Изменять имена прилагательные по числам. | Электронное приложение « Число имён прилагательных». | Стр. 80 упр. 138 | |||
122 | 11 | Число имён прилагательных | Число имён прилагательных | Изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | Электронное приложение « Изменение имён прилагательных по числам». | Стр. 81 упр. 142 | |||
123 | 12 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Падеж имени прилагательного | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять имена прилагательные по падежам. | Электронное приложение « Изменение имён прилагательных п падежам». | Просклонять имя прилагательное ВЫСОКАЯ (ГОРА) | |||
124 | 13 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Падеж имён прилагательных | Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. | Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных. | ||||
125 | 14 | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | Падеж имени прилагательного | Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи | ||||
126 | 15 | Обобщение знаний. Проверочная работа № 5 | Порядок разбора имени прилагательного | Работа с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имена прилагательные в том порядке, какой указан в памятке. | Памятка «Порядок разбора имени прилагательного» | Составить и записать три предложения. Указать род, число и падеж имён прилагательных | |||
127 | 16 | Сочинение по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | Сочинение –отзыв | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | Репродукция картины А.А. Серова «Девочка с персиками» | Повторить изученные правила | |||
128 | 17 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант № 8 | Грамматические признаки имени прилагательного | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | Таблица « Имя прилагательное». | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи | |||
129 | 18 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | К/ д | |||||
130 | 19 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | Проект | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | Загадки | ||||
Местоимение – 5 ч | |||||||||
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения. | |||||||||
131 | 1 | Личные местоимения. | Личные местоимения. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. | Электронное приложение « Личные местоимения». | Составить и записать два предложения с местоимениями | |||
132 | 2 | Изменение личных местоимений по родам | Грамматические признаки личных местоимений. | Определять грамматические признаки личных местоимений. | Электронное приложение « Личные местоимения». | Стр. 95 упр. 162 | |||
133 | 3 | Правописание местоимений. | Правописание местоимений | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». | Таблица « Личные местоимения». | Составить и записать три предложения с разными местоимениями | |||
134 | 4 | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | Правописание местоимений. | Определять лицо, число и род местоимений, употреблять местоимения в речи. | Составить и записать три предложения с разными местоимениями. Указать число и лицо местоимений. | ||||
135 | 5 | Обучающее изложение | Употребление местоимений в письменной речи | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану. | Текст изложения | Составить и записать два предложения с местоимениями | |||
Глагол – 21 ч | |||||||||
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||||||||
136 | 1 | Значение и употребление глаголов в речи. | Глагол | Распознавать глаголы среди других частейречи. Определять лексическое значение глаголов. | Электронное приложение « Что обозначает глагол?». | Стр. 102 упр. 172 | |||
137 | 2 | Значение и употребление глаголов в речи. | Значение глагола | Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. | Таблица « Глагол». | Стр. 103 упр. 176 | |||
138 | 3 | Значение и употребление глаголов в речи. | Значение глагола | Распознавать глаголы среди других частей речи, использовать в речи глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. | Стр. 105 упр. 180 | ||||
139 | 4 | Неопределённая форма глагола. | Неопределённая форма глагола. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов неопределённой формы однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. | Электронное приложение « Неопределённая форма глагола». | Стр. 107 упр. 184 | |||
140 | 5 | Неопределённая форма глагола. | Неопределённая форма глагола. | Распознавать глаголы в неопределённой форме | Стр. 108 упр. 188 | ||||
141 | 6 | Число глаголов. | Число глаголов. | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | Электронное приложение « Число глаголов». | Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах | |||
142 | 7 | Число глаголов. | Число глаголов. | Определять число глаголов, изменять глаголы по числам | Составить и записать четыре предложения на тему «Весна». Указать число глаголов | ||||
143 | 8 | Времена глаголов. | Времена глаголов | Распознавать время глагола. | Электронное приложение « Времена глаголов». | Стр. 113 упр. 199 | |||
144 | 9 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | 2-ое лицо глаголов. | Наблюдать за написанием глаголов во 2 лице. | Электронное приложение « Времена глаголов». | Стр. 116 упр. 204 | |||
145 | 10 | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам. | Изменять глаголы по временам. | Электронное приложение « Времена глаголов». | Стр. 118 упр. 209 | |||
146 | 11 | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам. | Изменять глаголы по временам. | Таблица « Глагол «. | Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени | |||
147 | 12 | Обучающее изложение. Упр. 213 | Анализировать текст, составлять план, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | Текст для изложения | Составить и записать два предложения с глаголами в неопределённой форме | ||||
148 | 13 | Род глаголов в прошедшем времени. | Род глаголов в прошедшем времени. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. | Электронное приложение «Род глаголов в прошедшем времени». | Стр. 122 упр. 218 | |||
149 | 14 | Род глаголов в прошедшем времени. | Родовые окончания глаголов прошедшего времени. | Правильно записывать родовые окончания глаголов прошедшего времени. | Стр. 124 упр. 222 | ||||
150 | 15 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. | Электронное приложение « Не с глаголами». | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей НЕ | |||
151 | 16 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | Электронное приложение « Не с глаголами». | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей НЕ | |||
152 | 17 | Обобщение изученного материала о глаголе. | Грамматические признаки глагола | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Опорные схемы | Стр. 127 упр. 231ё | |||
153 | 18 | Обобщение изученного материала о глаголе. | Грамматические признаки глагола | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Опорные схемы | Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов | |||
154 | 19 | Обобщение изученного материала о глаголе. | Грамматические признаки глагола | Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада «Глагол» | Опорные схемы | Стр. 130 задание 1 | |||
155 | 20 | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа № 7 | Грамматические признаки глагола | Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Подготовиться к контрольному диктанту | ||||
156 | 21 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | К/ д | |||||
Повторение – 14 ч | |||||||||
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения | |||||||||
157 | 1 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | Части речи. | Различать изученные части речи. | Таблица « Части речи». | Стр. 132 упр. 239 | |||
158 | 2 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9 | Части речи | Выполнять морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложений | Таблица « Части речи». | Составить и записать предложения. Указать части речи. | |||
159 | 3 | Обучающее изложение Упр. 242 | Части речи | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно употреблять части речи. | Записать пословицу на тему «Родина». Указать части речи | ||||
160 | 4 | Обобщение изученного о слове, предложении | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | Правильно употреблять слова и предложения в речи. | Электронное приложение ,, Виды предложений.» | Стр. 134 упр. 246 | |||
161 | 5 | Правописание окончаний имён прилагательных | Имя прилагательное и его роль в речи | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. | Электронное приложение « Имя прилагательное». | Стр. 135 упр. 249 | |||
162 | 6 | Правописание приставок и предлогов | Орфограммы. | Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученной орфограммой. | Стр. 135 упр. 250 | ||||
163 | 7 | Правописание безударных гласных | Орфограммы | Распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные в корне слова | Таблица « безударные гласные». | Стр. 137 упр. 255 | |||
164 | 8 | Правописание значимых частей слова | Части слова | Пользоваться правилом перед написанием слова, выяснять в какой части слова находится орфограмма | Стр. 138 упр. 257 | ||||
165 | 9 | Итоговый контрольный диктант. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | К/ д | |||||
166 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | Орфограммы | Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте. | Стр. 140 упр. 263 | ||||
167 | 11 | Обучающее изложение | Писать слова с изученными орфограммами | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану | |||||
168 | 12 | Текст | Обобщение знаний о тексте | Использовать устную и письменную речь | Индивидуально по карточкам | ||||
169 | 13 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | Использовать устную и письменную речь для написания сочинения | Редактировать сочинение | |||||
170 | 14 | КВН «Знатоки русского языка» | Обобщение изученного |
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи? как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
- Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1. Книгопечатная продукция
Методическая литература для учителя
№ п/п | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1 | Савинов Е.С. | Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная школа | 2014 | М.: Просвещение |
2 | О. И. Дмитриева | Поурочные разработки по курсу «Русский язык» 1-4 классы к УМК В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Школа России» | 2018 | М.: ВАКО |
Учебная литература для учащихся
№ п/п | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1 | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий | Русский язык. Учебник в 2 частях для 3 класса начальной школы | 2018 | М.: Просвещение |
2 | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий | Русский язык. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы общеобразовательных учреждений | 2018 | М.: Просвещение |
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Электронное сопровождение к учебнику
2. Технические средства обучения
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. Переносной экран
6. Колонки
7. Принтер
3. Цифровые образовательные ресурсы.
1. Русский язык. 3 класс : электронное приложение к учебнику В. П. Канакина и др. – М. : Просвещение, 2014 – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
2. Русский язык. 3 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....